ГАЗ-24 "Волга"
ГАЗ-24 «Волга» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год.
К началу 1960-х годов, ГАЗ-21, массово выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе, уже достаточно устарел, в первую очередь, в плане дизайна. Первая попытка разработки автомобиля на смену ГАЗ-21 была предпринята дизайнерским коллективом завода в инициативном порядке еще в 1960 году. В этот период дизайнеры находились под влиянием экспонатов американской промышленной выставки 1959 года в Москве, на которой были представлены все основные модели автомобилей Северо-Американского рынка 1959 модельного года. Поэтому нет ничего удивительного в том, что созданный ими проект перспективной «Волги» второго поколения (доведенный до пластилинового макета) сочетал черты многих заокеанских автомобилей своего времени. Главным образом, за вычетом оформления передка, конкретную модель, Ford 1959 модельного года, хотя конечно копией его наш макет совсем не выглядел
В 1961 году группа конструкторов (генеральный конструктор — Александр Невзоров, дизайнеры — Леонид Циколенко и Николай Киреев) начали работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21
Автомобиль изначально проектировался под четыре различные двигателя — модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21 (вероятно для такси) , вновь разрабатывавшийся трехлитровый V6 (для базовой машины), имевшийся в производстве V8 объемом 5,53 литра от ГАЗ-23 (спецверсия для КГБ), а также — дизельный I4 (для Европы)
Изначально планировавшийся как базовый V6 (2,99 литра, 136 л.с.) моделей 24-14 (чугунный блок) и 24-18 (алюминиевый) к началу серийного производства из стадии экспериментов так и не вышел, его планировали освоить на втором этапе работы над автомобилем уже параллельно с серийным производством. Но в начале 1970х цены на нефть резко выросли, и в таких условиях трехлитровый двигатель для автомобиля среднего класса, очевидно, посчитали излишним. Остальные двигатели были в той или иной мере реализованы
Базовой предполагалась модификация с 4-х скоростной механической коробкой передач со сближенными передаточными числами и напольным рычагом переключения, что соответствовало последним тенденциям автомобилестроения. Так же планировалось наконец-то освоить версию с автоматической коробкой передач. Версия с рычагом переключения на рулевой колонке разрабатывалась, но в серию не пошла. Кроме того, планировались и версии с 3-х скоростной механической трансмиссией и полуавтоматическим овердрайвом (повышающая передача, как пятая в современных коробках, но выполненная как отдельный агрегат). Механические коробки изначально предполагалось использовать на модификации для такси. На практике осталась только четырехступенчатая механическая трансмиссия с рычагом в полу как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и наиболее соответствующая уровню мирового (правда, преимущественно, европейского) автомобилестроения
С 1962 по 1965 годы было построено около шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части
Новая модель требовала более высокой общей культуры производства. По сравнению с моделью ГАЗ-21, новая «Волга» содержала конструктивно более сложные агрегаты, значительно повысились требования к точности и качеству изготовления. Поэтому, параллельно с разработкой автомобиля, производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха
В течение дальнейшей разработки облик машины практически не менялся, хотя дизайнеры еще немного изменяли решетку радиатора, снабжая машину то двумя, то четырьмя фарами. Приняли кузов с двумя фарами и частоколом вертикальных прорезей «китового уса», как на позднем ГАЗ-21 — в таком виде она просуществует до 1984 года, а по факту — до конца выпуска (ставили, что было на складе). Так же дизайнеры не сразу определились с колпаками колес — отдельные опытные экземпляры снабжались прикрывающими весь колесный диск колпаками
В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода — ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели
От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными
Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами — дилерами завода. Существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты
В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже
В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года был начат массовый выпуск автомобиля "Волга" ГАЗ-24
Современный внешний вид, хорошая отделка и обтекаемость кузова, широкая популярность прежних моделей "Волги" позволили новому автомобилю быстро завоевать всеобщее признание. Автомобиль хорошо приспособлен к эксплуатации в различных климатических и дорожных условиях, высоконадежен. Новая "Волга" стала на 13 см. ниже, чем ГАЗ-21, на 7,5 см. короче. За счет уменьшения толщины дверей и применению гнутых боковых стекол, салон стал просторнее. Увеличение базы на 10 сантиметров позволило увеличить расстояние между рядами сидений, значительно добавив комфорта задним пассажирам. На ранних «двадцатьчетверках» между раздельными передними сиденьями предусматривался специальный вкладыш, превращавший передние сиденья в широкий диван. В результате рядом с водителем могли сесть два пассажира — машина становилась шестиместной
