Устройство привода выключения сцепления

Устройство привода выключения сцепления

Привод выключения сцепления автомобилей М-20 и ГАЗ-12, а также всех грузовых автомобилей — механический. автомобиля М-21 А — гидравлический.

Привод выключения сцепления автомобиля М-20

Устройство привода показано на фиг. 100. Педаль сцепления 12 через промежуточный валик 14 посредством тяги 13 и толкателя 2

 

 

связана с вилкой 8 выключения сцепления. При нажатии на педаль вилка 8, поворачиваясь на шаровом пальце, нажимает на муфту 9 выключения сцепления и передвигает ее к маховику. Шариковый подшипник 5 (ГПЗ-688911) упирается в головки болтов 4, ввернутых в концы рычагов 3. Поворачиваясь, рычаги 3 выключают сцепление.

При опусканий педали пружины 11 к 7 возвращают педаль в исходное положение, и сцепление включается. Шариковый подшипник 5 не требует смазки. Колпачковая масленка 6 и гибкий шланг служат для смазки трущихся поверхностей муфты 15 и крышки 13 (фиг. 97). Доступ к колпачковой масленке — снизу автомобиля.

Регулировка свободного хода педали сцепления М-20. По мере износа фрикционных накладок толщина ведомого диска сцепления уменьшается, нажимной диск приближается к маховику, и зазор между болтами 4 (фиг. 100) и подшипником 5 выключения сцепления постепенно уменьшается.

При недостаточной величине указанного зазора или при его отсутствии торец подшипника будет постоянно нажимать на болты 4, что вызовет уменьшение силы нажатия на ведомый диск сцепления. В результате неизбежна пробуксовка сцепления, быстрый износ фрикционных накладок и подшипника выключения сцепления.

Нормальный зазор между упорным подшипником и головками рычагов равен 3 мм. Для этого свободный ход педали сцепления должен быть равен 38—45 мм.

В эксплуатации необходимо периодически проверять и регулировать свободный ход педали при неработающем двигателе в пределах 38— 45 мм. Эта регулировка производится изменением длины толкателя 2. При навертывании наконечника на стержень длина толкателя уменьшается, и свободный ход педали увеличивается. По окончании регулировки наконечник необходимо тщательно застопорить контргайкой. Ни в коем случае не следует пытаться производить какую-либо регулировку болтами 4, так как эти болты установлены и концы их закернены в рычагах на заводе таким образом, что кольцо подшипника соприкасается одновременно со всеми тремя их головками.

Нарушение заводской регулировки

приведет к перекосу нажимного диска, и сцепление начнет вести. Регулировка зазора с помощью болтов 16 может потребоваться только при ремонте сцепления. Снять сцепление можно, не снимая двигатель с автомобиля. Порядок разборки:

снять коробку передач и нижнюю штампованную часть 22 картера сцепления (фиг. 97);

отвернуть шесть болтов крепления кожуха нажимного диска сцепления 19 к маховику, отвести сцепление несколько назад, вынуть ведомый диск сцепления 2 и вслед за ним — нажимной диск вместе с кожухом сцепления.

Перед креплением кожуха сцепления к маховику необходимо:

вращая маховик, совместить метки О, имеющиеся на кожухе и маховике. Метки эти выбиваются на маховике после совместной балансировки коленчатого вала с маховиком и сцеплением;

сцентрировать ведомый диск с осью коленчатого вала при помощи шлицевой оправки (запасного первичного вала коробки передач), конец которой должен войти в шариковый подшипник в маховике.