Система питания
Система питания автомобиля включает в себя топливный бак, приборы для очистки топлива (фильтр-отстойник на грузовых автомобилях, фильтр тонкой очистки топлива на автомобиле Чайка, отстойники бензонасосов на всех автомобилях (ГАЗ), бензиновый насос, бензинопровод, карбюратор, воздушный фильтр.
Бензиновый бак
На все автомобили ГАЗ устанавливаются бензиновые баки, штампованные из освинцованного листа.
Бак состоит из двух штампованных частей, сваренных по фланцу. В верхней части бака устанавливается реостат указателя уровня бензина, заборная трубка с сеткой на конце, наливная горловина и воздушная трубка, в нижней части бака устанавливается спускная пробка для слива бензина и отстоя.
Бензиновый бак автомобиля ГАЗ-51А (фиг. 81) не имеет воздушной трубки, заборной трубки и спускной пробки. В нижней части его установлен краник, к которому присоединяется бензинопровод, над выходным отверстием устанавливается сферическая сетка.
На бензиновых баках автомобилей Победа и Волга, кроме электрических указателей, устанавливаются на резьбе ручные измерители уровня бензина, градуированные на литры (каждое деление 5 л).
Чтобы бензин в баках не плескался, внутри их устанавливаются перегородки. Эти перегородки, а также штампованные ребра (зиги) придают бакам жесткость. На автомобиле ГАЗ-51А бак находится с левой стороны кабины под сиденьем водителя. Он подвешен в трех точках на пружинах к кронштейнам, прикрепленным к рамке сиденья. Горловина бака выведена назад через стенку кабины с левой стороны.
Бак автомобиля Победа установлен в дне багажника и крепится к полу болтами по фланцу. Между фланцем бака и полом устанавливается войлочная прокладка.
Баки автомобилей ГАЗ-12, Волга и Чайка устанавливаются под полом кузова и прикрепляются к нему стальными хомутами с картонными прокладками.
На автомобиле Чайка горловина выведена назад, на автомобилях Победа и Волга — под левое заднее крыло, в котором имеется люк для наливания бензина.
Емкость бензиновых баков: ГАЗ-51А — 90 л, М-20 —55 л, М-21— 60 л, ГАЗ-12 и М-13 — 80 л.
Пробка бензобака. Для предотвращения испарения легких фракций бензина бензобаки закрываются герметичными пробками. Пробки (фиг. 82), во избежание чрезмерного повышения давления, а также чрезмерного вакуума в баках, оборудованы двумя клапанами: выпускным 3, открывающимся при давлении в баке 90—135 мм ртутного столба, и впускным 6, открывающимся при разрежении 12—26 мм ртутного столба.
На легковые и грузовые автомобили устанавливаются пробки разного размера, но одинаковой конструкции.
Штампованный корпус 2 имеет центральное отверстие, кольцевой выступ, являющийся седлом выпускного клапана, и отверстие для сообщения бака с атмосферой. Пружиной 4 к седлу прижимается выпускной клапан 3, облицованный резиновой прокладкой, которая удерживается центральной втулкой с фланцем. Корпус выпускного клапана является одновременно и седлом впускного клапана. Для этого в его верхней центральной части завальцована резиновая шайба, к которой пружиной 7 прижимается впускной клапан 6. Оба клапана удерживаются на корпусе облицовкой пробки 5. К корпусу приклепана пластинчатая пружина, прижимающая пробку к торцу горловины бака. Между пробкой и горловиной устанавливается резиновая прокладка.
Во избежание утери пробки она прикрепляется к горловине цепочкой 10 с помощью пружинного кольца.