Место шофера на автомобиле ЗИМ (фиг. 180) в значительной мере напоминает место шофера на автомобиле М-20 <Победа>. Рулевое колесо 5 расположено перед шофером так, что обеспечивается хорошая видимость дороги и приборов на переднем щитке.
Фиг. 180. Место шофера на автомобиле ЗИМ.
Сигнала, нажатием па любое место которого включают сигнал. Под рулевым колесом на рулевой колонке установлен рычаг 7 переключения передач, слева на рулевой колонке помещена рукоятка 4 переключателя указателя поворотов; под передним щитком, рядом с левой стенкой кузова,- ручной рычаг 1 тормоза. Ветровое стекло из двух частей (как у автомобиля М-20 <Победа>) с двумя щетками стеклоочистителей и двумя теневыми щитками. Имеется также зеркало.
Над наклонным полом кузова расположены: педаль 13 сцепления, педаль 12 тормоза, педаль 11 управления дроссельной заслонкой карбюратора и кнопка 14 ножного переключателя света фар.
На панели переднего щитка кузова в центре расположен радиоприемник с кнопочным переключателем. Антенна приемника устанавливается снаружи на левой стороне рядом с ветровым стеклом. Над приемником, ближе к ветровому стеклу, расположен трехпозициониый переключатель стеклоочистителя.
С левой стороны от радиоприемника на панели щитка смонтирован комбинированный прибор, объединяющий амперметр, манометр давления масла в системе смазки двигателя, термометр для контроля нагрева воды в системе охлаждения и указатель уровня бензина в баке.
Термометр дополнен сигнальной лампой с зеленым рассеивателем, расположенной с правой стороны комбинированного прибора. Лампа автоматически включается, когда вода в верхнем бачке радиатора нагревается до температуры 92-98°. Лампа сигнализирует шоферу, что продолжать движение нельзя, не устранив причин перегрева воды.
С левой стороны от комбинированного прибора установлена сигнальная лампа с красным рассеивателем, включающаяся (при включенном зажигании) если затянут ручной рычаг тормоза. Сигнальная лампа напоминает шоферу о том, что автомобиль заторможен и что перед троганием с места нужно освободить ручной рычаг тормоза.
Между радиоприемником и комбинированным прибором установлен спидометр со шкалой, имеющей деления от 0 до 140 км/час. Спидометр объединен со счетчиком пройденного автомобилем пути. Кроме того, па шкале этого прибора сделаны следующие световые указатели:
1) две стрелки в верхней части шкалы (правая и левая), освещающиеся соответственно при установке рычага указателя поворотов вправо и влево;
2) контрольная лампа включения дальнего света фар.
Ниже комбинированного прибора на левой стороне панели
щитка установлены: кнопка включения стартера, центральный переключатель света, рукоятка тяги воздушной заслонки карбюратора и замок-включатель зажигания. На специальном кронтилятора, подающего теплый воздух для обогрева ветрового стекла. Левее включателя вентилятора расположены под панелью щитка две кнопки предохранителей - в цепи прикуривателя и в цепи освещения.
Фиг. 181. Отопитель кузова и обогреватель ветрового стекла автомобиля ЗИМ: 1 - воздухопровод в заднее отделение кузова: 2 - включатель электродвигателя вентилятора обдува ветрового стекла; 3 - вентилятор обдува ветрового стекла; 4 - включатель электродвигателя вентилятора, подающего воздух в заднее отделение кузова; ,5 - люк; в - рукоятка люка; 7 - радиатор отопления; 8 - воздухопровод обдува ветрового стекла; 9 - кран в головке блока цилиндров для регулирования подачи воды в радиатор отопления; 10 - трубка выхода воды из радиатора отопления; 11 - вентилятор подачи воздуха в заднее отделение кузова' 12- регулировочная заслонка; 13 - канал воздухопритока; 14 - рукоятка регулировочной заслонки.
С правой стороны от приемника в верхней части панели щитка установлены электрические часы, кнопка перевода стрелок которых находится под панелью. Правее часов расположен ящик с крышкой для хранения мелких вещей и документов. Под часами на панели находится рукоятка тяги управления дроссельной заслонкой карбюратора и прикуриватель. В панели решетки радиоприемника расположена пепельница. Направо от приемника под панелью установлен рычаг 10 люка отопительного устройства, через который при необходимости в кузов подается воздух из канала воздухопритока, минуя радиатор отопителя. Поступление воздуха к радиатору отопителя через канал воздухопритока регулируют заслонкой в трубе, рукоятка 9 тяги которой также находится под панелью переднего щитка.
При открывании крышки люка рукоятку 6 (фиг. 181) надо потянуть на себя. Наружный воздух проходит в кузов не нагреваясь и температура воздуха в кузове понижается. Устанавливая рукоятку крышки люка в разные положения, регулируют температуру воздуха в кузове. При закрытой крышке 5 люка весь воздух, поступивший через канал воздухопритока, проходит к радиатору, нагревается и выходит в кузов.
С помощью рукоятки 14 воздушной заслонки изменяют количество свежего воздуха, поступающего к отопителю и в кузов, и, следовательно, интенсивность вентиляции или отопления кузова. Для включения подачи теплого воздуха в заднее пассажирское отделение кузова на спинке переднего сиденья установлена рукоятка включателя (с реостатом) электродвигателя вентилятора. Вентилятор нагнетает теплый воздух из отопителя по гибкому трубопроводу в заднее отделение кузова.
Теплый воздух из отопителя подается для обдува ветрового стекла с помощью вентилятора 3 по гибкому трубопроводу 8 через щели в панели переднего щитка.
Под панелью переднего щитка кузова по краям справа и слева установлены рукоятки 2 и 8 (фиг. 180) замков капота (на обеих рукоятках имеется надпись <Капот>). Капот двигателя съемный, открывается как с правой, так и с левой стороны. Поэтому капот имеет замки с двух сторон и рукоятки замков вынесены внутрь кузова. Чтобы освободить замок капота, рукоятку надо потянуть на себя.
На левой стороне под панелью переднего щитка, рядом с рукояткой замка капота, установлена рукоятка 3 тяги управления жалюзи радиатора.