В конструкции автомобиля предусмотрен ряд новых решений, направленных на повышение безопасности движения. Установлены надежные тормоза с гидровакуумным усилителем действующим от разряжения во впускном коллекторе двигателя, и раздельным приводом тормозов на передние и задние тормоза. Легкий рулевой механизм и усовершенствованная конструкция подвески обеспечивают надежную устойчивость автомобиля и хорошую управляемость. Появился специальный вентилятор для обдува заднего стекла. Мягкие панели обивки кузова, блокировочные устройства и утопленные внутренние ручки замков дверей, рулевое колесо с утопленной ступицей, с травмобезопасной колонкой и противоугонным устройством и высокая прочность кузова в значительной мере снижают возможность травмирования при аварийных ситуациях. Интересна и новая по тем временам система вентиляции кузова, которая осуществлялась через перфорированную обивку потолка и специальные воздухоотводы на задних стойках кузова (именно они прикрыты хромированными накладками). Стандартным оснащением стал радиоприемник с УКВ-диапазоном, к которому дополнительно можно было приобрести коротковолновую приставку
Мечтам конструкторов о V-образной «шестерке» объемом 3,0 л и мощностью 135 л. с. не суждено было сбыться. Место под капотом серийной ГАЗ-24 занял модернизированный 2,4-литровый мотор ее предшественницы с двухкамерным карбюратором. В варианте под бензин АИ-93 он выдавал 98 л. с. (позднее мощность снизили до 95 л. с.), а для такси, работавших на А-76, -только 85
ГАЗ-24 выпуска 1968—1977 годов условно можно выделить как первую серию выпуска.
ГАЗ-24, 1968 г.
Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» — бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником
Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров
Автомобиль ГАЗ 24 Волга был удостоен международных наград: золотые медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 г.) и Лейпциге (1970 г.)
До конца 1970 года сумели сделать немногим больше 18 тысяч машин. Далее производство наращивали с каждым годом, пока оно не достигло приблизительно 30-35 тысяч машин ежегодно
Машина постоянно совершенствовалась. Сначала с правого переднего крыла исчезло зеркало, а левое передвинули к стойке ветрового стекла. В 1973-м изменился радиоприемник, а в 1974-м на задних стойках появились фонарики, загоравшиеся при открывании задних же дверей. Через год ленточный спидометр, дававший сбивчивые показания из-за сильных колебаний красной полосы на ходу машины, заменили стрелочным
В 1972 году увидел свет универсал ГАЗ-24-02 с задней подвеской, усиленной шестым рессорным листом. Он вмещал семерых пасажиров, а его сиденья второго и третьего рядов были похожи на складные дачные стульчики
В конце 1973 года была освоена запланированная еще на этапе проектирования малосерийная модификация с двигателем V8, выпускавшаяся преимущественно для нужд КГБ — «Изделие 2424». (5,5 литров и 195 л.с.)
ГАЗ-24-95. Зимой 1973-1974 года, увидила свет полноприводная модификация обычной ГАЗ-24 "Волга". Появлением она обязана желанию Горьковского обкома КПСС иметь легковой автомобиль с проходимостью не хуже, чем УАЗ. Пришлось серьезно поработать и с несущим кузовом машины. Передок автомобиля был усилен путем вложения одного лонжерона в другой. Не располагая подходящей резиной, полноприводную «Волгу» испытывали с «чайковскими» зимними покрышками 8,5-15, установленными на диски от 21-й модели (размерность штатных шин 24-й – 7,35-14). Всего было построено пять автомобилей ГАЗ-24-95. И на каждом из них, что называется, вручную приходилось бороться с жутким воем и сильными вибрациями, источником которых являлась коробка передач. Доходило до того, что в работающую «раздатку» с целью скорейшей прикатки шестерен сыпали абразив. Агрегаты, разумеется, «прикатывались», но возникали люфты. В итоге, вой практически не ослабевал, а уровень салонного шума держался на уровне 81–82 дБ.
В сравнении с обычной 24-й, полноприводная машина прибавила в росте на 110 мм. Снаряженная масса увеличилась на 90 килограмм и стала равна 1490кг. В паспорте значилась максимальная скорость 115 км/ч. Диаметр разворота полноприводного варианта стал равен 14,6 м, при том, что у обычной ГАЗ-24 этот показатель составлял всего 11 м.
На протяжении 1976—78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24
В эти годы машина получила «клыки» с резиновыми вставками на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения
В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций
В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз — более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.
