Сборка двигателей

Соблюдение определенной последовательности операций сборки двигателей способствует значительной экономии времени и повышению качества их ремонта. Ниже в качестве примера приводится порядок сборки двигателя ГАЗ-51, который в основном характерен также и для двигателей ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69.

1. Установить блок на стенд картерной частью вниз, подобрать поршни к цилиндрам и подсобрать шатунно-поршневую группу, как указано в разделах: „Смена поршней и их ремонт" и „Подсборка шатунно-поршневой группы" главы III.

2. Завернуть все шпильки, пробки и поставить на место установочные штифты, если в процессе ремонта блока цилиндров они снимались с него. Следует также запрессовать в блок маслоналивной патрубок и трубку указателя уровня масла.

3. Установить на место клапаны, смазав предварительно маслом их стержни. Для смазки стержней следует применять машинное масло „СУ", автол 6 или лучше касторовое масло.

На ремонтных предприятиях рекомендуется для этой цели применять специальную смазку, состоящую по весу из 70% масляного коллоидно-графитового препарата марки МП (ГОСТ 5262-50) и 30% масла МС-20 или МС-14, смешанных при нормальной комнатной температуре до однородного состояния и отсутствия комков. Каждый раз перед применением указанная смазка должна тщательно перемешиваться. Применение этой смазки предохраняет поверхности трения стержней клапанов и направляющих втулок от задиров во время их приработки.

4. Поставить на место клапанные пружины, тарелки клапанов и сухарики. Необходимо при этом помнить, что клапанные пружины должны ставиться  вверх концом с уменьшенным шагом витков.

5. Поднять клапаны до отказа и подложить под их головки подкладки, которые при дальнейшей сборке удерживают их в поднятом положении.

6. Повернуть блок на 180°— картерной частью вверх.

7. Снять крышку заднего коренного подшипника и привернуть половинки держателя сальника с сальниками к блоку и к крышке. Опрессовать сальник заднего коренного подшипника,

как указано в разделе „Смена Переднего и заднего сальников коленчатого вала" главы III.

8. Снять крышки коренных подшипников, продуть сжатым воздухом гнезда вкладышей в блоке и крышках, а также канавку под маслосбрасывающий бурт коленчатого вала в заднем  коренном подшипнике. Поставить на место вкладыши коренных подшипников.

В гнезда, имеющиеся в крышке заднего коренного подшипника, вставить фигурные резиновые уплотнительные прокладки.

9. Протереть чистой тряпкой коренные шейки коленчатого вала, смазать их маслом и надеть на первую коренную шейку заднюю шайбу упорного подшипника; баббитированная сторона шайбы должна быть обращена в сторону щеки и смазана маслом. Положить коленчатый  вал в сборе с маховиком и сцеплением в коренные подшипники.

10. Поставить крышки коренных подшипников на их места и привернуть к блоку болтами. Одновременно с этим произвести проверку диаметральных зазоров в коренных подшипниках одним из указанных в разделе „Смена вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала"  способом. Произвести окончательную затяжку болтов коренных подшипников ключом с контролированным моментом затяжки (см. выше раздел „Общие указания по разборке и сборке двигателей"). Перед привертыванием крышки заднего коренного подшипника необходимо установить на ней запорную пластину. После окончательной затяжки крышек произвести шплинтовку болтов их крепления, как указано на рис. 157; лапки запорной пластины заднего коренного подшипника отогнуть к граням головок болтов.

11. Тщательно протереть чистой тряпкой постели вкладышей в нижних головках шатунов и снять с них крышки. Надеть на шатунные болты специальные чугунные или медные наконечники, предохраняющие цилиндры от царапания при постановке в них  подсобранных комплектов поршней с шатунами.

Проверить, открыто ли отверстие для смазки цилиндров, кулачков распределительного вала и толкателей в нижней головке шатуна. Поставить шатунные вкладыши на их места.

12. Повернуть блок на 90°— передней плоскостью вверх.

13. Протереть чистой тряпкой и смазать маслом цилиндры. Вставить подсобранные комплекты поршней с шатунами в цилиндры, согласно подбору и нумерация.

14. Протереть чистой тряпкой шатунные шейки и смазать их маслом.

Подтянуть последовательно нижние головки шатунов к шатунным шейкам. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов и поставить на место крышки шатунов. Одновременно проверить диаметральные зазоры в шатунных подшипниках. Произвести окончательную затяжку гаек шатунных болтов ключом с контролированным моментом.

Зашплинтовать гайки, довертывая их в случае необходимости в сторону увеличений затяжки до совпадения ближайшей прорези на гайке с отверстием под шплинт в болте.

15. Поставить на место переднюю скобу уплотнения картера-двигателя так, чтобы передний торец ее совпадал с торцем блока. Скоба ставится на двух прокладках, смазанных предварительно шеллаком или пастой „УН—25".

