Тормозное управление автомобиля ГАЗ 12 ЗИМ

Тормозное управление автомобиля ЗИМ показано на фиг. 166. В конструкции узлов и деталей тормозных систем использовано мчого соответствующих узлов и деталей автомобиля М-20 <Победа>. Главный тормозной цилиндр использован без изменений.

Механизм тормоза заднего колеса почти полностью одинаков с таким механизмом автомобиля М-20 <Победа>. Исключение составляет разжимной механизм для привода колодок от ручного тормоза, в котором незначительно изменено крепление разжимного стержня 6 и разжимного рычага 7. В данном случае регулировка зазора между колодками и барабаном осуществляется эксцентриком 3. При вращении эксцентрика отверткой он действует на маятниковый рычажок 4, с которым шарнирно соединен разжимной стержень 6. Шарнирный палец 5, на котором качается рычаг 7-цилиндрический.

Регулировать колодки поворотом эксцентрика по часовой стрелке можно только при снятом тормозном барабане.

Механизм тормоза переднего колеса оригинальной конструкции. Для каждой колодки имеются два колесных тормозных цилиндра. Диаметры колесных тормозных цилиндров передних и задних тормозов одинаковы. Однако применение в тормозах передних колес двух тормозных цилиндров, действующих каждый на свою колодку, дает возможность более интенсивно затормаживать передние колеса и этим увеличивать общую эффективность торможения автомобиля.

Опорные пальцы / тормозных колодок закреплены на щите тормоза и являются одновременно болтами крепления к щиту тормоза цилиндров 2. Колодки стягиваются двумя пружинами. По середине ребер колодок установлены стержни, удерживающие колодки от бокового смещения. Рядом со стержнями в щите тормоза установлены эксцентрики для регулировки зазоров между колодками и тормозным барабаном. Оба колесных тормозных цилиндра 2 одинаковы по устройству и имеют по одному поршню с резиновой уплотнительной манжетой. Оба цилиндра соединены общей трубкой с главным тормозным цилиндром. На корпусе верхнего цилиндра установлен переходный тройник, через который жидкость поступает в верхний цилиндр и параллельно по трубке в нижний цилиндр.

Фиг. 166. Тормозные механизмы автомобиля ЗИМ: а - тормозной механизм переднего колеса; б - тормозной механизм заднего колеса; в - разжимной механизм колодок от ручного привода тормоза (два положения: колодки сжаты и колодки разжаты - торможение).

Привод ручного тормоза (фиг. 167) устроен так же, как и на автомобиле М-20 <Победа>, но некоторые второстепенные детали имеют незначительно измененную конструкцию. Регулировка механизма привода ручного тормоза осуществляется аналогично регулировке на автомобиле М-20 <Победа>.

Уход за тормозной системой состоит в регулярной проверке эффективности работы тормозов и регулировке их при необходимости. Рекомендуется 1 раз в год (осенью) снять, разобрать и промыть главный и колесные тормозные цилиндры, при этом необходимо удалить грязь с поршней, резиновых манжет и клапанов. Промывать цилиндры можно тормозной жидкостью, используя при промывке и очистке только чистые тряпки и деревянные скребки. Запрещается применять металлические инструменты, грязные тряпки, а также бензин, керосин и масло для промывки тормозных цилиндров. Трубопроводы тормозной системы следует промывать, прокачивая через них тормозную жидкость из главного цилиндра. При промывке трубопроводы должны быть отсоединены от колесных цилиндров. Два раза в год необходимо смазывать тросы привода ручного тормоза, закрытые жесткими: трубками.

Фиг. 167. Привод ручного тормоза автомобиля ЗИМ: 1 - зубчатый сектор; 2 - рычаг; 3 - гашетка; 4 - уравнитель; 5 - оттяжная пружина; 6 - эксцентрик; 7 - разжимной стержень; 8 разжимной рычаг 9 - задние тросы; 10 - вилки тросов; 11 - палец; 12 - крышка люка; 13 - рычаг уравнителя; 14 - скоба; 15- передний трос; 16 - трубка троса; 17 - пружинный хомутик прикрывающий отверстие для смазки троса.

К переднему тросу масло подается через отверстие в оболочке троса. Это отверстие расположено рядом с рычагом и закрыто металлическим хомутом. Задние тросы следует смазывать после того, как гибкая оболочка троса отсоединена от щита тормоза1. Для смазки троса оболочку сдвигают. Трос перед смазкой следует хорошо очистить и промыть бензином. Для смазки тросов автомобилей М-20 <Победа> и ЗИМ применяют легкопроникающую смазку, состоящую из 6С°/0 концентрата коллоидального графита в минеральном масле и 40% уайтспирита (<тяжелого> бензина).

Регулярно, не реже чем после пробега каждых 1000 км автомобиля, следует проверять уровень жидкости в главном тормозном цилиндре и доливать по мере необходимости. Уровень -жидкости должен быть на 20 мм ниже нижней кромки наливной горловины резервуара. В качестве тормозной жидкости можно применять только смеси, рекомендуемые заводами, и ни в каком случае не пользоваться для заполнения системы гидравлического привода бензином, керосином и минеральными маслами, разрушающими резиновые детали. Рекомендуемая тормозная жидкость представляет собой смесь (по весу): 50°/о касторового масла и 50% бутилового (или этилового или изобутилового) спирта.

Гибкая оболочка применялась на автомобилях <Москвич>, выпускавшихся до 1956 г.