Все двигатели ГАЗ охлаждаются водой, а вода, в свою очередь,— воздухом. Циркуляция воды в системе охлаждения принудительная, осуществляемая с помощью центробежного насоса. Центробежный насос всасывает воду из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу, установленную в водяной рубашке цилиндров (у нижнеклапонных двигателей — в блоке, у двигателя М-21—в головке). В трубе
имеются отверстия, которые направлены на втулки и седла выпускных клапанов, являющиеся самыми горячими местами в двигателе. Через эти отверстия вода подается в водяную рубашку цилиндров, которая сообщается с рубашкой головки цилиндров через перепускные отверстия в верхней плоскости блока и нижней плоскости головки. Горячая вода из рубашки головки цилиндров через выпускной патрубок поступает в верхний бачок радиатора. В радиаторе вода течет по трубкам вниз, отдавая тепло трубкам и пластинам, от которых тепло отнимается потоком воздуха, просасываемым сквозь радиатор вентилятором.
На фиг. 70 показана система охлаждения двигателя ГАЗ-12.
На пути из водяной рубашки головки цилиндров в радиатор установлен термостат системы охлаждения, который поддерживает температуру воды в системе охлаждения не ниже 70—80°С.
Для спуска воды из системы охлаждения на нижнем бачке радиатора и в нижней части водяной рубашки цилиндров на блоке установлены краники. На блоке цилиндров двигателя ГАЗ-13 установлено два краника на каждом ряду цилиндров (с каждой стороны по кранику).
На двигателях, снабженных пусковыми подогревателями, спусковой краник водяной рубашки цилиндров расположен на котле пускового подогревателя.