Радиатор

Радиаторы на всех автомобилях ГАЗ трубчатые, двух конструкций.

Радиаторы автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-12 и М 20 (фиг. 77) состоят из трех рядов плоских латунных трубок, на которые с промежутками 2,5—3 мм нанизаны красномедные охлаждающие пластины. Отверстия в пластинах прорубаются, и материал отбортовывается. Пластины и донья верхнего и нижнего бачков тщательно припаиваются к трубкам. Верхний и нижний штампованные бачки заделываются в шов доньев и припаиваются. В верхний бачок впаивается подводящий патрубок, а в нижний — отводящий патрубок. Оба патрубка литые из ковкого чугуна.

К верхнему бачку припаивается наливная горловина радиатора. Сбоку горловина имеет отверстие, куда припаивается контрольная трубка. К верхнему же бачку припаивается штуцер с конической резьбой для датчика контрольной лампы температуры воды. К верхнему и нижнему бачкам припаиваются нижняя и боковые пластины радиатора, сваренные между собою и образующие рамку — каркас радиатора. К нижней и боковым пластинам каркаса привариваются скобы, которыми радиатор крепится на автомобиле. В нижнем бачке устанавливается спускной кран радиатора.

Радиаторы двигателей М-21 и ГАЗ-13 (фиг. 78) отличаются от описанных охлаждающими пластинами, которые представляют собою гофрированную ленту. Пластины вставляются между трубками и припаиваются к ним.

Все радиаторы различаются между собой размерами активной части, расположением патрубков и горловины, креплением на автомобиле и креплением на них других узлов системы охлаждения. Ниже дается краткое описание всех радиаторов двигателей ГАЗ.

Радиатор ГАЗ-51. Ширина активной части радиатора — 526 мм, высота ее—490 мм.

Подводящий патрубок расположен в середине верхнего бачка радиатора, отводящий — в нижнем бачке справа. Горловина смещена несколько вправо от оси. Контрольная трубка находится справа. Спускной кран — на отводящем патрубке.

Радиатор крепится шестью болтами к стальной сварной рамке, которая устанавливается на кронштейны, приваренные к передней поперечине рамы. Между кронштейнами и рамкой, а также под кронштейнами устанавливаются резиновые подушки. С боков рамка скрепляется с облицовкой радиатора и боковиками капота. Масляный радиатор прикрепляется к водяному радиатору.

К радиатору крепится стальное направляющее кольцо, в котором вращается вентилятор. Направляющее кольцо увеличивает эффективность охлаждения, так как оно в значительной мере сокращает подсос воздуха вентилятором с боков. Воздух в основном просасывается через радиатор.

Жалюзи радиатора прикрепляются к рамке радиатора.

Радиатор ГАЗ-12. Ширина активной части радиатора — 526 мм, высота —495 мм.

Подводящий патрубок расположен в центре, отводящий — в правом нижнем углу, опускной кран — в отводящем патрубке. Горловина несколько смещена вправо,- фланец датчика контрольной лампы расположен на задней стенке верхнего бачка слева. Контрольная трубка помещается справа.

Радиатор устанавливается на переднюю поперечину рамы на двух опорах. Между поперечиной рамы и скобой крепления и под поперечиной устанавливаются резиновые подушки. Затяжка подушек ограничивается распорными втулками. В верхней части рамка радиатора прикрепляется к щитку радиатора с помощью пружинных пластин. К каркасу (рамке) радиатора прикрепляются масляный радиатор   и  жалюзи радиатора.

Радиатор М-20. Ширина активной части радиатора — 470 мм, высота — 420 мм.

Расположение патрубков, горловины и фланца датчика такое же, как на радиаторе ГАЗ-12. Жалюзи прикрепляются к рамке радиатора. Радиатор устанавливается на переднюю поперечину на одну опору и прикрепляется в верхней части сбоку к брызговикам крыльев с помощью пружинных пластин.

Радиатор М-21. Ширина активной части радиатора — 460 мм, высота—410 мм.

Подводящий патрубок расположен в правом верхнем углу, отводящий — в левом нижнем углу. Краник устанавливается в припаянный в правом нижнем углу фланец.

Горловина располагается в центре сверху, контрольная трубка—слева, фланец датчика—сверху бачка, правее горловины.

Радиатор устанавливается на переднюю поперечину на двух опорах аналогично радиатору ГАЗ-12 и верхней частью прикрепляется к вертикальным щиткам капота с помощью пружинных пластин и резиновых подушек.

Радиатор ГАЗ-13. Ширина активной части — 656 мм, высота — 425 мм.

Горловина расположена в центре, подводящий патрубок — в правом верхнем углу, отводящий — в левом нижнем, краник завертывается во фланец, припаянный к нижнему бачку в левом углу. Патрубки штампованные латунные.

Радиатор крепится рамкой к переднему щитку капота.

Контрольная трубка радиатора находится справа, фланец датчика — сверху наклонно, правее горловины.

Пробка радиатора (фиг. 79) унифицирована для всех автомобилей ГАЗ. Она состоит из штампованного латунного корпуса 4, имеющего два упора для пальцев и два выступа внизу, которыми пробка удерживается на горловине радиатора. К корпусу с помощью стойки прикрепляется латунная   штампованная пружина 5, которая опирается на верхний выступ горловины. На стойке помещается чашка 2 выпускного клапана, удерживаемая на неустановленной пробке буртиком стойки. В чашке имеются два отверстия для сообщения с атмосферой.

Между стойкой и латунной пружиной помещается бронзовая витая пружина 3. В чашку запрессовывается корпус-седло 11 обратного (воздушного) клапана, удерживающий резиновую прокладку пробки 7.

На корпусе смонтирован обратный клапан, состоящий из пальца 9, на котором удерживается снизу уплотнительная прокладка 8 клапана, а сверху—бронзовая коническая витая пружина 10 и опорная шайба пружины. При установке пробки на горловину выступы пробки проходят в прорези горловины. При вращении пробки выступы скользят по винтовой поверхности горловины, латунная пружина прижимается к верхнему торцу горловины, а резиновая прокладка выпускного клапана — к нижней плоскости горловины. Пружина 3 при этом сжимается так, что открытие клапана, т. е. дальнейшее сжатие ее, будет возможно, когда давление внутри радиатора возрастет до 0,45—0,55 кг/см2.

Пробка герметично закрывает радиатор, и система сообщается с атмосферой только через клапаны.

При повышении давления в радиаторе до 0,45—0,55 кг/см2 открывается выпускной клапан, через который выпускается пар из системы. Когда давление в радиаторе понижается ниже атмосферного на 0,01—0,12 кг/см2, открывается обратный клапан, который впускает воздух в радиатор.

Наличие такой пробки сильно ограничивает убыль воды из системы охлаждения и дает возможность эксплуатировать двигатель при повышенных температурах в системе охлаждения.