Реле-регулятор

Реле-регулятор

В наличии есть реле регуляторы РР-24, РР-24-Г2 и многие другие в хорошем состоянии! По вопросам приобретения пишите на: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для автоматического включения и отключения генератора от сети, предохранения генератора от перегрузок, автоматического регулирования напряжения и силы зарядного тока в заданных пределах на автомобилях установлены трехэлементные реле-регуляторы. Типы реле-регуляторов указаны в таблице 17.

Электрические схемы реле-регуляторов показаны на фиг. 265 и фиг. 266. На автомобилях ГАЗ-12, М-13 и М-20 реле-

регулятор установлен в моторной части, на левом брызговике крыла, на автомобиле М-21— на правом брызговике крыла, а на автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-63 —на панели щитка передка кабины.

Состоят реле-регуляторы из трех независимо работающих автоматов: реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения, смонтированных на одном основании и закрытых общей крышкой (фиг. 267 и 268). На основании реле-регулятора имеются три клеммы для присоединения проводов.

Реле обратного тока автоматически включает генератор в сеть, когда его напряжение превысит напряжение аккумуляторной батареи на определенную величину, а также отключает генератор от сети, когда его напряжение ниже напряжения аккумуляторной батареи.

Реле обратного тока (фиг. 265 и 266) состоит из катушки с сердечником, на которой намотаны две обмотки: шунтовая 7, состоящая из большого количества витков тонкой проволоки, и сериесная 8, состоящая из небольшого количества витков толстой проволоки, ярма  и

 

 

якоря 5 с контактной системой. Контакты в разомкнутом состоянии удерживаются цилиндрической пружиной 3.

Шунтовая обмотка реле включена так, что она все время находится под напряжением генератора, а сериесная обмотка включена последовательно в цепь (генератор—аккумуляторная батарея).

При небольшом числе оборотов двигателя, когда напряжение генератора ниже напряжения батареи, магнитный поток, создаваемый током шунтовой обмотки, сравнительно мал для того, чтобы притянуть якорь к сердечнику, а следовательно, и контакты остаются разомкнутыми под действием пружины.

По мере увеличения числа оборотов двигателя повышается напряжение генератора, а следовательно, и магнитный поток шунтовой обмотки.

Как только напряжение генератора достигнет величины 12—13 в, определяемой регулировкой реле, действие шунтовой обмотки увеличится настолько, что сила пружины будет преодолена, якорь притянется к сердечнику, и контакты замкнутся, включив генератор в сеть.

Направление витков шунтовой и сериесной обмоток таково, что при питании сети от генератора магнитные потоки обеих обмоток складываются, и якорь притягивается сильнее.

При снижении числа оборотов двигателя напряжение генератора уменьшается, и, когда оно станет ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток от батареи пойдет в генератор. Так как в этом случае ток будет проходить по сериесной обмотке в обратном направлении, магнитный поток будет уменьшаться. Следовательно, уменьшится и сила притяжения якоря.

Когда обратный ток достигнет величины 0,5—6 а, контакты под действием пружины разомкнутся, и генератор будет отключен от сети.

Якорь реле установлен на плоской пружине,

изготовленной из термобиметалла. При изменениях температуры пружина изгибается, за счет чего компенсируется влияние температуры на сопротивление обмоток реле. С этой же целью часть шунтовой обмотки реле выполнена из константановой проволоки.

Напряжение включения реле всегда должно быть не менее чем на 0,5 в ниже напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения.

Регулятор напряжения вибрационного типа поддерживает напряжение генератора в заранее заданных пределах.

Регулятор напряжения (фиг. 265 и 266) состоит из катушки с сердечником 23, на которой имеется обмотка 22, ярма 17, якоря 18 с контактной системой 20, магнитного шунта 19 и цилиндрической пружины, а в регуляторе напряжения реле-регулятора РР101 имеется дополнительная выравнивающая обмотка 31 (фиг. 266). Обмотка катушки 22 одним концом соединена с массой, а другим, через сопротивление , ярмо ограничителя тока 15, обмотку 9 и обмотку ограничителя тока 10, -с клеммой Я генератора.

Таким образом, ток, а следовательно, и магнитный поток сердечника зависит от напряжения, развиваемого генератором.

