ГАЗ-ЦАКС - Cпортивный автомобиль, построенный Центральным автомотоклубом спорта (ЦАКС) в Москве, на базе узлов серийных машин ГАЗ-А и ГАЗ-М1. Дебют ГАЗ-ЦАКС состоялся в сентябре 1937 года на гонках в Киеве. На Житомирском шоссе под Киевом сошлись четыре подготовленных к гонкам автомобиля: ГАЗ-А-Спорт А. Гиреля, ГАЗ-М1-Спорт Г. Клещева, ГАЗ-А Жарова и жемчужина, бриллиант "коллекции" - ГАЗ-ЦАКС Владимира Ивановича Ципулина. Соревнования были представлены в высшем виде: участок шоссе украсили флагами, лозунгами, А. Липядевский, стоящий на трибуне произносит речь: - ...Советский автомотоспорт должен стать массовым! Все должны уметь управлять мотоциклом и автомобилем, чтобы в нужный момент суметь использовать это незаменимое боевое оружие и бить врага на его же территории!
"Конструкторы должны подумать о советских "синих птицах", которые будут бить мировые рекорды", - в 1937 году так писала газета "Правда". Для конструкторов и инженеров всех мастей эти строчки стали приказом, руководством к действию. Владимир Иванович Ципулин входил как раз в число этих немногочисленных "счастливчиков". Создатель первого отечественного автомобиля АМО-Ф15, человек, получивший в 1910 году одним из первых в России звание инженера-автомобилиста не смог бы остаться в стороне. В 1937 году Ципулину было уже 55 лет. Он принимал участие практически во всех более-менее значимых разработках колесной техники как в Российской Империи, так и в молодой республике. Понятно, что В.И. Ципулин не мог, подобно Антону Гирелю, просто взять шасси ГАЗ-А, одеть его в обтекаемый кокон и установить двигатель ГАЗ-М1. Работа Ципулина - это уже не просто самоделка, а первая попытка создать серьезный спортивный автомобиль - дешевый, доступный и по возможности быстрый.
Выбор донора не был оригинальным - все тот же ГАЗ-А, модель 1932 года. Но шасси подверглось основательной переработке. Рама в задней части была заметно выгнута вверх для уменьшения общей высоты кузова. Задняя подвеска осталась без изменений - на поперечной полуэллиптической рессоре, но передняя - уже на четырех продольных четверть-эллиптических рессорах. В подвеске использовались гидравлические амортизаторы ГАЗ-М1 на всех четырех колесах. В связи с изменением высоты кузова рулевая колонка получила больший наклон, нежели на серийном ГАЗ-А. Открытый двухместный обтекаемый кузов, выполненный из стальных листов на деревянном каркасе, был более эргономичным и эстетичным, нежели кузов ГАЗа Гиреля. Ципулин не понаслышке был знаком с работой А.О. Никитина, и днище автомобиля получило обтекаемый поддон. Бензобак расположился за сидением водителя.
Рядный четырехцилинровый силовой агрегат объемом 3285 см. куб. был позаимствован у ГАЗ-М1. На него была установлена экспериментальная алюминиевая головка блока цилиндров и увеличена до 6,0 степень сжатия. Мощность этого мотора составляла уже 60 л.с. при 3100 об./мин. С редуктором заднего моста с передаточным числом 2,9, трехступенчатой коробкой передач все от того же ГАЗ-М1, расчетная скорость ГАЗ-ЦАКС составляла 135 км/ч. Дореволюционные рекорды скорости, наконец, сдались.
Габариты автомобиля Владимира Ивановича Ципулина несколько отличались от ГАЗа Гиреля: длина - 4200 мм, ширина - 1670 мм, высота - 1200 мм; база 2930 мм; размер шин - 28X4,75", вес - на 50 кг меньше - 900 кг. Для перегонов машину к местам проведения соревнований были предусмотрены съемные фары и крылья.
Поскольку Владимир Иванович строил автомобиль под эгидой Московского Центрального Автомобильного Клуба Спорта, то болид получил название ГАЗ-ЦАКС (иногда в печати можно встретить ГАЗ-ЦАМК или ГАЗ-ЦАМКС). Управлял болидом известный в те годы испытатель танков Виктор Кульчицкий. Он слыл человеком отважным, но наилучший результат, который ему удалось достичь на ГАЗ-ЦАКС - 131,1 км/ч. Дальше мотор ничинал работал с перебоями. 30-го сентября 1937 года на Житомирском шоссе ЦАКС пропусти вперед даже автомобили Жарова и Клещева, а уж они-то вообще были собраны из списанных жестянок с пробегом под три сотни тысяч километров. Возможно В. Ципулину и удалось бы довести свое творение до ума, но в том же 1937 году его арестовали, а в 1940 году выдающегося конструктора не стало.
ГАЗ-ЦАКС намного пережил своего создателя. Что удивительно - автомобиль пережил даже войну, и в 1940-1950х годах его неоднократно видели на улицах Москвы. Дальнейшая его судьба неизвестна.