Мосты автомобилей УАЗ.Подшипниковые шкворни

© Андрей Зубов aka Levsha

Необходимые оговорки и предупреждения

  • Ни в коей мере не претендую на авторство идеи, так как она далеко не нова, моим является только воплощение.
  • На настоящий момент шкворни эксплуатируются на автомобиле УАЗ-452Д (он же УАЗ-3303, он же "головастик") с обычными мостами. Об установке в военные (редукторные) мосты будет написано ниже.
  • Самое главное. Поскольку деталь является частью узла, имеющего прямое отношение к рулевому управлению, переделка которого запрещена ПДД и абсолютно не приветствуется ГИБДД, каждый, пожелавший воспроизвести нижеописанное, должен отдавать себе отчет о возможных последствиях.

Описание

Как видно из рисунка, деталь состоит из четырех частей: верхней, нижней, шайбы и подшипника, расположенного посередине (по сути дела, это тот же шкворень, только с подшипником внутри). Подшипник выбран конический, для того, чтобы обеспечить необходимое постоянное (с учетом износа) осевое натяжение шкворня. Основное назначение шайбы - обеспечить снятие подшипника. В верней части, кроме отверстия под штифт, имеются два отверстия с резьбой, через которые выпрессовывается обойма подшипника. В нижних крышках просверлены и нарезаны отверстия под пресс-масленки. Размеры * точатся с припуском 2-3 сотки на посадку (предварительно замерьте свои размеры). Подшипник - ступичный наружный от ЗАЗ 965А номер 7203. Детали узла выточены из шкворней ЗИЛ-130 или городских автобусов ЛИАЗ (из одного ЗИЛовского получается два УАЗовских). Первоначально шкворни отпускаются для обработки, а затем полученные детали закаливаются до первоначального состояния. Шайба и штифт точатся из стали марки 40Х.

Сборка и установка

Сложность установки заключается в запрессовке нижних частей в шаровую опору поворотного кулака (ШОПК). Подсборка: в верхнюю часть запрессовывается обойма и штифт, на нижнюю напрессовывается подшипник (предварительно подложите под него шайбу).

Установка в колхозные мосты

  • разбираем узел (снимаем колесо, тормозной барабан, ступицу, пыльник ступицы, тормозной щит с колодками и цилиндрами, цапфу и вытаскиваем ШРУС);
  • снимаем узел с моста;
  • снимаем сальники поворотного кулака (ПК);
  • отворачиваем крышки шкворней и выпрессовываем шкворни;
  • выпрессовываем втулки шкворней из ШОПК,
  • вставляем ШОПК в корпус ПК, совмещаем отверстия и через бронзовую выколотку легкими ударами молотка сажаем одну нижнюю часть шкворня (предварительно подставив под нижнюю часть ШОПК деревянный брусок);
  • проделываем вышеописанную операцию для другой стороны (при этом стараясь не повредить подшипник первой нижней части);
  • набиваем подшипники смазкой;
  • совмещаем штифты и отверстия в крышках под них, слегка затягиваем болты/гайки крышек;
  • крепим собранный узел к мосту;
  • затягиваем болты/гайки крышек (равномерно с обеих сторон) до определенного момента, поворачивая при этом корпус ПК, чтобы распределились ролики в подшипнике;
  • щупами замеряем расстояние между плоскостью на ПК и нижним концом крышки;
  • по результатам замеров набираем пакет прокладок;
  • набранные прокладки устанавливаем под крышки и окончательно собираем узел.

Установка в военные мосты

Первоначально в военные мосты шкворни этой конструкции не устанавливались по двум причинам: 1) более высокой нагрузкой на шкворень, обусловленной бОльшими, нежели в колхозных мостах, плечом обкатки и силой, приложенной к этому плечу (из-за бортовой передачи), и 2) отсутствием приспособления для установки/съема. Для написания этого материала, основываясь на почти годичном опыте эксплуатации и изготовив приспособления, произведена установка подшипниковых шкворней в военные мосты.

Поскольку в военных мостах нет возможности вынуть ШРУС (что еще больше усложняет установку), необходимо дополнительно изготовить две пластины размерами с крышки шкворней (подойдут старые крышки), в которых отверстия под пресс-масленки рассверливаются и нарезается резьба М12 для установки (для съема сверлится отверстие 10 мм) и подобрать два болта М10 разной длины и болт М12.

  • разбираем узел (снимаем колесо, тормозной барабан, ступицу, пыльник ступицы, цапфу, тормозной щит с колодками и цилиндрами и бортовую передачу);
  • снимаем узел с моста;
  • снимаем сальники ПК;
  • отворачиваем крышки шкворней и выпрессовываем шкворни;
  • снимаем корпус ПК вместе с ШРУС;
  • выпрессовываем втулки шкворней из ШОПК;
  • вставляем ШОПК в корпус ПК, совмещаем отверстия в одно вставляем старый шкворень (для центровки);
  • вставляем нижнюю часть в ШОПК, приворачиваем пластину с резьбой М12 болтами крышки (подложив между пластиной и плоскостью ПК гайки или втулки для обеспечения зазора примерно 10-15 мм, чтобы видеть процесс);
  • заворачивая болт М12 в пластину и центруя его при этом в нижней части устанавливаемого шкворня, сажаем деталь на место;
  • набиваем подшипник смазкой;
  • совмещаем штифт и отверстия в крышке под него, слегка затягиваем болты/гайки крышек;
  • переворачиваем, извлекаем старый шкворень;
  • повторяем вышеописанные операции для другой стороны;
  • крепим собранный узел к мосту;
  • регулировка аналогична регулировке для колхозных мостов.

Этот способ установки подойдет и для колхозных мостов с учетом первоначальной разборки узла.

Разборка

Вариант для военных мостов (для колхозных по аналогии). Описанный способ подойдет и для разборки узла с обычными шкворнями (в скобках).

  • разбираем узел (снимаем колесо, тормозной барабан, ступицу, пыльник ступицы, цапфу, тормозной щит с колодками и цилиндрами и бортовую передачу);
  • снимаем узел с моста;
  • отворачиваем крышки шкворней и выпрессовываем верхние части шкворней (шкворень), для чего:
    - приворачиваем пластину с отверстием 10 мм болтами крышки (подложив между пластиной и плоскостью ПК гайки или втулки для обеспечения зазора примерно 20-25 мм - чтобы вышел шкворень);
    - короткий болт М10 через пластину заворачиваем в верхнюю часть (в шкворень), выпрессовывая его таким образом;
    - длинным болтом М10 повторяем вышеописанную операцию для нижней части шкворня (ШОПК можно подклинить со стороны сальников, вставив деревянный клин между корпусом ПК и ШОПК);
    - повторяем две (одну) предыдущие операции для другого шкворня.