Система смазки

На всех двигателях ГАЗ система смазки смешанная под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением на всех двигателях смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала. На двигателе М-20, кроме того, смазываются под давлением толкатели. На верхнеклапанных двигателях М-21 и ГАЗ-13 под давлением смазываются коромысла.

Все остальные поверхности смазываются разбрызгиванием. На всех двигателях, кроме двигателя ГАЗ-13, осуществляется двойная очистка масла: грубая очистка пластинчатым щелевым фильтром, через который пропускается все масло, подаваемое насосом в магистраль, и тонкая очистка картонным щелевым пластинчатым фильтром, который включен в магистраль параллельно и пропускает часть масла, сливаемого в картер.

На двигателе ГАЗ-13 установлен цетробежный масляный фильтр, в который масло подается из картера одной из двух секций насоса. Реакция струй вытекающего из сопел масла вращает ротор, в котором происходит очистка масла. Очищенное масло сливается в картер.

На двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-12 масло охлаждается трубчатым воздушно-масляным радиатором, на двигателе ГАЗ-13 — водно-масляным радиатором.

Смазка двигателя осуществляется следующим образом.

Масло засасывается через плавающий маслоприемник шестеренчатым насосом и через перекидную трубку подается в масляный фильтр грубой очистки, откуда оно поступает в продольный масляный канал блока цилиндров, соединенный поперечными масляными каналами с подшипниками коленчатого и распределительного валов.

По кольцевым канавкам во вкладышах коренных подшипников и сверлениям (или трубкам) в коленчатом вале смазка подводится к шатунным шейкам. При вращении коленчатого вала масло, выдавливаемое из зазоров в шатунных подшипниках, разбрызгивается и в виде мелких брызг заполняет все картерное пространство, оседая на все поверхности деталей, в том числе на трущиеся. В нижней головке шатуна сделано небольшое отверстие, направленное в сторону распределительного вала. При совпадении этого отверстия с каналом в коленчатом вале из него выбрызгивается масло, попадающее на нижнюю часть цилиндра и на кулачки распределительного вала.

На передней цапфе распределительного вала сделаны две канавки, каждая из которых занимает часть окружности. Когда эта дуговая канавка соединяет поперечный масляный канал с отверстием в торце блока, в которое вставлена суженная к концу трубочка, масло выбрызгивается через последнюю в зацепление распределительных шестерен. Одна из канавок цапфы распределительного вала соединена с торцом цапфы радиальным и параллельным оси отверстиями, через которые смазываются торцы упорного фланца распределительного вала. Таким образом осуществляется пульсационная смазка распределительных шестерен и упорного фланца. На шестерни подаются две порции масла, а на фланец — одна за каждый   оборот распределительного вала.

На двигателе М-20 смазка подводится к толкателям по двум наклонным каналам в два горизонтальных канала, каждый из которых проходит через четыре направляющих отверстия толкателей. Чтобы ограничить подвод масла к толкателям, наклонные каналы заглушаются специальными пробками с цилиндрическими наконечниками, входящими в каналы и уменьшающими сечение их.

На двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-12 сделаны специальные колодцы, в которые собирается масло, стекающее по стенкам клапанной коробки. Из этих колодцев по наклонным отверстиям масло поступает в направляющие отверстия толкателей.

На двигателе М-21 масло из задней опоры распределительного вала подается по вертикальному каналу в блоке и головке цилиндров через горизонтальный канал, канал и углубление в верхней полости головки, в зазор между шпилькой крепления стойки оси коромысел и- стойкой и далее в ось коромысел. Из оси по отверстиям в ней смазка поступает в коромысла, смазывает трущиеся поверхности коромысел и по сверлениям в коромысле и регулировочном болте поступает к верхнему наконечнику штанги толкателя. Стекающее по штанге масло смазывает нижний наконечник ее и попадает через отверстия в толкателе в его направляющую.

Канал, подводящий масло к задней опоре распределительного вала, соединяется с вертикальным каналом, подводящим смазку к органам распределения, двумя канавками, сделанными на цапфе вала.

На двигателе ГАЗ-13 смазка по системе каналов, аналогичных имеющимся в двигателе М-21, подается из второй и четвертой опор распределительного вала   в оси коромысел и

смазывание детали распределения, как и на двигателе М-21.

