ГАЗ-А - легковой автомобиль среднего класса с открытым 4-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон. Лицензионная копия автомобиля Ford-A, оборудование и документация на производство которого были куплены советским правительством в США в 1929 году у Ford Motor Company.
Cборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А на горьковском автозаводе началась с декабря 1932 г. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 года. Это был первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки.
30 декабря 1932 года двадцать пять автомобилей ГАЗ-А и такого же количества горьковских грузовиков отправились в Москву. В то время дорога эта представляла собой холмистую проселочную дорогу, местами покрытую снежными сугробами, местами непроходимой грязью. За всю дорогу было зафиксировано 162 остановки колонны из-за технических неисправностей, но результат пробега все равно сочли успешным. Все машины добрались до Москвы своим ходом, а большинство поломок было вызвано низким качеством деталей, поставляемых смежниками.
В том же 1933 году горьковский автозавод сумел вывести конвейер на полную мощность и выпустить 10 тысяч машин ГАЗ-А, в 1934 году 17 тысяч, а в 1935-м уже 19 тысяч.
17 апреля 1935 года был выпущен стотысячный автомобиль ГАЗ. Этот ГАЗ-А отличался от стандартных машин специальной эмблемой на пробке радиатора, надписью "100000" на решетке радиатора, двухцветной окраской, двумя звуковыми сигналами и двумя дополнительными фонарями на кузове у ветрового стекла.
ГАЗ-А выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Всего было выпущено 41 917 машин.
Машина была лёгкой, не прихотливой к бензину. Практически в бак заливали всё, что горит (спирт, лигроин, бензин, керосин) мотор работал безотказно. В Америке этот вариант разрабатывался специально для фермеров.
ГАЗ-А самая массовая советская легковая модель первой половины 1930-х, поставлялась преимущественно государственным органам и в Красную армию. Армейская модификация была оснащена коротковолновой войсковой радиостанцией «5АК».
ГАЗ-А был самой массовой моделью такси первой половины 1930-х. Оснащался наружным таксометром (с правого борта) механического типа с флажком «свободен-занят». Вывод из эксплуатации этих машин начал осуществляться после появления ГАЗ-М1. Но в Ленинграде, к примеру, ГАЗ-А эксплуатировались в такси до 1 марта 1938 г. и только после приказа Президиума Ленсовета были отправлены из города на периферию. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1, делалось это по причинам устаревшей конструкции ГАЗ-А к 1936 году и не благовидности появления автомобиля старой конструкции в крупном городе.
В 1934 году на базе "Газ-А" изготовили полугусеничный тягач "Газ-ТК"
Техническое описание
Основание или остов автомобиля составляет рама 7, состоящая из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных между собой несколькими поперечинами (траверсами) на заклепках. Лонжероны и траверсы имели коробчатое сечение, прессовались из листовой стали и соединялись заклепками. Для уменьшения толчков от неровностей пути рама соединяется с осями посредством двух поперечных рессор.
Схема шасси автомобиля ГАЗ-А
Общий вид шасси автомобиля ГАЗ-А
Конструкция основных (рабочих) тормозов ГАЗ-А по принципу действия не отличалась от аналогичных систем на большинстве легковых автомобилей тех лет: Колодочные тормоза барабанного типа на всех колесах с механическим приводом. Ручной (сегодня мы его назовем стояночным) тормоз действовал только на задние колеса и был ленточным. Он размещался в ступенчатом заднем тормозном барабане: стальная лента прижималась к цилиндрической поверхности малого диаметра, колодки ножного тормоза - к поверхности большого диаметра.
Сам по себе автомобиль ГАЗ-А с большим дорожным просветом, трехступенчатой коробкой передач, подачей топлива к карбюратору самотеком, несложной электропроводкой соответствовал отечественным условиям эксплуатации и был легко освоен большинством водителей.
Оборудование кузова ГАЗ-А создавало уже определенные удобства для водителя. На ветровом стекле находились вакуумный стеклоочиститель, зеркало заднего вида. Для удобства пользования педалью акселератора рядом с ней помещалась неподвижная опора для ступни.
Лобовое стекло могло поворачиваться в ветровой раме, и его положение фиксировалось барашками. Для защиты от ветра с боков рамы лобового стекла были установлены поворотные форточки.
В подвеске колёс гидравлические (использовался глицерин )амортизаторы коловратного типа одностороннего действия, по четыре на машину.
Колёса с проволочными спицами, расположенными в три ряда, обладали большой жесткостью в продольной и поперечной плоскостях. Спицы не имели регулировочным ниппелей и фиксировались сваркой неподвижно в ступице и на ободе.
Технические характеристики
Грузоподъемность | 4 чел. |
Двигатель:
| ГАЗ-А, бензиновый, карбюраторный, рядный
|
Охлаждение | Термосифон с насосом. Емкость водяной системы 11.5 литров |
Смазка | Разбрызгиванием и самотеком. Емкость смазочной системы 4,7 литра |
Подача топлива | Самотеком. Емкость бака ок. 40л. |
Зажигание | От батареи и индукционной катушки |
Сцепление | Однодисковое сухое |
Коробка передач | Двухходовая с тремя передачами вперед и одной назад |
Главная передача | Коническими шестернями со спиральным зубом; передаточное отношение 3,77 |
Компоновка | Двигатель спереди, ведущие колеса задние |
Шины | Низкого давления 28х4,75 на обод 19" |
Длина автомобиля | 3,874 м |
Ширина | 1,079 м |
Высота | 1,753 м |
База | 2,630 м |
Колея передних колес по земле | 1,400 м |
Колея по центру задних колес | 1,420 м |
Вес автомобиля без груза | 1000 кг |
Наименьший радиус поворота (по нар. колесу) | 5,5 м |
Максимальная скорость на горизонтальном участке | 95 км/час |
Габаритные размеры
Модификации
- ГАЗ-3 - модификации с закрытым 4-дверным кузовом седан.
