Сцепление

Сцепление автомобилей ГАЗ (кроме Чайки и Волги с автоматическими трансмиссиями) однодисковое, сухое.

В сцеплениях М-20 и М-21 А на ведомом диске имеется гаситель колебаний (фиг. 97). В сцеплении ГАЗ-12 (фиг. 96) роль гасителя выполняет гидромуфта.

Диаметр ведомого диска сцепления М-20 равен 225 мм. На автомобилях М-21 А и ГАЗ-12 диаметр ведомого диска равен 254 мм (с фрикционными накладками сцепления и нажимными пружинами от автомобиля ГАЗ-51А).

Сцепление (фиг. 97) состоит из двух частей: нажимного диска 21 с кожухом сцепления 19 в сборе и ведомого диска сцепления 2 в сборе. Штампованный кожух сцепления 19 крепится к маховику / шестью болтами. Внутри кожуха помещается нажимной диск. Вращение нажимному диску передается от маховика через три выступа, имеющиеся в диске и входящие в окна кожуха сцепления.

Крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки передач передается через ведомый диск 2, зажимаемый между торцами маховика и нажимного диска усилием шести пружин 18.

Для предотвращения отпуска пружин из-за нагрева фрикционных накладок ведомого диска под ними поставлены асбестовые теплоизолирующие шайбы 20.

Для выключения сцепления необходимо муфту сцепления 15, с сидящим на ней упорным шариковым подшипником 17, переместить влево. При этом кольцо подшипника упирается в головки болтов 16 рычагов //, Последние отводят нажимной диск от маховика и освобождают ведомый диск. Рычаги // смонтированы в нажимном диске на игольчатом подшипнике 7. Рычаг поворачивается вокруг оси 8, установленной в вилке 10, которая укреплена болтом в кожухе сцепления. Ось имеет лыску, соприкасающуюся с роликом 9, вставленным вместе с осью в отверстие вилки. Такая конструкция крепления рычага позволяет изменять расстояние между осью подшипника 7 и осью 8, что необходимо при поворотах рычага, и обеспечивает легкое перемещение нажимного диска вдоль оси. Головки регулировочных болтов 16 устанавливаются в плоскости, параллельной плоскости подшипника выключения сцепления.

Сцепление автомобиля ГАЗ-51 А и всех его модификаций показано на фиг. 98. В отличие от легковых автомобилей, подшипник выключения сцепления грузовых автомобилей (ГПЗ-588911) требует систематической смазки с помощью масленки 10 (фиг. 98).

Устройство ведомого диска сцепления М-20 и М-21 А показано на фиг. 99. Каждая из фрикционных накладок приклепывается отдельно к четырем пружинным пластинам Зу приклепанным в свою очередь к стальному диску 5. Пластины 3, изготовленные из тонкой листовой стали и слегка изогнутые, играют роль упругого элемента, обеспечивающего мягкое включение сцепления.

Ступица 8 ведомого диска, сидящая на шлицах первичного вала коробки передач, имеет фланец с шестью окнами и тремя подрезами. По обе стороны от фланца ступицы расположены диски 5 и 12, также имеющие по шесть окон. Эти диски соединены между собой расклепанными с обеих сторон пальцами 7, находящимися в прорезях фланца ступицы 8. В окна дисков и ступицы вставлены пружины //. Таким образом, крутящий момент двигателя от фрикционных накладок ведомого диска к ступице передается не непосредственно, а через пружины //, величина сжатия которых пропорциональна величине момента. Благодаря этому смягчается передача момента от двигателя на первичный вал коробки передач. Сжатие пружин ограничивается упором пальцев 7 в стенку вырезов во фланце ступицы 8.

Для того чтобы крутильные колебания двигателя не передавались на трансмиссию, введено гасящее устройство, состоящее из фрикционных паронитовых шайб б и Я зажатых между фланцем ступицы и дисками 5 и 12. Колебания гасятся вследствие трения между этими деталями. При сборке сцепления на заводе момент трения гасителя колебаний устанавливается в пределах 1,5—1,9 кгм при помощи стальных регулировочных шайб 10,