Термостат системы охлаждения служит для быстрого прогревания двигателя и автоматического поддержания необходимой температуры в рубашке блока цилиндров.
Термостат двигателей ГАЗ-51, М-20, ГАЗ-12 и М-21. Термостат (фиг. 74) имеет штампованный из латуни корпус 4, соединенный неподвижно с дном гофрированного латунного баллона 7 при помощи латунной скобы. К верхней части баллона припаяны два клапана: основной 2 и перепускной 5. Корпус вверху заканчивается седлом для основного клапана, на боковой конической поверхности корпуса имеются перепускные отверстия.
В баллоне помещается смесь спирта с водой. Термостат размещается в выпускном патрубке водяной рубашки блока цилиндров и, таким образом, постоянно находится в воде, заполняющей систему.
Когда в системе вода холодная, спирт в баллоне находится в жидком состоянии и баллон сокращается. При этом основной клапан закрывает путь для циркуляции воды через радиатор, а перепускной клапан открывает перепускные отверстия, через которые вода из головки цилиндров поступает на двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 в перепускной канал патрубка головки и блока, а на двигателе М-21 в патрубок и кронштейн насоса, а из перепускного канала в приемную камеру насоса.
Когда вода в системе нагреется до 80—85*, спирт испаряется и упругость паров заставляет баллон расширяться. При этом основной клапан открывает путь нормальной циркуляции воды из головки цилиндров в радиатор, а перепускные отверстия закрываются коническим клапаном. Во время разогрева жидкости в системе охлаждения, при температуре 70—75°С, основной клапан начинает открываться, и до полного разогрева он открыт частично.
Между корпусом термостата и патрубком вверху устанавливается резиновая прокладка 6. Внизу термостат уплотняется прокладкой выпускного патрубка рубашки.
Термостат двигателя ГАЗ-13. В полом цилиндре 7 (фиг. 75), неподвижно связанным с корпусом 3 при помощи штампованной скобы, помещается твердый наполнитель 8 (церезин с медной стружкой), который обладает большим коэффициентом объемного расширения. При нагревании наполнитель, расширяясь, давит на плунжер 2, который с помощью стержня открывает клапан /, преодолевая сопротивление пружины 6. При остывании наполнитель уменьшается в объеме и пружина закрывает клапан.
При открытом клапане охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, при закрытом клапане жидкость по перепускному каналу в патрубке и наружному шлангу поступает в приемную камеру насоса, минуя радиатор.