ГАЗ-3301 - армейский полноприводный (4х4) автомобиль повышенной проходимости, созданный в 1982 году. Ведущего конструктора Вячеслав Григорьевич Шадрин. Работы по созданию ГАЗ-3301 велись под общим руководством главного конструктора грузовых автомобилей А.М. Бутусова. Главным конструктором двигателя был Н.Д. Пархоменко, отдел трансмиссий возглавлял Ю.В. Кудрявцев, а за стилистику внедорожника отвечал дизайнер С.В. Волков.
К концу 1970-х стало понятно, что по некоторым параметрам ГАЗ-66 начал утрачивать свою конкурентоспособность, перестал соответствовать требованиям целого ряда ГОСТов. У военных появились новые системы вооружения, для которых требовалось увеличить грузоподъемность шасси и усилие на крюке, установить ровную, без колесных ниш бортовую платформу, повысить защищенность экипажа. Кроме того, страна взяла курс на дизелизацию грузового автотранспорта. Этим новым требованиям и должен был соответствовать принципиально новый автомобиль ГАЗ-3301.
Разработка ГАЗ-3301 была начата в 1980 году, а через год уже были построены два опытных образца. Помимо них в период до 1987 года завод изготовил и испытал три опытных образца второй серии, три принявших участие в государственных испытаниях опытных образца третьей серии, а также еще два опытных образца, после внесения всех необходимых доработок участвовавших в дополнительных контрольных испытаниях. От серии к серии менялись лишь детали. Например, сперва кабина автомобиля была обычной, а потом по требованию военных ее защитили от взрывной волны и огня стрелкового оружия. В специальные рамки были установленны бронестекла тоолщиной 16 мм. Больше всего изменений от серии к серии претерпевали шины. Окончательный выбор пал на шины от ЗИЛ-131.
В качестве базы для автомобиля ГАЗ-3301 использовали модернизированное полноприводное шасси ГАЗ-66. Для ГАЗ-3301 была спроектирована новая более комфортабельная и эргономичная кабина с «рациональными углами наклона» панелей. Этим была предусмотрена установка бронелистов для защиты экипажа и выполнен ряд других армейских требований. Для ГАЗ-3301 применили новую (более мощную в сравнении с ГАЗ-66) раму с лонжеронами переменного сечения. Рессоры стали длиннее, вместо резиновой заделки для них использовали пальцевое крепление. Как результат, увеличился ход подвески, улучшилась управляемость и плавность хода. На шасси устанавливали усиленнные мосты.
Подключение переднего моста, переход на понижающую передачу в раздаточной коробке и включение лебедки осуществлялись с помощью электропневматической системы: в кабине вместо соответствующих рычагов появился тумблер на приборной панели, что кардинально упростило управление автомобилем на бездорожье.
В качестве силовой установки автомобиль комплектовали опытным 125-сильным 6-цилиндровым рядным многотопливным дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542, применявшемся также для автомобилей семейства ГАЗ-4301. Объем топливных баков обеспечивал запас хода 1300 км. По сравнению с серийным «шестьдесят шестым», значения грузоподъемности и допустимой массы прицепа у ГАЗ-3301 выросли на 500 кг каждое.
На ГАЗ-3301 устанавливалась 5-ступенчатая механическая синхронизированная коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, сблокированной с коробкой отбора мощности к механической лебедке с тяговым усилием до 4500 кг. Вместо прямой передачи в двухступенчатой раздаточной коробке появилась повышающая передача. Для обеспечения надежного пуска силовой установки при низких, вплоть до –50 оС, температурах, дизель ГАЗ-542 имел автономный газо-воздушный предпусковой подогреватель, разогревавшим масло в картере дизеля.
Несколько опытных образцов ГАЗ-3301 участвовали в двух крупных «зимних» и двух крупных «летних» пробегах, пришедшихся на 1984-1986 гг. В первый раз в зимнее время машины перегоняли своим ходом от Сковородино ( Амурская область) до города Сусуман (Магаданская область), где работала северная испытательная станция. А второй раз машины прошли от Горького до Магадана и обратно, преодолев в общей сложности более 22 тыс. км по зимним дорогам и бездорожью.