16. Поставить на установочные штифты пластину крышки распределительных шестерен с прокладкой и привернуть ее к блоку четырьмя болтами и одной гайкой (рис. 158)

17. Поставить на место трубку смазки распределительных шестерен, закрепив ее с помощью хомутика, болта и шайбы. Трубка перед установкой должна быть тщательно прочищена и продута сжатым воздухом со стороны калиброванного отверстия.

18. Повернуть блок на 80°— картерной частью вверх.

19. В расточку переднего торца блока поставить на два штифта переднюю шайбу упорного подшипника и надеть на передний конец коленчатого вала упорное кольцо. Проверить осевой зазор коленчатого вала. Проверку нужно производить следующим образом:

а) вставить конец отвертки между последним коленом вала и внутренней стенкой заднего торца блока и отжать вал к задней шайбе упорного подшипника. При этом выступ на задней шайбе должен входить в соответствующий ему паз на крышке упорного подшипника;

б) прижать к переднему  торцу первой коренной шейки упорное кольцо коленчатого вала;

в) определить величину  зазора щупом, закладываемым в нескольких точках по окружности между  торцами передней упорной шайбы и упорного кольца.

В случае необходимости, подогнать зазор, как указано в разделе „Ремонт упорного подшипника коленчатого вала" главы III.

20. Напрессовать на передний конец коленчатого вала распределительную шестерню, поставив предварительно на место сегментную шпонку.

21. Подобрать и установить в блок толкатели, как указано в разделе „Смена толкателей и ремонт их направляющих в блоке" главы III.

22. Протереть чистой тряпкой и смазать  маслом подшипники распределительного вала; протереть опорные шейки вала, предварительно подсобранного с распорным кольцом, упорным фланцем и распределительной шестерней, и  поставить распределительный вал на место.

Перед установкой вала проверить его осевой зазор и в случае необходимости подогнать его, как указано в разделе „Ремонт распределительного вала" главы III,

Проверку производить щупом, закладываемым в зазор между передним торцем шейки вала и упорным фланцем; последний должен быть при этом плотно прижат к ступице распределительной шестерни. При установке распределительного вала должно быть обращено особое внимание на совпадение  меток на обеих распределительных шестернях (см. рис. 23).

23. Привернуть упорный фланец к блоку. Фланец должен прилегать непосредственно к плоскости блока— бе з каких-либо прокладок. Проверить щупом зазор в зацеплении зубьев распределительных шестерен.

24. Повернуть блок на 180°— картерной частью вниз.

25. Опустить клапаны, приподняв их и вынув из-под них подкладки; отрегулировать зазоры в клапанах, как указано ниже в разделе „Регулировка двигателей".

26. Установить на место две крышки клапанной коробки с прокладками.

27. Поставить прокладки газопровода и привернуть газопровод к блоку, пользуясь специальным ключом, имеющимся в наборе шоферского инструмента.

28. Протереть чистой тряпкой верхнюю плоскость блока. Надеть на шпильки прокладку головки цилиндров и головку в сборе с выпускным патрубком и термостатом системы охлаждения. Отверстия под свечи перед постановкой головки на двигатель, во избежание попадания в цилиндры при последующих работах посторонних предметов,  пыли и песка,  необходимо закрыть деревянными  пробками  или  заткнуть  их  чистыми тряпками.

29. Поставить кронштейны фильтра тонкой очистки, маслоналивного патрубка и щиток газопровода.

Навернуть на шпильки гайки и затянуть их, как указано выше в разделе „Общие указания по разборке и сборке двигателей". Под гайки, соприкасающиеся непосредственно с головкой, поставить плоские шайбы.

30. Надеть маслоотражатель на передний конец коленчатого  вала и впрессовать призматическую шпонку  ступицы шкивов коленчатого вала.

31.  Установить и привернуть крышку распределительных шестерен с передним сальником (см. раздел „Смена переднего и заднего сальников коленчатого вала" главы- III).

32. Напрессовать ступицу шкивов коленчатого вала в сборе со шкивами.

33.  Привернуть водяной насос.

34.  Повернуть блок на 180°—картерной частью вверх.

35.  Установить на место и привернуть масляный насос, как указано в разделе 2 „Система смазки" главы I при описании масляного насоса.

36.  Подсобрать масляный картер с прокладками и привернуть его к блоку.

На этом, собственно, и заканчивается сборка самого двигателя. Установку на двигатель  вспомогательного оборудования следует производить до установки его на автомобиль.

Соблюдение определенной последовательности операций при разборке двигателя не имеет столь существенного значения, как при сборке. Однако и при разборке, в целях минимальных затрат времени, должен также соблюдаться определенный порядок. Процесс разборки двигателя должен в основном строиться в порядке, обратном порядку сборки его.