ГАЗ-46 (МАВ) и ГАЗ-011
ГАЗ-46 - плавающий автомобиль, выпускался Горьковским автозаводом с 1953 года. Армейское обозначение машины - «МАВ» (малый автомобиль водоплавающий). Автомобиль «МАВ» предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде.
Изучение нашими конструкторами иностранной техникой, как поставленной союзниками по ленд-лизу, так и трофейной, в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные, показало серьёзное отставание отечественной автопромышленности от мирового уровня. Некоторые типы машин в нашей стране вообще не выпускались, и полученная от союзников техника аналогов не имела. К числу таковых относились автомобили-амфибии. Нашим военным особенно понравились "Ford GPA", "GMC-DUKW-353" (DUCK), удачно показавшие себя на заключительном этапе войны и при разгроме милитаристской Японии.
Сразу же после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались изыскательские работы по проектированию сходного плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Инженерный комитет Вооруженных Сил, 22 июля 1948 г., утвердил тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю со сроком сдачи опытных образцов к 15 марту 1949 г. (установлен приказом министра автотракторной промышленности), к работам были привлечены конструкторы НАМИ А.Г. Архаров, В.Ф. Горанов, К.С. Карпухин, П.А. Лобунский, Н.А. Петров под руководством Б.В. Шишкина. Проект получил наименование НАМИ-011 и военное МАВ (малый автомобиль водоплавающий). В развитие постановления Правительства Министерство автомобильной и тракторной промышленности (МАТП) издало приказ N 124сс, которым Днепропетровскому автозаводу (ДАЗ) и НАМИ поручалась разработка автомобилей-амфибий.
Разрабатываемый Днепропетровским автозаводом - будущим "Южмашем", ДАЗ-485 БАВ (большой автомобиль водоплавающий) являлся аналогом "Дака". Кстати, встречающийся иногда вариант расшифровки аббревиатуры БАВ, как "большая амфибия военная" ошибочен.
Конструкция "НАМИ-011" базировалась на шасси и основных агрегатах "ГАЗ-67" и, по сути, являлась образчиком творческого списывания с американского аналога "Ford GPA". Изготовление необходимых узлов и агрегатов на экспериментальном производстве НАМИ оказалось невозможным, поэтому данная работа распоряжением МАТП N ОС-16/363 с от 5 февраля 1949 года была поручена ГАЗу.
Построенные с некоторым отставанием от первоначального графика, опытные "НАМИ-011" в мае 1949 года прошли заводские испытания, в июне - полигонные испытания и сентябре-ноябре того же года - межведомственные в окрестностях Ленинграда. Испытания прошли в целом успешно, и "НАМИ-01"1 был рекомендован к серийному производству. Согласно постановления Совмина N 1953-753сс, МАВ был принят на вооружение. ГАЗу поручалось изготовить в 1950 году установочную партию и с 1951 года начать серийное производство. Основные технические характеристики МАВ определялись приказом МАТП N 101 от 24 мая 1950 года. Создатели МАВа удостоились Сталинской премии.
Машина состояла на вооружении армии, по основным агрегатам была унифицирована с "ГАЗ-67", серийно выпускавшимся не первый год - проблем в производстве и эксплуатации возникнуть вроде было бы не должно.
Однако не всё так просто. Сконструированный в годы войны, "ГАЗ-67" потихонечку устаревал и ему на смену разрабатывался "ГАЗ-69". Кроме того, собрать "на коленке" автомобиль - задача не самая сложная, а вот серийное производство предъявляет ряд специфических требований - необходимо изготовить штампы, сварочные кондукторы, обеспечить возможность изготовления поковок, отливок, не штучно, а на потоке. Всей этой рутины сотрудники НАМИ счастливо избежали. Чертежи "НАМИ-011" имели нестыковки и неувязки, то есть были недостаточно отработаны.
