Уход за системой вентиляции картера состоит в периодической подтяжке хомутиков шлангов, соединяющих ее трубки, а также в осмотрах через каждые 3—6 тыс , км пробега состояния трубок, задней крышки клапанной коробки, клапана (на двигателе ГАЗ-51) и фильтров (на двигателе ЗИМ-12).
При осмотрах необходимо следить за тем, чтобы во всех указанных местах не было скопления отложений, сокращающих проходные сечения трубок, сеток фильтров и щели между внутренней стороной задней крышки клапанной коробки и
отражательной пластиной, приваренной к ней, а также затрудняющих свободное перемещение подвижного элемента клапана вентиляции картера.
Необходимо помнить, что сокращение проходных сечений элементов вентиляции картера приводит к повышению давления в картере и, как следствие, к течи масла через сальники и прокладки, то-есть к увеличению расхода смазки.
Все отложения должны тщательно удаляться промывкой деталей в керосине; трубки, кроме того, должны тщательно продуваться сжатым воздухом.
В случае сильного засмоления , сетку 8 (см. рис. 41) фильтра вытяжной ветви вентиляции картера двигателя ЗИМ-12 рекомендуется проварить в моторном масле при 150—160С в течение 15—20 минут, затем промыть ее в чистом керосине, просушить и вытрясти из, нее отслоившуюся ржавчину.
При закреплении клапана вентиляции картера двигателя ГАЗ-51, на крышке клапанной коробки надо остерегаться чрезмерной затяжки болта его крепления, так как это приводит к деформации Отражательной пластины и сокращению проходного сечения или полному перекрытию щели для прохода газов из картера.
За герметичностью вентиляции картера надо также тщательно следить, потому что нарушение ее (особенно в вытяжной ветви) приводит к неустойчивой работе двигателя на нормальных оборотах холостого хода (400—500 об /мин ) и к необходимости увеличения их, а это, в свою очередь, увеличивает расход топлива.
О герметичности вентиляции картера судят по оборотам холостого хода двигателя.
Нарушение герметичности в системе вентиляции картера вредно еще и потому, что, вследствие образующихся в картере разрежений, в него будет засасываться много пыли, отчего износ двигателя сильно возрастет. Поэтому езда или работа двигателя при открытой горловине маслоналивного патрубка не допускается.
При каждой смене масла в двигателе ЗИМ-12 следует очищать фильтр 11 (см. рис. 41) вентиляции картера, расположенный на его маслоналивном патрубке 13, для чего необходимо:
1. Снять пробку 7 маслоналивного патрубка и отвернуть винт 9 внутри патрубка.
2. Снять крышку 10 с фильтрующим элементом 11, прополоскать элемент в керосине, дать керосину стечь, после чего прополоскать элемент в масле.
3. Вылить грязное масло из корпуса фильтра 12, промыть корпус керосином и наполнить маслом для двигателя до уровня, указанного меткой на корпусе.
Зимой в корпусе фильтра 12 от конденсации паров, находящихся в воздухе, возможно накопление воды. Эту воду надо своевременно сливать, а масла заливать вдвое меньше, чем летом.