ГАЗ 16

Аппарат на воздушной подушке.

 

ГАЗ-16 Аппарат на воздушной подушке

 

«ГАЗ» не впервые занимался проектированием и изготовлением различного рода аппаратов, которые впоследствии оставляли заметный след, если не в истории мирового автостроения, то в отечественном советском и российском - однозначно.

Проектированием, разработкой и испытанием аппарата на воздушной подушке (АВП) в КЭО «ГАЗ» занималась специально созданная рабочая группа. Возглавил эту группу ведущий конструктор А.А. Смолин, имевший опыт проектирования летательных аппаратов.

Было спроектировано и изготовлено (не без помощи авиационного завода им. Серго Орджоникидзе) несколько вариантов таких аппаратов. Первым из них был ГАЗ-16, который не имел воздушных винтов в качестве маршевых движителей. Для этой цели в корпусе ГАЗ-16, в его нижней части, в зоне кабины располагались специальные жалюзи и створки, управляя которыми с места водителя можно было регулировать направление выходящего из под корпуса воздуха, тем самым осуществляя как поступательное движение, так и маневрирование аппаратом. Однако проведенные испытания показали низкую эффективность такого способа перемещения и управления.

После проведенных испытаний был спроектирован и построен новый аппарат, получивший обозначение ГАЗ-16А. Он был снабжен уже двумя маршевыми 3-х лопастными винтовыми движителями, которые располагались на специальных пилонах в кольцевых направляющих (Townend ring), в кормовой части ГАЗ-16А. Кроме возможности реверса, маршевые винты снабжались вертикальными аэродинамическими поворотными воздушными рулями-килями, служившие для курсового маневрирования аппарата. Для обеспечения курсовой устойчивости эти винты вращались в разные стороны и имели индивидуальный привод через редукторы и карданные передачи от двух двухцилиндровых оппозитных двигателей воздушного охлаждения (2х28л.с.) располагавшихся по бортам в передней части корпуса АВП. В средней части корпуса АВП размещался основной двигатель, взятый от автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» (195л.с.), который использовался для привода двух нагнетающих лопастных вентиляторов диаметром 1200мм. Это был, пожалуй, самый мощный мотор, которым располагал ГАЗ на то время.

 

ГАЗ-16

 

Для создания подъёмной силы по периметру днища корпуса имелись сопловые отверстия, а в середине две специальной формы щели под углом 45 градусов к продольной плоскости аппарата, куда под большим давлением с помощью двух осевых вентилятором нагнетался воздух, который и создавал воздушную подушку, приподнимая аппарат над поверхностью приблизительно на 150мм.

Корпус аппарата не имел по своему периметру юбки, и поэтому при движении по водной поверхности вокруг ГАЗ-16А создавался водяной туман.

АВП ГАЗ-16А мог передвигаться и по твердой поверхности, как обыкновенный автомобиль. Для этого он имел убираемое с помощью гидравлики четырехколесное шасси с независимой пружинной подвеской по типу передней подвески автомобиля ГАЗ-21 «Волга», рулевое управление и гидравлическую тормозную систему. В конструкции трансмиссии и шасси использовались узлы и агрегаты автомобилей действующего производства ГАЗ.

 

ГАЗ-16

 

После проведенных ходовых испытаний ГАЗ-16А на основе приобретенного опыта и доводочных работ был построен модернизированный аппарат ГАЗ-16Б, имеющий принципиальные конструктивные изменения, повышающие его технико-экономические показатели. Так на модернизированном ГАЗ-16Б все узлы и агрегаты приводились в действие от основной и единственной силовой установки - газотурбинного двигателя ГТД-350 максимальной мощностью 394л.с. В то время это был самый легкий (сухой вес 130,5 кг) и малогабаритный двигатель такого типа, удовлетворяющий все энергетические потребности аппарата на воздушной подушке ГАЗ-16Б.

К сожалению, время не сохранила для потомков ни одного уцелевшего образца ГАЗ-16 (любой модификации), этого необычного и уникального транспортного средства, на котором стоял логотип «ГАЗ». Сегодня, благодаря музейным работникам Музея ОАО «ГАЗ», мы можем довольствоваться только фрагментом этого АВП.

 

ГАЗ-16

 

Параметры ГАЗ-16А

Тип транспортного средства Аппарат на воздушной подушке
Тип фюзеляжа цельнометаллический, закрытый
Колесная формула 4х2
Экипаж, чел. 2
Снаряженная масса, кг 1800
Полная масса, кг 2300
Масса полезной нагрузки, кг 500

Габаритные размеры:

длина / ширина / высота, мм

7505 / 3572 / 1736
Дорожный просвет на воздушной подушке, м 0,15
Модель основного двигателя ГАЗ-13
Тип двигателя V-8, 4-х тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность, кВт (л.с.) / об./мин. 143,4 (195) / 4400
Модель маршевого двигателя 2 х М61К
Тип маршевого двигателя 2-х цил. оппозитный,4-х тактный, карбюраторный, воздушного охлаждения Рабочий объём, л 0,649 Мощность, кВт (л.с.) / об./мин. 20,6 (28) / 5000 – 5400
Крейсерская скорость АПВ, км/ч 65 - 70
Шины, размерность 7,00 - 16

<!–- google_ad_section_end -–>