Колеса

Колеса — дисковые, с глубоким неразъемным ободом. Диск и обод колеса соединены заклепками. Колеса крепятся на пяти шпильках. Шпильки крепления правых колес имеют правую резьбу, а левых колес — левую резьбу.

Колёса газ-12(Зим)

Автомобиль снабжен одним запасным колесом, которое специальным замком крепится к днищу багажника.

Поворотная цапфа 1 установлена на шкворне 15 на двух бронзовых втулках. Между нижним ушком цапфы и кулаком стойки 13 подвески переднего колеса установлен упорный шариковый подшипник 17. Зазор между верхним ушком поворотной цапфы и кулаком стойки регулируется путем установки металлических шайб 14.

Для подвода смазки к втулкам шкворня и к упорному шариковому подшипнику на верхнем и нижнем ушках поворотной цапфы установлены масленки. В шкворне просверлены продольный канал и два радиальных отверстия, а на наружной поверхности его сделаны две кольцевые канавки для подвода смазки к втулкам.

Шкворень закреплен в кулаке стойки при помощи стопора 16, затянутого гайкой. Отверстия для шкворня в ушках цапфы закрыты заглушками.

На поворотной цапфе на двух радиально-упорных шариковых подшипниках 2 и 4 вращается ступица 3 колеса. Ступица удерживается на цапфе при помощи шайбы 5 и гайки 6, застопоренной шплинтом 7. Наружный подшипник закрыт колпаком 8, а с внешней стороны внутреннего подшипника установлен сальник. К фланцу ступицы привернут тормозной барабан 11 и крепится диск 10 колеса. К фланцу поворотной цапфы привернут опорный диск 12 тормоза. Ступица колеса закрывается хромированным колпаком 9.

Втулки шкворней следует смазывать через каждые 500 км пробега: летом — солидолом М(УС-М) или Т(УС-Т), а зимой — солидолом Л(УС-Л) или М(УС-М).

Смазку в подшипниках передних колес нужно менять через каждые 6000 км пробега, но не реже двух раз в год(весной и осенью). Прежде чем заполнить подшипники свежей смазкой, необходимо тщательно промыть керосином и осмотреть шарики подшипников и их кольца; промыть в керосине ступицы колес.

Перед установкой подшипников на место их нужно тщательно смазать. Заправочная емкость подшипников ступицы переднего колеса — 150 г. Смазкой нужно заполнить все промежутки между шариками, а остальную смазку равномерно распределить по внутренней поверхности ступицы. Нельзя заполнять смазкой весь объем полости между подшипниками, так как в этом случае при нагреве смазка вытечет через сальники, и фрикционные накладки тормозов будут замаслены.

Подшипники передних колес летом и зимой смазывают смазкой 1-13 (УТВ); в особо холодных зимних условиях следует применять солидол Т(УС-Т).

Зазор в подшипниках колес следует проверять покачиванием ступицы колеса вдоль оси(от себя — на себя), для чего предварительно поднять соответствующее колесо домкратом. При правильной регулировке зазора в подшипниках не должно быть, а колесо должно свободно вращаться. Чрезмерная затяжка подшипников вредна, так как она вызывает их нагрев и повышенный износ, а в некоторых случаях может привести даже к заеданию шариков и разрушению подшипника. Большой зазор также вреден, так как при этом возникает большая ударная нагрузка, вследствие чего наблюдается повышенный износ подшипников.

 

Необходимо следить за тем, чтобы гайки крепления колес были всегда хорошо затянуты, так как ослабление их может привести к разработке сферических гнезд в диске колеса и к выходу диска из строя. Гайки крепления колеса нужно завертывать через одну. За¬вертывая первые три гайки, необходимо следить за тем, чтобы они своими фасками хорошо сцентрировались с фасками отверстий в диске. После того как первые три гайки будут плотно завернуты, надо завернуть остальные. При завертывании не следует удлинять рукоятку ключа, так как при исправной резьбе гайки хорошо затягиваются нормальным колесным ключом.