- ГАЗ-6 - модификации с закрытым 4-дверным кузовом седан. Изготавливался малыми партиями в 1934-1936 годах. Это первый отечественный серийный легковой автомобиль с закрытым кузовом. Основной проблемой при производстве была сварка тонких металлических листов.
- ГАЗ-4 - модификация с грузопассажирским кузовом пикап грузоподъёмностью 500 кг. Завод изготовил 10 648 таких машин, которые использовались для доставки почты, при перевозке малых партий грузов. В металлической грузовой платформе длиной 1,6 м и шириной 1,1 м размещались две продольные откидные скамьи на шесть человек. Для входа в заднем борту платформы предусмотрена дверца. Поскольку ни на платформе, ни под ней отсутствовало свободное пространство для запасного колеса, его устанавливали в нише переднего левого крыла. По габариту и массе ГАЗ-4 несколько отличался от ГАЗ-А: длина - 4080 мм, ширина - 1710 мм, высота - 1825 мм. Масса в снаряженном состоянии - 1120 кг.
- Двигатель: 50л.с/2800об/мин, 4-цил, 3285куб.см
- Диаметр цилиндра/Ход поршня: 98.43/107.95 мм
- База: 2630мм, дорожный просвет: 205мм
- Коробка скоростей: 3 скорости
- Вес без нагрузки: 1120 кг
- Максимальная скорость: 90 км/ч
- Размер шин: 5.50-19 дюймов
- Емкость топливного бака: 40 л
- Расход топлива: 12.0 L/100км
- ГАЗ-А-Аэро - опытный автомобиль с аэродинамически чистым обтекаемым кузовом на шасси ГАЗ-А. Создан в 1934 году инженером А. О. Никитиным.
- ГАЗ-А-Аремкуз - специальная модификация для работы в такси, выпускалась в Москве в 1933-1935 годах. Автомобиль-такси оснащался закрытым кузовом с внутренней перегородкой, отделявшей водителя от пассажирского салона, производства московского Авторемонтно-кузовного завода «Аремкуз». В отличие от ГАЗ-3 и ГАЗ-6, кузов был не цельнометаллическим, а на деревянном каркасе с металлическими панелями. Выпущено около 500 штук. Длина «ГАЗ-А-Аремкуз» составляла 4286 мм. Машина выделялась и высотой (1720 мм), и массой (около 1350 кг).
- ГАЗ-А-Кегресс - (ГАЗ-А-НАТИ) был спроектирован на основании опыта работы над Форд-НАТИ-5. Новый автомобиль проходил испытания с 25 февраля по 25 марта 1034 года и показал неплохие для своего времени показатели проходимости. Дискутировался даже вопрос о его постановке в производство, но по ряду причин от этого отказались. В том числе и по причине чрезмерной длительности смены движителя с лыжно-гусеничного на колесный (до двух часов).
- ГA3-А - Для участия в Каракумском испытательном пробеге. Летом 1933 года стартовал Всесоюзный испытательный пробег. Часть маршрута пролегала через пустыни Кара-Кум и Кызыл-Кум: отсюда название пробега Каракумский. Для пробега несколько машин ГАЗ-А вместо серийных машин были оборудованы широкопрофильными покрышками "сверхбаллон". Эти автомобили продемонстрировали прекрасную проходимость. Участники пробега преодолели более 9,5 тыс. км, из которых 6000 составляли просёлочные и грунтовые дороги и 1000 - сыпучие пески и 30 сентября финишировали в Москве. Все машины дошли до финиша без существенных поломок.
Автомобиль был оснащён кабиной от грузовика ГАЗ-АА, запасное колесо размещалось в нише на левом крыле. Грузовая платформа - 1,6 на 1,1 м. Выпускался в 1934-1936 годах. Выпущено свыше 10,5 тыс. (по некоторым данным, 10648 шт.) пикапов ГАЗ-4.
Как показали продувки и испытательные заезды, коэффициент его лобового сопротивления Сх оказался меньше, чем у серийного ГАЗ-А. Кузов ГАЗ-А-АЭРО имел деревянный каркас и металлическую обшивку, лобовое стекло было V-образным (как на «Победе»), фары наполовину "утапливались" в кузов, а задние колеса полностью закрывались обтекателями. Для улучшения аэродинамики автомобиль был лишен столь привычных для машин 1930-х годов подножек, бамперов и закрепленного снаружи запасного колеса. ГАЗ-А-АЭРО оснащался форсированным до 48 л.с. двигателем с алюминиевой головкой, разгонявшим машину до 106 км/ч. Существовал в одном экземпляре. На данный момент местонахождение автомобиля неизвестно. колесная формула - 4Х2; число мест - 5; двигатепь: число цилиндров - 4, рабочий объем - 3285куб.см , мощность - 48л.с. при 2600 об/мин; размер шин - 5,50 - 19; масса в снаряженном состоянии - 1270кг; длина - 4970мм; ширина - 1710мм; высота - 1700мм; база - 2620мм; скорость - 106 км/ч; время разгона с места до 80 км/ч - 36 с
- Машина "Скорой помощи" на шасси ГАЗ-А. 1934 г.
Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм.
Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля 1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А.