Карбюратор К-113

На двигатель ГАЗ-13 устанавливается четырехкамерный карбюратор К-113 с падающим потоком и балансированными поплавковыми камерами (фиг. 90). Карбюратор работает, как два двухкамерных карбюратора с последовательным включением в работу (две камеры работают на всем диапазоне оборотов и нагрузок двигателя, а две другие включаются в работу, т. е. их дроссельные заслонки начинают открываться, когда дроссельные заслонки первых открыты примерно наполовину или несколько больше). Дроссельные заслонки вторичных камер открываются быстрее первичных, так что к моменту полного открытия заслонок первичных камер полностью открываются и заслонки вторичных камер. Заслонки каждой пары камер установлены на одной оси, а оси соединены системой рычагов, обеспечивающей описанную кинематическую связь.

Каждая пара камер имеет самостоятельную поплавковую камеру, к которой подводится топливо через клапан, расположенный снизу. Клапаны управляются пластмассовыми поплавками, подвешенными в корпусе поплавковых камер. Обе поплавковые камеры соединены между собой уравнительным каналом, предотвращающим повышение уровня топлива в камерах. В каждой поплавковой камере имеется окошко для наблюдения за уровнем топлива, на ободках окон имеются метки верхнего и нижнего допустимых уровней. Каждая камера имеет двойной диффузор, эмульсионную трубку, топливные и воздушные жиклеры главного дозирующего устройства и системы холостого хода. Первичные камеры имеют каждая винт для регулирования расхода топлива на малых холостых оборотах двигателя и общие: ускорительный насос с приводом от оси дроссельных заслонок, пневматический экономайзер и воздушную заслонку с предохранительным клапаном.

Карбюратор работает следующим образом.

Главное дозирующее устройство. Из поплавковой камеры через главные жиклеры 23 и 33 топливо поступает в эмульсионные трубки 34. Сюда же через воздушные жиклеры 9 и отверстия в эмульсионных трубках поступает воздух. Эмульсия поступает в малые диффузоры — распылители 15 и далее в смесительную камеру.

Экономайзер. Пока разрежение во впускной трубе велико, плунжер экономайзера удерживается в верхнем положении; когда разрежение в трубе падает (открывается дроссельная заслонка), пружина экономайзера толкает его шток вниз и, нажимая на клапан экономайзера 18, открывает доступ дополнительному количеству топлива к эмульсионным трубкам первичных камер.

Ускорительный насос. При резком открывании дроссельных заслонок рычаг ускорительного насоса 4 сжимает пружину, под действием которой поршень насоса создает давление в цилиндре, закрывается впускной клапан 17, открывается нагнетательный клапан 19 и топливо впрыскивается в смесительную камеру через распылители 7 ускорительного насоса.

Система холостого хода. Топливо, поступающее через жиклеры 10, смешивается с воздухом, поступающим через жиклеры 8, и по эмульсионным каналам подводится к смесительным камерам первичных камер, в которых имеются по два отверстия 24 и 28 ниже дроссельных заслонок, из которых одно регулируется винтом 21, по два отверстия 25 выше дроссельных заслонок, которые служат для работы на переходных режимах, и по распылителю 26 первичных камер и 29 вторичных камер.

Для облегчения запуска двигателя закрывается воздушная заслонка. При этом система рычагов блокирует дроссельные заслонки вторичных камер в закрытом положении и несколько приоткрывает дроссельные заслонки первичных камер.