ГАЗ. История предприятия

Горьковский  автозавод. История предприятия


Полное название: «Горьковский Автомобильный Завод»
Другие названия: Нижегородский Автомобильный Завод (НАЗ), ЗИМ (с 1935 по 1957), ОАО «ГАЗ», «АвтоГАЗ», ПО «ГАЗ»
Страна: СССР, Россия
Адрес: г. Нижний Новгород
Существование: 1929 г- наши дни

   4 марта 1929 г. подписан приказ о строительстве "Горьковского автомобильного завода". 31 мая того же года ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода - около города Нижнего Новгорода.
   2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Завод был построен за 18 месяцев.
   1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих. 29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль - грузовик ГАЗ-АА. С декабря 1932 г. началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А. В 1933 г. к ним присоединился автобус ГАЗ-03-30.
   В конце 1934 г. на конвейер поставили трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза.
   17 апреля 1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль (им стал ГАЗ-А).
   К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомобилей.
   Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.
   Разрушительные налеты вражеской авиации летом 1943 года разрушили большую часть корпусов завода. Бомбардировщики Люфтваффе интенсивно атаковали Горьковский автозавод, выпускавший тогда грузовики и бронемашины. В ходе 25 воздушных атак было разрушено около полусотни производственных корпусов, выведено из строя 9 тысяч метров конвейерных линий, 6 тысяч единиц технологического оборудования.
   За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил: автомобилей – 176221, танков - около 12000, самоходных установок - более 9000, минометов - 24000, автомобильных моторов – 232000, снарядов для ракетной установки "Катюша" - 30000. Правительство высоко оценило труд автозаводцев в годы войны, наградив завод орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
   Война еще не закончилась, когда на автозаводе начинали создавать новые модели грузовых и легковых автомобилей, в первые послевоенные годы изменившие практически весь модельный ряд завода. Такая скорость обновления стоила поистине гигантских усилий по переоборудованию производства. Стоит сказать, что всего за год было смонтировано заново и перемонтировано 4036 единиц оборудования. 

ГАЗ-А на конвейере
ГАЗ-66 в цеху
ГАЗ-66 в цеху
 
   Первым в ряду новинок стоял грузовик ГАЗ-51. Их массовый выпуск начался в январе 1946 г. Вторым был
освоен автомобиль ГАЗ М-20 "Победа".
   В 1948 году коллектив конструкторов во главе с А.А. Липгартом и Н.А. Юшмановым по правительственному
заданию начал проектирование нового легкового автомобиля большого класса, получившего индекс ГАЗ-12 "ЗИМ".
Первая промышленная партия была выпущена уже в 1950 году.
   В 1950 году Горьковский автобусный завод был преобразован в Горьковский завод специализированных
автомобилей («ГЗСА»), где стали производиться фургоны и другие кузова для определенных типов грузов,
устанавливавшихся на шасси «ГАЗ-51» и «ГАЗ-63». Производство же автобусов «ГАЗ-651» и «санитарок» «ГАЗ-653»
было передано на ПАЗ, а затем производство их было развернуто КАвЗе.
   Внедорожник ГАЗ-69 в 1953 году сменил своего предшественника ГАЗ-67.
   "Волга" ГАЗ-21 встала на конвейер в конце 1956 года.
   В 1959 году настало время и для нового флагмана предприятия. Им стала семиместная "Чайка" (ГАЗ-13).
   В результате реконструкции были расширены корпуса серого и ковкого чугуна, произведен монтаж нового
оборудования, создан литейный №6 - первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям (1962 г.),
пущена автоматическая линия формовочного литья, также первая в стране. Были возведены новые заводы: штампов
и пресс-форм (1967 г.), коробок скоростей (1968 г.), мостов грузовых автомобилей (1972 г.). 60-е годы -
период обновления гаммы грузовых автомобилей. Модели ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и их модификации образовали
семейство третьего поколения грузовых автомобилей ГАЗ. 
   Автомобиль "Волга" (ГАЗ-24) запущен в массовое производство в 1970 году.
   24 августа 1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано
производственное объединение "АвтоГАЗ". В 1973 году оно переименовано в ПО "ГАЗ", в состав которого вошли 11
заводов.
   За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971
году автозавод награжден орденом Ленина.
   Конец 1970-х годов был отмечен выпуском третьего поколения легковых автомобилей большого класса "Чайка"
(ГАЗ-14).
   В марте 1981 г. с конвейера завода сошел 10 миллионный автомобильНачатые еще в 60-70-е годы реконструкция
и техническое перевооружение особенно интенсивно развернулись в 1980-ые годы. Реконструкция 80-х - самая
большая на заводе за всю историю. Только по проекту первой очереди расширения автозавода предусмотрено
строительство новых производственных корпусов площадью 700 тыс.кв.м., среди которых только производственная
мощность корпуса дизельных силовых агрегатов - 250 тыс.кв.м. Строительство этого объекта началось в 1984
году, а завершилось пуском завода автомобильных моторов в 1993 году. 
   Во второй половине 80-х по правительственному заданию началась разработка нового представительского
легкового автомобиля ГАЗ-3105, который впоследствии стал мелкосерийным. 
   Для частных владельцев с 1985 года ГАЗ выпускал модернизированный вариант "двадцать четвертой",
автомобиль с индексом ГАЗ-24-10. Параллельно с выпуском модели ГАЗ-24 началось серийное производство "Волги"
ГАЗ-3102.
   В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения.
Впоследствии конструкторами был создан девятитонный самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. На этих автомобилях
впервые был применен дизельный силовой агрегат, разработанный специалистами автозавода. 
   После распада СССР, в ноябре 1992 года, Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное
общество открытого типа (ОАО). Президентом ОАО «ГАЗ» был избран Н. А. Пугин. 
   В 1992 году появился седан ГАЗ-31029, отличавшийся от прежней модели ГАЗ-24-10 преимущественно
осовремененным дизайном передней и задней частей кузова. Параллельно на базе «Волги» был создан развозной
пикап ГАЗ-2304 «Бурлак», так и не пошедший в серию по причине резкого увеличения выпуска легковой модели.
Мелкосерийный седан бизнес-класса ГАЗ-3105, намечавшийся на место «Чайки» спроса не нашёл из-за высокой
стоимости. 
   Зато, появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «Газель» полной массой 3,5 т, стал первой
послевоенной серийной полуторкой ГАЗ. Позже семейство «Газель» стало самой востребованной малотоннажной
серией в зарождающемся классе LCV, чрезвычайно популярном у мелкого и среднего бизнеса и прочих отраслей
постсоветской экономики, став таким образом, настоящим спасителем предприятия и обеспечив ему достаточно
устойчивые перспективы развития. 
   В декабре 1995 г. — собран 15 миллионный автомобиль марки «ГАЗ».  Микроавтобус ГАЗ-32213 семейства
"Газель", освоенный весной 1996 года, стал основой возрождённого массового вида общественного транспорта —
маршрутного такси. 
 