Автомобиль прошел полный цикл испытаний. В 1987 году по итогам государственных испытаний ГАЗ-3301, межведомственная комиссия утвердила всю необходимую документацию для подготовки серийного производства ГАЗ-330. Была даже запущена подготовка к серийному производству и изготовлено два установочных образца, но автомобиль так и небыл запущен в серийное производство. ГАЗ-3301 был снят с вооружения Постановлением Правительства РФ №1091 от 11 сентября 1998 года в «связи с прекращением производства и отсутствием на вооружении и хранении Вооруженных Сил Российской Федерации отдельных образцов военной автомобильной техники», а на смену ГАЗ-66 пришёл ГАЗ-3308 «Садко», имеющий «капотную» компоновку.
Автомобиль ГАЗ-3301, принимая во внимание его высокие показатели проходимости, мобильности, живучести предназначался также для установки промышленного, сельскохозяйственного, а также и специального оборудования для МЧС и МО.
Один из сохранившихся образцов ГАЗ-3301 экспонируется в настоящее время в составе экспозиции РВАИ. Согласно легенде, этот автомобиль в числе разработок других автозаводов проходил проверку в условиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Технические характеристики ГАЗ-3301
Характеристики | ГАЗ-3301 |
Колёсная формула | 4x4 |
Длина, мм | 6030 |
Ширина, мм | 2380 |
Высота по кабине (по тенту), мм | 2610(2830) |
База, мм | 3300 |
Дорожный просвет, мм | 335 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 4400 |
Масса перевозимого груза, кг | 2500 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2500 |
Полная масса автомобиля, кг | 7410 (7590 с лебёдкой) |
Двигатель (тип) | ГАЗ-542.10 (Р-6, дизель воздушного охлаждения) |
Рабочий объём, л | 6,23 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/об/мин | 92(125) / 2800 |
Крутящий момент, Н·м (кгс·м)/об/мин | 363(37) / 1600…1800 |
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) | 13,3(18,1) |
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч | 90 (80 для автопоезда) |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 16 |
Запас хода, км | 1300 |
Преодоление водных преград вброд, м | 1,2 |
Интерьер ГАЗ-3301
ГАЗ-3301 - армейский полноприводный (4х4) автомобиль повышенной проходимости, созданный в 1982 году. Ведущего конструктора Вячеслав Григорьевич Шадрин. Работы по созданию ГАЗ-3301 велись под общим руководством главного конструктора грузовых автомобилей А.М. Бутусова. Главным конструктором двигателя был Н.Д. Пархоменко, отдел трансмиссий возглавлял Ю.В. Кудрявцев, а за стилистику внедорожника отвечал дизайнер С.В. Волков.
К концу 1970-х стало понятно, что по некоторым параметрам ГАЗ-66 начал утрачивать свою конкурентоспособность, перестал соответствовать требованиям целого ряда ГОСТов. У военных появились новые системы вооружения, для которых требовалось увеличить грузоподъемность шасси и усилие на крюке, установить ровную, без колесных ниш бортовую платформу, повысить защищенность экипажа. Кроме того, страна взяла курс на дизелизацию грузового автотранспорта. Этим новым требованиям и должен был соответствовать принципиально новый автомобиль ГАЗ-3301.
Разработка ГАЗ-3301 была начата в 1980 году, а через год уже были построены два опытных образца. Помимо них в период до 1987 года завод изготовил и испытал три опытных образца второй серии, три принявших участие в государственных испытаниях опытных образца третьей серии, а также еще два опытных образца, после внесения всех необходимых доработок участвовавших в дополнительных контрольных испытаниях. От серии к серии менялись лишь детали. Например, сперва кабина автомобиля была обычной, а потом по требованию военных ее защитили от взрывной волны и огня стрелкового оружия. В специальные рамки были установленны бронестекла тоолщиной 16 мм. Больше всего изменений от серии к серии претерпевали шины. Окончательный выбор пал на шины от ЗИЛ-131.