Возражать на ГАЗе против решения Правительства всё же не стали. Чтобы успешно выполнить правительственное постановление на ГАЗе были вынуждены выделить конструкторскую группу под руководством В.А. Крещука. Группа занималась отработкой технической документации и исправлением допущенных в НАМИ ошибок. Поскольку было ясно, что жизнь "НАМИ-011" на конвейере будет недолгой, а потребность армии в подобной машине имеется, на ГАЗе занялись разработкой собственной конструкции, базирующейся на агрегатах перспективного полноприводного внедорожника "ГАЗ-69". Работы велись под руководством конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина. Серийная версия машины НАМИ получила наименование "ГАЗ-011", а детище автозаводцев назвали "ГАЗ-46. Как и "НАМИ-011", "ГАЗ-46" особо оригинальных технических решений не содержал, а развивал концепцию "Форда". Параллельно с постройкой опытных образцов "ГАЗ-46" были устроены испытания их уменьшенных моделей буксировкой в гидроканале.
Пока стараниями ГАЗовских конструкторов Г.М. Вассермана и А.А. Смолина вырисовывался облик будущего "ГАЗ-46", "ГАЗ-011" начал жить полноценной конвейерной жизнью. Проведённые осенью 1951 года Инженерным Комитетом армии контрольные испытания доработанного В.А. Крещуком "011" показали значительное снижение веса машины, увеличение тягового усилия на швартовых, повышение скорости на плаву и улучшение надёжности конструкции в целом. В то же время повышенный интерес военных к доработанному "011" косвенно способствовал тому, что продвижение "ГАЗ-69" и, соответственно, "ГАЗ-46" искусственно тормозилось.
На ГАЗе не могли отказаться от серийного производства удостоенной Сталинской премии конструкции. Выпустить машину в том виде, как она была разработана в НАМИ, также было невозможно. Начать серийное производство "ГАЗ-46", если "ГАЗ-011" после доработки в целом соответствует требованиям военных, тоже было затруднительно. На протяжении трёх лет не удавалось найти выход из сложившейся ситуации, пока 26 апреля 1952 года на имя Председателя Совета Министров Союза ССР товарища Сталина Иосифа Виссарионовича секретной почтой не ушло письмо члена ВКП(б) В. Крещука. Витольд Альбертович Крещук описал события, происходившие на ГАЗе, и высказал свои предложения по конструкции автомобиля-амфибии.
Результатом рассмотрения письма Крещука стало постановление Совета Министров СССР N 2286-866сс, вышедшее 15 мая 1952 года. В нем говорилось "... а) По вине Министерства автомобильной и тракторной промышленности (тт. Хламова и Гарбузова) плавающий автомобиль "ГАЗ-67", разработанный в НАМИ, был передан в 1950 г. для производства ГАЗу с наличием серьёзных недостатков и без отработанной технической документации. б) По вине МАТП (т. Хламова) и Военного Министерства СССР (тт. Богданова, Галицкого и Дацюка) конструкторы НАМИ тт. Шишкин, Архаров, Горанов и другие неправильно получили Сталинскую премию за недоработанную конструкцию плавающего автомобиля". Далее приводился список лиц, ответственных за происшедшее, и указывался вид наказания. Начальника инженерных войск Воробьёва отправили в "один из внутренних округов", замминистра МАТП Гарбузова сослали главным инженером ХТЗ, главного конструктора ГАЗа Косткина отправили на рядовую инженерную работу на МАЗ, Липгарта - в Миасс, директора ГАЗа Веденяпина - начальником моторного цеха ЯАЗ. Директором ГАЗа назначили П.Я. Лисняка, до того руководившего ХТЗ, главным конструктором - Н.И. Борисова, до того главного инженера МЗМА (АЗЛК). Постановление Совмина от 14 марта 1951 года N 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам "НАМИ-011" отменили.
На ГАЗе было организовано два конструкторских бюро плавающих автомобилей. Возглавляемый А.А. Смолиным коллектив занялся доработкой "ГАЗ-46". В.А. Крещук возглавил работы по автомобилю МАВ-3. Постановлением Правительства и приказами МАТП устанавливались сроки выполнения работ по МАВ-3 с точностью до дня и поимённый список лиц, персонально ответственных за разработку каждого узла перспективной амфибии.