на конвейере - ГАЗ-69
ГАЗ-Siber

   В 1997 году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. В том
же году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании Steyr на производство малолитражных дизельных
двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков. Также в 1997 году ГАЗ заключил
соглашение с итальянским концерном FIAT о создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс»
по сборке легковых автомобилей Fiat. Под новое СП были подготовлены площади цехов бывшего завода дизельных
двигателей ГАЗ. Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе семейство малотоннажных
грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой до 2,8 т. 
   В 1999 году внедорожный грузовик двойного назначения ГАЗ-66 был заменён более совершенным капотным
грузовиком ГАЗ-3308 «Садко. 
   Со второй половины 90-х проводились активные работы по созданию семейства малотоннажных пикапов и
внедорожников ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2».  В 1998 году на
заднеприводной платформе «Волга» был разработан «переходный» седан ГАЗ-3111, призванный укрепить позиции
ГАЗа в бизнес-классе (сегмент Е2) до момента освоения в серии перспективных моделей ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104,
основанных на платформе модели ГАЗ-3105. 
   С конца 90-х ГАЗ начал конструкторские работы по созданию перспективного среднетоннажного низкорамного
грузовика ГАЗ-3310. 
   В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент». В 2001 году
ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной
реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отведена роль головного
предприятия. Впоследствии ряд перспективных направлений («Атаман», ГАЗ-3115) были свёрнуты. 
   В 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных
грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», конструкторские работы по созданию над которым шли с конца 90-х. 
   В августе 2005 года была произведена 1-миллионная «ГАЗель».C весны 2006 года часть «Волг» оснастили
двигателями Chrysler 2,4 л, а с июня 2007 года — рестайлинговым салоном. 
   В 2006 году «Группа ГАЗ» купила у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие Стерлинг-Хиллз,
производившее среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus. На оборудовании вывезенном из США с
2008 года организован выпуск модели Siber. Также была приобретена английская фирма LDV Group. Её новое
семейство лёгких переднеприводных фургонов Maxus полной массой до 3,5 т начнет собираться в Нижнем Новгороде
с конца 2008 года в объёме 20 тыс. в год (из SKD комплектов), а позже, по мере локализации, объем их
производства (по технологии CKD) будет увеличен до 50 тыс. в год.