Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИМ (фиг. 50) по принципу работы, а также по конструктивному выполнению основных узлов и деталей, полностью подобна системе охлаждения двигателя автомобиля М-20 <Победа>.
Емкость системы и производительность водяного насоса и вентилятора увеличены в соответствии с большей мощностью двигателя. Поверхность охлаждения радиатора соответственно увеличена.
Уход и наблюдение за системой охлаждения двигателя при эксплуатации автомобиля должны быть регулярными.
Фиг. 50. Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИМ: 1 - датчик указателя температуры воды; 2 - термостат; 3 - сигнальная лампочка; 4- наливная горловина; 5 - жалюзи; в - пробка наливной горловины; 7 - комбинация приборов с указателем температуры воды; ? - радиатор системы охлаждения; 9 - спускной кран; 10- радиатор системы смазки.
Возможны различные неисправности и неполадки системы охлаждения; если их своевременно не устранить, то неизбежны серьезные повреждения двигателя.
Прежде всего надо следить за температурой воды в системе охлаждения. Температура воды должна быть в пределах 75-90°. При переохлаждении двигателя нужно уменьшать величину открытия жалюзи радиатора, при перегреве жалюзи нужно открывать на большую величину. Если же перегрев двигателя не уменьшается и нельзя добиться нормальной работы системы охлаждения изменением открытия жалюзи, то следует выяснить причину неисправности и устранить ее. Перегрев двигателя может быть вызван ослаблением натяжения ремня вентилятора, загрязнением охлаждающей поверхности радиатора и отложением накипи в системе охлаждения. Удалять накипь из системы охлаждения довольно трудно и поэтому надо принимать меры к устранению причин ее образования. Так, например, 'следует по возможности заливать в систему охлаждения <мягкую> воду (дождевую, снеговую и т. д.), нельзя часто менять воду в системе охлаждения. Нередко автомобиль зимой хранится в холодном гараже и поэтому воду из системы охлаждения выпускают ежедневно. Если каждый день в систему охлаждения заливать свежую воду, то отложение накипи в системе будет особенно интенсивным. Спущенную из системы охлаждения воду рекомендуется сохранять для следующей заправки, так как некоторое количество минеральных солей из этой воды уже выпало в осадок. Рекомендуется дважды в год, перед началом летнего и зимнего сезонов эксплуатации, тщательно промывать систему охлаждения чистой водой. Несмотря на все принимаемые меры накипь все же образуется на стенках водяных рубашек, в трубках и протоках радиатора. Поэтому, если вследствие отложения накипи двигатель перегревается, то ее необходимо удалить.
Систему охлаждения двигателя автомобиля <Москвич> можно промыть раствором, состоящим из 750-800 г едкого натра (каустическая сода) и 150 г керосина на 10 л воды. Для промывки спускают всю воду, снимают термостат, заполняют систему указанным раствором и оставляют его в системе на 10-12 час. После этого пускают двигатель и дают ему поработать с малым числом оборотов холостого хода 15 мин. Затем, сняв пробку горловины радиатора и открыв спускной краник, сливают раствор из системы охлаждения и одновременно промывают систему чистой водой в течение 5-10 мин. При этом следует помнить, что при спуске раствора из системы спускной краник может засориться, поэтому его нужно прочищать проволокой. Для полного выпуска промывочного раствора и воды в конце промывки следует разъединить дюритовый шланг и патрубок у нижнего бака радиатора. По окончании промывки устанавливают на место термостат, соединяют гибкий шланг и закрывают спускной краник, после чего заливают систему чистой водой.
Пользоваться указанным выше растворим и тип, содержащими кислоты и щелочи, для промывки системы охлаждения двигателей автомобилей ЗИМ и М-20 <Победа> нельзя, так как головки блоков цилиндров этих двигателей, сделанные из алюминиевого сплава, будут разрушаться.
Для предупреждения образования отложений накипи систему охлаждения этих двигателей нужно не реже двух раз в год промывать сильной струей чистой воды. При этом блок цилиндров и радиатор нужно промывать раздельно.
Чтобы избежать перегрева двигателя из-за загрязнения воздушных проходов сердцевины радиатора при работе на пыльных дорогах следует возможно чаще промывать радиатор сильной струей воды, направляя ее от двигателя (из-под капота).
Ежедневно следует осматривать систему охлаждения, чтобы проверить, нет ли течи воды. Течь может быть вызвана неплотностями в соединениях фланцев, патрубков, повреждением гибких шлангов, слабой затяжкой хомутиков шлангов, неплотностью спускных краников, повреждением радиатора и, наконец, неисправностью сальника насоса.
Особое внимание системе охлаждения надо уделять в зимнее время года, чтобы избежать замерзания воды в радиаторе, в рубашках блока и его головки.
Если обнаружено замерзание воды в радиаторе и его патрубке, надо обложить тряпками нижнюю часть радиатора и нижний водяной патрубок и затем поливать тряпки горячей водой, пока весь лед не растает. В том случае, когда вода в нижнем патрубке не замерзла, хорошо утепляют радиатор, пускают двигатель и дают ему работать с малым числом оборотов, не допуская интенсивного кипения воды, до полного отогревания радиатора. При замерзании воды в рубашках блока и головке блока цилиндров отогревание начинают с насоса, обкладывая его тряпками и поливая их горячей водой, а затем пускают двигатель и дают ему поработать с малым числом оборотов до постепенного отогревания всей системы.
Чтобы предупредить замораживание радиатора, следует выезжать из гаража только после достаточного прогрева двигателя и радиатора.
В период зимней эксплуатации автомобиля совершенно необходимо закрывать облицовку радиатора и капот двигателя утеплительными чехлами или фартуками.
Наиболее надежным средством предохранения системы охлаждения от замораживания является применение охлаждающих жидкостей, замерзающих при низкой температуре, состоящих из этиленгликоля и воды. Следует иметь в виду, что эти жидкости ядовиты и портят окраску автомобиля, поэтому обращаться с ними надо очень осторожно. При понижении уровня жидкости в системе охлаждения вследствие испарения нужно доливать только чистую воду. Жидкость, замерзающая при низкой температуре, при нагревании расширяется, поэтому ее надо наливать в систему на 6; меньше полного объема системы охлаждения. Нельзя допускать попадания в охлаждающую жидкость нефтепродуктов (бензина, масла и т. п.), которые образуют пену и снижают теплопроводность жидкости, нарушая нормальную работу системы охлаждения.
Таблица 1, Таблица 2
Следует отметить, что увеличенное или уменьшенное содержание этиленгликоля в составе охлаждающей жидкости приводит к повышению температуры ее замерзания (табл. 1).
Кроме стандартных жидкостей, замерзающих при низкой температуре, можно применять для охлаждения смесь глицерина или спирта с водой. При применении смеси воды со спиртом надо учитывать, что спирт испаряется быстрее воды, и поэтому периодически требуется добавлять спирт. В противном случае охлаждающая жидкость может замерзнуть при сравнительно высокой температуре. В табл. 2 приведены температуры замерзания спирто- и глицериноводных смесей различного состава.
Зимой при хранении автомобиля в холодном гараже необходимо сливать охлаждающую жидкость из системы охлаждения после работы, следя за тем, чтобы вытекла вся вода. При выпуске охлаждающей жидкости пробка горловины радиатора должна быть открыта, а спускные краники следует прочищать проволокой. Спущенную воду надо хранить для последующего заполнения системы охлаждения.