В качестве базы для автомобиля ГАЗ-3301 использовали модернизированное полноприводное шасси ГАЗ-66. Для ГАЗ-3301 была спроектирована новая более комфортабельная и эргономичная кабина с «рациональными углами наклона» панелей. Этим была предусмотрена установка бронелистов для защиты экипажа и выполнен ряд других армейских требований. Для ГАЗ-3301 применили новую (более мощную в сравнении с ГАЗ-66) раму с лонжеронами переменного сечения. Рессоры стали длиннее, вместо резиновой заделки для них использовали пальцевое крепление. Как результат, увеличился ход подвески, улучшилась управляемость и плавность хода. На шасси устанавливали усиленнные мосты.
Подключение переднего моста, переход на понижающую передачу в раздаточной коробке и включение лебедки осуществлялись с помощью электропневматической системы: в кабине вместо соответствующих рычагов появился тумблер на приборной панели, что кардинально упростило управление автомобилем на бездорожье.
В качестве силовой установки автомобиль комплектовали опытным 125-сильным 6-цилиндровым рядным многотопливным дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542, применявшемся также для автомобилей семейства ГАЗ-4301. Объем топливных баков обеспечивал запас хода 1300 км. По сравнению с серийным «шестьдесят шестым», значения грузоподъемности и допустимой массы прицепа у ГАЗ-3301 выросли на 500 кг каждое.
На ГАЗ-3301 устанавливалась 5-ступенчатая механическая синхронизированная коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, сблокированной с коробкой отбора мощности к механической лебедке с тяговым усилием до 4500 кг. Вместо прямой передачи в двухступенчатой раздаточной коробке появилась повышающая передача. Для обеспечения надежного пуска силовой установки при низких, вплоть до –50 оС, температурах, дизель ГАЗ-542 имел автономный газо-воздушный предпусковой подогреватель, разогревавшим масло в картере дизеля.
Несколько опытных образцов ГАЗ-3301 участвовали в двух крупных «зимних» и двух крупных «летних» пробегах, пришедшихся на 1984-1986 гг. В первый раз в зимнее время машины перегоняли своим ходом от Сковородино ( Амурская область) до города Сусуман (Магаданская область), где работала северная испытательная станция. А второй раз машины прошли от Горького до Магадана и обратно, преодолев в общей сложности более 22 тыс. км по зимним дорогам и бездорожью.
Автомобиль прошел полный цикл испытаний. В 1987 году по итогам государственных испытаний ГАЗ-3301, межведомственная комиссия утвердила всю необходимую документацию для подготовки серийного производства ГАЗ-330. Была даже запущена подготовка к серийному производству и изготовлено два установочных образца, но автомобиль так и небыл запущен в серийное производство. ГАЗ-3301 был снят с вооружения Постановлением Правительства РФ №1091 от 11 сентября 1998 года в «связи с прекращением производства и отсутствием на вооружении и хранении Вооруженных Сил Российской Федерации отдельных образцов военной автомобильной техники», а на смену ГАЗ-66 пришёл ГАЗ-3308 «Садко», имеющий «капотную» компоновку.
Автомобиль ГАЗ-3301, принимая во внимание его высокие показатели проходимости, мобильности, живучести предназначался также для установки промышленного, сельскохозяйственного, а также и специального оборудования для МЧС и МО.
Один из сохранившихся образцов ГАЗ-3301 экспонируется в настоящее время в составе экспозиции РВАИ. Согласно легенде, этот автомобиль в числе разработок других автозаводов проходил проверку в условиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Технические характеристики ГАЗ-3301
Характеристики | ГАЗ-3301 |
Колёсная формула | 4x4 |
Длина, мм | 6030 |
Ширина, мм | 2380 |
Высота по кабине (по тенту), мм | 2610(2830) |
База, мм | 3300 |
Дорожный просвет, мм | 335 |
Масса в снаряженном состоянии, кг | 4400 |
Масса перевозимого груза, кг | 2500 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2500 |
Полная масса автомобиля, кг | 7410 (7590 с лебёдкой) |
Двигатель (тип) | ГАЗ-542.10 (Р-6, дизель воздушного охлаждения) |
Рабочий объём, л | 6,23 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/об/мин | 92(125) / 2800 |
Крутящий момент, Н·м (кгс·м)/об/мин | 363(37) / 1600…1800 |
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) | 13,3(18,1) |
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч | 90 (80 для автопоезда) |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 16 |
Запас хода, км | 1300 |
Преодоление водных преград вброд, м | 1,2 |