Масляный фильтр грубой очистки (фиг. 60) состоит из чугунного корпуса 4, в котором имеются впускной и выпускной каналы, гнездо для перепускного клапана и два выводных канала для присоединения приборов или потребителей масла.
В корпус устанавливается валик фильтрующего элемента 14, который с помощью замочной шайбы, входящей в кольцевой паз на валике, и резинового сальника фиксируется от осевых перемещений. Резиновый сальник сжимается сальниковой гайкой до создания полной герметичности. На валике собирается фильтрующий элемент, состоящий из фильтрующих пластин 9 и устанавливаемых между ними промежуточных дистанционных пластин 10. Так как промежуточные пластины выполнены в виде звездочек, то между ободками фильтрующих пластин создаются зазоры, равные толщине промежуточных пластин, а именно
0,08—0,09 мм. Масло, проходя через эти зазоры, оставляет перед ними все частицы крупнее величины зазоров.
Для очистки щелей фильтра от грязи на стержень квадратного сечения, завернутый на резьбе в корпус фильтра, устанавливаются счищающие пластины 11. В каждый промежуток между фильтрующими пластинами входит счищающая пластинка, которая несколько тоньше промежуточной, а именно 0,06—0,07 мм (чтобы их не зажимали фильтрующие пластины). При проворачивании элемента, набранного на валике, счищающие пластины удаляют грязь из щелей фильтра. Для того чтобы пластины элемента вращались вместе с валиком и правильно были ориентированы одни по отношению к другим, на валике сняты две лыски, а в пластинах прорублены отверстия соответствующей сечению валика формы. Вверху и внизу элемента устанавливаются толстые опорные шайбы. В верхней части валик центрируется сальником, а в нижней части — специальной пластиной, установленной на трех стержнях 13, завернутых в корпус на резьбе.
Для вращения элемента в наружный конец валика фильтров грузовых автомобилей устанавливается стержень, на легковых — рукоятка с пружиной, которая при вращении в одну сторону скользит по наружному витку пружины, а при вращении в другую увлекает валик с собою.
К корпусу снизу прикрепляется четырьмя болтами штампованный стальной отстойник с помощью свободно посаженного на отстойник фланца, литого из ковкого чугуна.
Отстойник уплотняется резиновой прокладкой, помещенной в кольцевой выточке корпуса.
Масло поступает в фильтр по нижнему каналу, проходит через элемент и в очищенном виде по верхнему каналу поступает в магистраль двигателя. В случае, если сопротивление фильтра слишком велико, давление в нем перед элементом увеличивается, перепускной клапан под этим давлением открывается и, масло, минуя фильтр, идет в магистраль. Грязь осаждается в нижней части отстойника и периодически из него спускается через спускное отверстие, закрытое пробкой.
Фильтры двигателей ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 прикрепляются к блоку цилиндров четырьмя болтами, а на двигателе М-21—двумя болтами. Под фильтром устанавливаются паронитовые прокладки.
Кроме отмеченных различий, во всем остальном детали фильтров одинаковые на всех двигателях.