Устройство и действие коробки передач грузовых автомобилей

На грузовых автомобилях всех моделей устанавливается унифицированная в основном четырехступенчатая коробка передач. В ней имеются четыре передачи вперед и одна назад. Устройство коробки передач ГАЗ-51 А показано на фиг. 109. Коробка передач ГАЗ-63 отличается от ГАЗ-51 А тем, что в ней отсутствуют шестерни привода спидометра, устанавливаемые в раздаточной коробке (фиг. 136). В коробке передач ГАЗ-63 на заднем конце вторичного вала вместо ведущей шестерни привода спидометра устанавливается распорное кольцо.

На фиг. ПО а показана конструкция заднего конца коробки передач ГАЗ-51 А, устанавливаемой на автомобиль со второй половины 1956 г. в связи с вводом ручного тормоза барабанного типа.

На фиг. 110 б показана конструкция заднего конца коробки передач ГАЗ-63.

На обеих фигурах показаны масло сгонные устройства (винтовая канавка в стенках крышек), введенные в коробки передач для устранения течи масла через сальники.

Картер 25 коробки отлит из чугуна и крепится четырьмя шпильками, ввернутыми в картер сцепления. Имеющийся в картере с правой

стороны люк закрыт штампованной крышкой. В коробке передач ГАЗ-63 к люку крепится коробка отбора мощности (фиг. 138). Механизм переключения передач расположен в верхней крышке 6. Конструкция первичного вала 2, вторичного вала 9, блока шестерен 24 и схема их опор аналогичны коробке передач М-20. На шлицах вторичного вала перемещается блок шестеренки 7 первой и второй передач и шестерня 5 третьей и четвертой (прямой) передач. Блок шестерен 17 и 18 заднего хода перемещается на гладкой оси 14, запрессованной в картер.

Передачи переключаются рычагом 12 (фиг. 111), нижний конец которого входит в пазы вилок, закрепленных на трех ползунах. Рычаг закрепляется в крышке колпаком 13 с резьбой и удерживается от проворачивания штифтом 10. Шестерни фиксируются в требуемых положениях шариками 9, входящими под действием пружин 8 в лунки ползунов. Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит блокировочное устройство (фиг. 112). Оно состоит из двух плунжеров 2 и 4, сферические концы которых входят в лунки штоков и штифта 6, расположенного между ними. Блокировка основана на обычном принципе — выбор зазора между торцами плунжеров при включении одной какой-либо передачи. Схема блокировки показана на фиг. 112. Для предохранения от случайного включения заднего хода на рычаге управления имеется предохранительный упор 15 (фиг. 111) с пружиной 14. Упор соединен тягой 11 с собачкой 16, расположенной около рукоятки рычага. При включении заднего хода упор 15 поднимается и дает возможность концу рычага войти в паз вилки заднего хода.

Уход за коробкой передач грузовых автомобилей аналогичен уходу за коробкой передач легковых автомобилей.