Уход за системой охлаждения и ремонт ее деталей

Неисправности системы охлаждения нарушают тепловой режим двигателя, в результате чего ухудшаются условия смесеобразования и смазки поверхностей трения его деталей. Это, в свою очередь, помимо повышения расходов горючего и смазки, приводит к резкому повышению износов двигателя.

Для создания нормальных условий смесеобразования и смазки, температура охлаждающей воды в двигателе должна поддерживаться в пределах 80—90°С.

Работа двигателя при пониженных температурах охлаждающей воды сопровождается конденсацией бензина из смеси на стенках цилиндров, смыванием с них смазки, разжижением и ухудшением смазывающих свойств масла в картере двигателя.

Одновременно с конденсацией бензина, конденсируется и вода, неизбежно содержащаяся в нем, а это приводит к коррозии, являющейся причиной повышенного износа поверхностей трения и даже поломки отдельных деталей двигателя (например, клапанных пружин). Кроме того, при пониженных температурах воды, смазка обладает повышенной вязкостью, это затрудняет проникновение ее в масляные зазоры, особенно в те, в которые она поступает не под давлением, а разбрызгиванием или самотеком (стенка цилиндров, стержни толкателей и клапанов).

Не случайно поэтому, что двигатели, работающие преобладающее время на пониженных тепловых режимах (автомобили, совершающие короткие ездки, с продолжительными остановками  и частыми заводками, хранящиеся в зимнее время на открытом воздухе—вне гаража, эксплуатирующиеся в северных районах, и т. п.) при прочих равных условиях обладают пониженной долговечностью.

Повышенные же тепловые режимы двигателя также вредны, так как приводят к чрезмерному разжижению смазки, уменьшению отвода ею тепла от поверхностей трения, снижению прочности масляной пленки и, как следствие,— к разрыву ее, усиленному нагарообразованию, закоксовыванию поршневых колец, уменьшению масляных зазоров между поверхностями трения, задиру их, выкрашиванию и выплавлению вкладышей подшипников, уменьшению наполнения цилиндров горючей смесью, к потере мощности и т. д.

Таким образом, надлежащий уход за системой охлаждения—залог увеличения межремонтных пробегов двигателя и снижения расхода горюче-смазочных материалов.