Клапаны на всех двигателях смазываются масляным туманом.

В системе смазки всех двигателей имеется редукционный клапан, поддерживающий постоянным давление в системе смазки. Так как производительность масляного насоса больше пропускной способности всех подшипников, давление в системе смазки могло бы возрастать до опасных пределов. Редукционный клапан предотвращает возрастание давления.

На двигателях М-20, ГАЗ-12 и ГАЗ-51 реакционный клапан установлен в крышке масляного насоса. При возрастании давления в масляной магистрали пружина плунжера клапана сжимается давлением масла, плунжер перемешается в сторону спускного канала и перепускает часть масла из нагнетательного канала во впускной канал масляного насоса (фиг. 51).

На двигателях М-21 и ГАЗ-13 редукционный клапан установлен в передней части блока цилиндров с правой стороны. При возрастании давления в масляной магистрали плунжер под давлением масла сжимает пружину и открывает отверстие, через которое часть масла из магистрали выливается на двигателе М-21 в картер, а на двигателе ГАЗ-13 в клапанную коробку, из которой стекает в картер (фиг. 52).

На двигателях М-20, М-21, ГАЗ-12 и ГАЗ-51, где устанавливается фильтр грубой очистки, имеется перепускной клапан. В случае загустения масла или засорения фильтра, когда фильтр неспособен пропускать все масло через сеоя, клапан перепускает масло мимо фильтра.

Нормально в фильтр грубой очистки масло поступает   через   нижний   впускной    канал

 

 

(фиг. 60), снаружи элемента прожимается через щели между фильтрующими пластинами и из внутренней полости фильтрующего элемента попадает в верхний выходной канал, соединенный с продольным масляным каналом в блоке. При слишком большой вязкости масла или загрязнении фидьтра (перепад давления в фильтре превысит 0,8 кг}см2) открывается шариковый клапан и масло из масляного насоса поступает прямо в магистраль, минуя фильтр.

На двигателях ГАЗ-12 и ГАЗ-51, на которых устанавливается масляный радиатор, имеется еще клапан масляного радиатора, который служит для автоматического отключения радиатора при понижении давления в системе ниже 1 кг1см2. Этот клапан (фиг. 53) устанавливается на правой стороне блока цилиндров над приливом для масляного насоса и непосредственно соединен с нагнетательным каналом насоса.   Пока давление в магистрали не

достигает 1 кг1см2, пружина прижимает шарик к седлу, и масло в радиатор не поступает. Когда давление превышает 1 кг/см2, клапан открывается, и масло начинает поступать в радиатор.

Все клапаны регулируются на заводе и изменять их регулировку не рекомендуется.

На все двигатели устанавливаются датчики масляного манометра. На двигателе ГАЗ-13 датчик установлен в передней части блока цилиндров и соединен сверлениями с основной масляной магистралью. На всех остальных двигателях датчик помещается на корпусе масляного фильтра грубой очистки.

Описание масляного манометра дано в разделе Электрооборудование.

Давление в масляной системе всех двигателей поддерживается при средних оборотах двигателя (скорость около 50 км/час) в пределах 2—4 кг/см2. При холодном масле оно может повыситься до 4,5 кг/см2, а при высокой температуре масла (летом в жаркую погоду) — понизиться до 1,5 кг/см2.

При малых оборотах холостого хода (500 об/мин) на прогретом двигателе давление масла должно быть не менее 0,5 кг/см2.

Если давление в системе смазки не соответствует указанным нормам, следует найти и устранить причину ненормальности.

Верхняя часть картеров двигателей ГАЗ выполняется в одной отливке с цилиндрами.

Нижняя часть картера, или, как ее иначе называют, масляный картер, любого двигателя ГАЗ представляет собой штампованную из листовой стали деталь.

Все картеры, кроме картера двигателя ГАЗ-13, в передней части, расположенной над передней осью и поперечной рулевой тягой, мелки, а в задней — глубоки. Картер двигателя ГАЗ-13, наоборот, глубок в передней части и мелок в задней части, так как на этой машине в задней части проходит поперечная рулевая тяга. На всех картерах в месте перехода глубокой части к мелкой устанавливается горизонтальная перегородка, свисающая над глубокой частью. Эта перегородка предотвращает забрасывание мелкой части картера волнами масла, возникающими при движении автомобиля.

На двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 устанавливается еще горизонтальная перегородка в задней части картера, примыкающая непосредственно к задней стенке его. Эта перегородка предохраняет заднее уплотнение картера от ударов волн масла. Перегородки гасят возникающее волновор движение масла.

Все картеры имеют отверстия для слива масла, закрываемые резьбовыми пробками. Пробки уплотняются сталеасбестовыми прокладками, состоящими из стальной оболочки и асбестового сердечника. Для завертывания пробки к стенке картера с внутренней стороны приваривается фланец, в котором нарезается резьба. К картерам прикрепляются заклепками или болтиками патрубки для слива масла из фильтров тонкой очистки и масляных радиаторов, а к картерам двигателей М-20 и М-21—патрубки измерителей уровня масла. Под все патрубки устанавливаются паронитовые прокладки.

Плоскость разъема картера с блоком двигателя ГАЗ-13 ниже оси коленчатого вала на 75 мм, у остальных двигателей — на 4 мм.

Для крепления к блоку на картерах имеется фланец с отогнутым книзу краем и штампованными ребрами (зигами). придающими достаточную жесткость фланцу. Между фланцем картеров и фланцами блоков помещаются пробковые прокладки. Для равномерной затяжки прокладок болты крепления картеров расположены на небольшом расстоянии один от другого.

На двигателе ГАЗ-13 имеется плоский фланец по всему периметру картера. Фланец уплотняется одной общей прокладкой, которая по бокам прилегает к фланцу блока, спереди — к крышке распределительных шестерен, а сзади — к крышке заднего коренного подшипника. Плоскость разъема крышки заднего коренного подшипника с блоком и ее боковые поверхности уплотняются специальными резиновыми прокладками (фиг. 26).

Картеры остальных двигателей имеют плоские фланцы по бокам и цилиндрические по торцам. По бокам они прилегают к фланцам блоков, сзади — к цилиндрическому гребню крышки заднего коренного подшипника, на котором имеются круговые выступы, а спереди на двигателе М-21— к литой крышке распределительных шестерен, выполненной снизу но цилиндру, на остальных двигателях — к специальной литой из цинкового сплава скобе уплотнения передней части картера.

Таким образом, прокладки этих картеров состоят из четырех частей: правой, левой, передней и задней. На двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 передняя   и задняя пробковые прокладки одинаковы. Для фиксации передних и задних прокладок фланцы отбуртованы во внутрь перпендикулярно к образующей цилиндра, а к торцовым стенкам картера привариваются специальные держатели прокладок (фиг. 35).

Измерители уровня масла представляют собой стальные стержни прямоугольного сечения, на которые нанесены метки О и П, означающие: О — нижний предельно допустимый уровень масла (при уровне масла в картере ниже этой метки эксплуатировать двигатель опасно), П—верхний уровень масла, выше которого не следует держать масло в картере, так как это может привести к забрасыванию свечей маслом, повышенному угару масла и образованию нагара на стенках камер сгорания и поршнях. На стержне указателя имеются цифры, обозначающие модель двигателя. Указатель с цифрами 51 устанавливается также на двигатель ГАЗ-12.

Верхний конец измерителя загнут, образуя рукоятку, за которую его вынимают, и вставляют в трубку. В средней части измерителя закреплен колпачок, в котором размещается уплотнительная войлочная шайба. Для удержания в трубке измерители двигателей ГАЗ-51 и М-20 в середине, под самым колпачком, рассечены вдоль на три части. На стержнях измерителей ГАЗ-13 и М-21 для этой цели.сделан волнообразный изгиб под колпачком.

На двигателях ГАЗ-51, ГАЗ-12 и ГАЗ-13 трубка измерителя уровня масла запрессовывается в блок цилиндров, а на двигателях М-20 и М-21 устанавливается и закрепляется в специальном патрубке, прикрепленном к масляному картеру.

На всех двигателях измеритель уровня масла расположен с левой стороны.