ГАЗ 55

ГАЗ-55

 

ГАЗ-55

 

ГАЗ-55 (М-55) - советский санитарный фургон на шасси грузовика ГАЗ-ММ/ ГАЗ-ММ-В. Изготавливался в течение 1938-1945 гг. на ГАЗе в районе Канавино, бывшем заводе “Гудок Октября". Было произведено 9130 санитарных автомобилей ГАЗ-55.

Накопленный к середине 30-х годов в РККА опыт эксплуатации грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 выявил их полную непригодность для вывоза с поля боя раненных, особенно в тяжелой форме. Поэтому к 1938 году на ГАЗе под руководством конструктора Юрия Наумовича Сорочкина, была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Его задняя ось, в отличие от ГАЗ-ММ, была подвешена на более мягких удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа. Машина получила индекс ГАЗ-55 (армейский индекс М-55).

 

Сорочкин Юрий Наумович
Сорочкин Юрий Наумович
(20 января 1910 – 02 июня 1994)

 

Помещение для раненых было отделено от кабины водителя перегородкой. Приспособление для погрузки носилок состояло из четырех направляющих труб и четырех скользящих кареток-амортизаторов. Мягкие пружинные сиденья были сделаны откидными и крепились шарнирно на стенках кузова. Два из них были боковыми, трехместными, а два – одиночными, расположенными у передней перегородки. Полужесткие спинки боковых сидений служили одновременно ограждением окон. В ее салоне можно было перевозить либо четырех лежачих на носилках и двух сидевших на откидных сидениях, либо двоих на подвешенных носилках и пятерых на откидных сидениях. В санитарном отделении был установлен калорифер для обогрева, работающий от выхлопных газов и смонтирована система вентиляции. Задние колеса получили крылья с отбортовкой по арке.

В комплект машины входили четыре ящика-укладки. Два из них были расположены у задней стенки внутри кузова и предназначались для подвесных гамаков. Два других крепились снаружи, у подножек, и служили для прочего оборудования.

В 1942 г. конструкцию машины значительно упростили. В целях уменьшения трудоемкости изготовления отказались от тормозов передних колес, упростили конструкцию глушителя. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а также как на ГАЗ-ММ-В угловатые, гнутые из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. Вместо двух фар, как и все автомобили военного времени ГАЗ-55 оснащали лишь одной (левой). Позже в задней подвеске машины уже не устанавливались гидроамортизаторы, использовались стандартные, а не удлиненные задние рессоры. Внутреннее исполнение кузова было также упрощено – все сиденья делали жесткими, однако внутренний обогрев выхлопными газами сохранился.

 

Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (1942г.)
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (1942г.)

 

Автомобиль хорошо зарекомендовал себя на фронтовых дорогах. В отличие от других серийных грузовиков, также применявшихся для вывоза раненных, ГАЗ-55, плавно, без подскоков и виляний преодолевал разбитые фронтовые дороги. Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55, с полей сражений в госпиталя было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, и тем самым спасено много жизней. У фронтовиков ГАЗ-55 заслужил прозвище «фронтовая неотложка».

Несмотря на то, что автомобиль был разработан как санитарный, выпускались также и армейские варианты М-55. Помимо этого в милиции применяли эти автомобили для перевозки своих сотрудников и для выполнения спецзаданий.

Один из автомобилей ГАЗ-55 представлен в экспозиции музея на Поклонной горе.

 

ГАЗ-55

 

 

Габаритные размеры ГАЗ-55

 

Габаритные размеры ГАЗ-55