При небольшом числе оборотов генератора, когда напряжение его ниже 13,8 в, ток в обмотке регулятора напряжения 22, а следовательно, и притягивающая сила сердечника мала и не в состоянии притянуть якорь. Поэтому контакты регулятора напряжения под действием пружины остаются замкнутыми, и ток в цепи обмотки возбуждения генератора проходит, минуя сопротивления  и 24, которые включены параллельно контактам. Как только напряжение генератора превышает величину 13,8 в, притягивающая сила сердечника увеличивается настолько, что якорь 18, преодолевая силу натяжения пружины, притягивается-к сердечнику и контакты 20 размыкаются. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора будут включены сопротивления  и 24, что резко снизит силу тока в обмотке возбуждения, а последнее приведет к снижению напряжения генератора. Снижение напряжения генератора вызывает уменьшение тока в обмотке 22, и пружина, преодолев силу притяжения, возвращает якорь в исходное положение, а контакты замыкаются, выключив из цепи возбуждения генератора сопротивления 24 и 25.

Напряжение генератора повышается, а якорь, притягиваясь к сердечнику, опять размыкает контакты, включив в цепь обмотки возбуждения сопротивления 11 и 24. Процесс размыкания и замыкания контактов повторяется много раз с большой частотой При этом регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

Напряжение генератора, поддерживаемое регулятором, изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Это достигается благодаря магнитному шунту 19, который меняет магнитную проводимость в зависимости от температуры. При понижении температуры регулируемое напряжение увеличивается, а при повышении температуры снижается. Повышение регулируемого напряжения увеличивает силу зарядного тока батареи в холодную погоду. Это весьма желательно в связи с увеличением зимой расхода электроэнергии.

При работе регулятора напряжения автоматически регулируется сила зарядного тока. При разряженной батарее зарядный ток увеличивается и в конце заряда уменьшается до 1—3 а. Эта регулировка получается за счет изменения разности между напряжением аккумуляторной батареи и напряжением генератора, регулируемым регулятором напряжения.

Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузок. Ограничитель (фиг. 265 и 266) состоит из катушки с сердечником 13, на которой имеется обмотка из толстого провода 10, обмотки сопротивления (1 ом) 9, ярма 15 и якоря 12 с контактной системой 14.

Ограничитель тока работает по тому же принципу, что и регулятор напряжения, включая в цепь обмотки возбуждения генератора сопротивление 16 и параллельно ему включенные сопротивления 11 и 24 при увеличении нагрузки свыше допустимой. Весь ток нагрузки генератора проходит через обмотку ограничителя, и когда нагрузка его превышает установленную величину, притягивающее действие сердечника увеличивается настолько, что, преодолев натяжение пружины, якорь 12 притягивается к сердечнику и контакты 14 размыкаются. При этом в цепь обмотки возбуждения включаются сопротивления , 16 и 24, которые резко снижают ток в цепи возбуждения, а следовательно, снижается напряжение, что в свою очередь снижает ток отдачи. В результате этого уменьшается притягивающая сила сердечника, и якорь возвращается в исходное положение, замкнув контакты. Замыкание и размыкание контактов происходит с большой частотой и будет продолжаться, пока не устранится причина, вызвавшая перегрузку.

Нормальная работа реле-регулятора определяется по амперметру щитка приборов и по состоянию аккумуляторной батареи. На автомобиле М-13 для этой цели необходимо включать контрольный амперметр.

Стрелка амперметра при работающем двигателе и заряженной батарее (через несколько минут после запуска двигателя) и включенных фарах должна находиться вблизи нулевого деления, несколько правее его. Если амперметр постоянно показывает большой зарядный ток, несмотря на хорошее состояние аккумулятора, то это свидетельствует о работе регулятора напряжения на завышенном напряжении. Кипение электролита в элементах аккумулятора и необходимость частой доливки дистиллированной воды, а также недозаряд аккумуляторной батареи указывает на ненормальную работу регулятора напряжения.

Реле-регулятор — сложный прибор, требующий умелого обращения и точной регулировки. Следует учесть, что регулировка реле-регулятора без контрольных приборов, на глаз, может привести к выходу из строя всего электрооборудования и поэтому категорически запрещается.

Снимать пломбу с реле-регулятора можно только в случае полной уверенности в его неисправности и разрешается только специалисту-электрику.