Для того чтобы масляный насос забирал из картера масло из верхних слоев, содержащих мало взвешенных частиц металла (продуктов износа) и пыли, которые под действием силы тяжести опускаются в нижние слои масла, на двигателях устанавливается плавающий масло-приемник (фиг. 54).
Маслоприемник представляет собой стальной поплавок, в дно и цилиндрическую стенку которого впаяна трубка.
Через конец трубки, выходящий из дна поплавка, масло засасывается масляным насосом. Снаружи поплавка имеется сетка, огражденная поддоном, который завальцовывается вместе с сеткой на корпусе поплавка. В центре сетки имеется отверстие, облицованное стальным ободком. Упругостью сетки ободок отверстия прижимается к поддону, и масло в трубку может попасть только пройдя предварительную сетку. Это предотвращает попадание в масляную систему крупных частиц грязи, плавающей на поверхности масла, ворса, хлопьев и т. п.
Когда сетка забивается, под ней создается разрежение, под действием которого она деформируется, и масло начинает поступать через центральное отверстие сетки.
Другой конец трубки поплавка входит в литой из цинкового сплава патрубок, который навернут на приемную трубку масляного насоса, установленную на резьбе в блоке цилиндров и соединенную сверлеными каналами с масляным насосом. На этом конце трубки поплавка припаян ограничитель поворота в виде вилки, а на патрубке имеется прилив, который ограничивает движение поплавка как вверх, так и вниз. От осевых перемещений поплавок удерживается в патрубке шплинтом, который проходит через сверление в патрубке и входит в круговой паз на муфте ограничителя поворота поплавка.
Шарнирное соединение поплавка с патрубком всегда находится в масле, благодаря чему предотвращается подсос воздуха насосом через это соединение.
Для надежной работы поплавка и во избежание порчи его шатунами маслоприемник устанавливается в определенное положение и закрепляется контргайками на приемной трубке насоса. На двигателе М-21 приемная трубка насоса и патрубок составляют общую отливку с крышкой насоса.
Описанный маслоприемник устанавливается на все двигатели, кроме двигателя ГАЗ-13, на котором устанавливается поплавок несколько отличной конструкции (фиг. 55).
Здесь в центральное отверстие сетки ставится резиновый клапан в виде круглой пластинки, имеющей в центре крестообразный разрез и по окружности паз, которым она удерживается в отверстии поддона поплавка.
Цилиндрическая отбуртовка у отверстия в центре поддона входит в отверстие сетки и развальцовывается.
Получившиеся в результате разреза резиновой пластинки четыре лепестка и являются клапаном, который открывается, когда сетка забьется.
В корпус маслоприемника запаивается короткая трубка, в которую входит отогнутый конец приемной трубки насоса. Штампованный ограничитель поворота, припаянный к выступающему концу трубки поплавка, перемещается в пределах двух выступов ограничителя, припаянного к приемной трубке насоса. От осевых перемещений поплавок удерживается загнутым за ограничитель приемной трубки выступом (усиком) ограничителя поплавка.
Приемная трубка насоса устанавливается на блок так же, как и на двигателях М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12.