Автомобиль МАВ-3 получил заводское наименование "ГАЗ-48". Под руководством В.А. Крещука были изготовлены 2 ходовых макета "ГАЗ-48" и выполнен эскизный проект. 7 августа 1952 года комиссия из Москвы приехала на завод, где ею были осмотрены и испытаны ходовые макеты ГАЗ-48. 8 августа в 6 часов вечера в зале заводоуправления ГАЗ состоялось совместное заседание комиссии из Москвы и работников завода. С критикой проекта выступили 10 человек, которые весьма обстоятельно показали как отрицательные, так и положительные стороны проекта и "перспективность достижения утверждённых параметров в МАВ-3". То есть скорость 110 км/ч на шоссе и 16 км/ч на воде, возможность установки зенитной огневой точки при 500 кг нормальной полезной нагрузки (5 мест) и т. д. и т. п.
В то же время, выяснилась "неправильная трактовка Крещуком утверждённых требований". По мнению В.А. Крещука, скорость на плаву в 16 км/ч связывалась с грузоподъёмностью на воде в 500 кг, в то время как требования в действительности предполагали грузоподъёмность на воде в 1000 кг. Вообще была отмечена "некоторая кустарщина". В предъявленном виде проект МАВ-3 не мог быть рекомендован к реализации. С постановкой "ГАЗ-46" на серийное производство работы по МАВ-3 были свёрнуты. После смерти вождя народов Крещука "ушли" с завода.
План выпуска "011" в 1953 завод выполнил на 100%, изготовив 68 экземпляров амфибий. После чего на смену "011" пришёл "ГАЗ-46". Серийное производство "ГАЗ-46" продолжалось до 1958 года. Поскольку производство базовой машины "ГАЗ-69" переместилось на УАЗ, предполагалось развернуть выпуск "ГАЗ-46" в Ульяновске, но по производственным соображениям сделать это не удалось. До нашего времени сохранилось немало автомобилей-амфибий, как американских "Фордов", так и отечественных МАВов.
ГАЗ-46 был построен на узлах и агрегатах серийного "ГАЗ-69", имеет специальный водонепроницаемый металлический корпус для придания плавучести и гребной винт для движения на плаву. Машина может перевозить максимальный груз 500 кг и может буксировать прицеп или легкую установку вооружения (миномет или зенитную пушку) такого же веса.
Корпус МАВ "ГАЗ-46" стальной, моторно-трансмисионное отделение - впереди, отсек экипажа и пассажиров - в центре, запасные колеса уложены горизонтально на задней верхней площадке. Водитель и командир имеют отдельные сиденья, позади них расположена трехместная скамья. Ветровой щиток может складываться на капот, при необходимости над отделением экипажа может подниматься брезентовый тент.
ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от "ГАЗ-М20 Победа", от "ГАЗ-69" была заимствована трансмиссия и подвеска колес. Двигатель соединен с ручной коробкой передач, имеющей три передние и одну заднюю передачи, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На плаву машина могла передвигаться посредством трёхлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменялось водяным рулём, помещённым в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю был тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса. Перед входом в воду поднимается волноотбойный экран спереди, чтобы закрыть двигатель и отделение экипажа от попадания воды (и предотвратить «зарывание» носа в воду).
Отличительной особенностью этой амфибии являлись колёса особой конструкции, позволяющие для увеличения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды внутрь покрышки. На щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка появления воды в трюме. Корпус автомобиля внутри разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое.
С "ГАЗ-46" проводились интересные эксперименты по постановке его на подводные крылья для приданию ему большей скорости передвижения по воде. Однако, работы в этом направлении были свернуты, поскольку время, затрачиваемое на монтаж подводных крыльев значительно превышало выигрыш в скорости преодоления водной преграды.
Плавающий автомобиль МАВ ГАЗ-46 поступал на комплектование отдельных переправочно-десантных батальонов и отдельных понтонно-мостовых полков. Поставлялся на экспорт в страны - участницы Варшавского договора.
Технические характеристики ГАЗ-46
Колесная формула | 4х4 |
вместимость | 5 человек |
масса | 1850 кг |
габариты | 4930x1900x1770 мм |
скорость на шоссе | 90 км/ч |
скорость на плаву | 9 км/ч |
запас хода на суше | 500 км |
запас хода на плаву | 6 ч |
двигатель | карбюраторный, жидкостного охлаждения |
число цилиндров | 4 |
рабочий объем | 2111 см |
мощность | 55 л.с. |