Газ-24-10 лишилась фонариков на «гребешках» вентиляционных дефлекторов и поменяла хром облицовки радиатора на простой черный пластик. Зато ее передние кресла обрели подголовники, колеса — новые пластиковые колпаки, задние стекла вместо обдува теплым воздухом наконец-то получили электрообогрев, мощность мотора увеличилась на 5 л. с. Но все изменения внесли не сразу
Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно — от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24Мp>
Автомобили комплектовались новыми двигателями семейства ЗМЗ-402 (бензин АИ-93; степень сжатия 8,2; 100 л.с.; 182 Нм), ЗМЗ-4021 (А-76; степень сжатия 6,7; 90 л.с.; 173 Нм), ЗМЗ-4027 (сжиженный газ/АИ-93; степень сжатия 8,2; 85 л.с.; 167 Нм). Прибавки мощности в 5 л.с. достигли усовершенствованием систем впуска и выпуска. Появилась бесконтактная транзисторная система зажигания. Часть двигателей комплектовали карбюраторами К-151 с системой ЭПХХ и системой рециркуляции отработавших газов. Блок цилиндров, коленвал и распредвал использованы от двигателя ЗМЗ-4022.10 (3102). Тем не менее "гортанный" звук при перегазовках не исчез. Его лишь попытались приглушить дополнительным резонатором. У заднего моста передаточное число изменилось до 3,9, а усиленное сцепление было взято от модели 3102. Изменение конструкции тормозов было довольно радикальным: главный тормозной цилиндр типа "тандем", двухкамерный вакуумный усилитель и прочие узлы тормозной системы взяты от ГАЗ-3102. Переход на тормозную жидкость "Нева" потребовал замены всех рабочих цилиндров тормозов. Рычаг стояночного тормоза перекочевал в пространство между передними сиденьями
С 1986 года стали устанавливать пластиковую решетку радиатора, утопленные ручки дверей, вмонтированные в плоскость кузова, и окна передних дверей (без форточек), упрощенные бамперы без клыков. Не стало габаритных подфарников; их функцию дополнительно взяли на себя головные фары
Впервые автомобиль ГАЗ-24-10 был представлен широкой публике летом 1984 года на выставке в честь 60-летия советского автопрома "Автопром-84", проводившейся на ВДНХ
Всего до 1992 года был выпущен 1481561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций; это была самая массовая легковая модель в истории завода
Модификации
На базе основной модели ГАЗ-24 завод освоил выпуск автомобилей-такси ГАЗ-24-01 и универсала ГАЗ-24-02
Первые таксомоторы ГАЗ-24-01 появились в такоспарках ещё в 1969 году для испытаний. Учитывая особенности эксплуатации и обслуживания автомобилей такси, в конструкцию модели ГАЗ-24-01 внесли изменения, повышающие безопасность пассажиров, надежность и долговечность автомобиля. Устанавливался дефорсированный двигатель ЗМЗ-24-01 (80 л.с), предназначенным для работы на более дешевом бензине А-76. Для обивки сидений применяются материалы, позволяющие производить санитарную обработку внутри кузова, установлены приборы опознавательной и контрольной сигнализации. Чтобы исключить возможность выхода пассажиров такси на проезжкую часть дороги, левая задняя дверь изнутри не открывается. Переднее сиденье устанавливается без среднего подлокотника и вкладыша, а заднее - без подлокотника. Радиоприемник и антенна на автомобиле ГАЗ-24-01 не устанавливались. Автомобиль-такси оборудован таксометром, опознавательным фонарем "такси" на крыше и сигнальным фонарем в правом верхнем углу ветрового стекла. С 1978 года на крыше таксомоторов стал устанавливаться специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, а окраску изменили со светло-салатового на лимонно-желтый
Автомобиль ГАЗ-24-02 типа универсал предназначен для перевозки пассажиров и легких малогабаритных грузов и для обслуживания учреждений, торговой сети, а также для индивидуального пользования. Он очень удобен для загородных и туристических поездок
Пятидверный кузов типа универсал имеет три ряда сидений. Кузов позволяет, в зависимости от обстоятельств, перевозить семь человек или пять человек и 140 кг груза, или двух человек и 400 кг груза. Ввиду повышенной грузоподъемности ГАЗ-24-02 имеет рессоры и шины, рассчитанные на большую нагрузку.
Срок службы автомобилей ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-02 до капитального ремонта установлен 200 тыс км. Срок службы основной модели автомобиля "Волга" ГАЗ-24 до капитального ремонта достигает 250 тыс. км пробега.
На автомобили ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 может быть установлен двигатель одной из модификаций: 24Д или 2401. На автомобили ГАЗ-24-01 устанавливаются только двигатели 2401
Габаритные размеры ГАЗ-24 "Волга"
Технические характеристики ГАЗ-24 и модификаций
Параметры | Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» | |||||
ГАЗ-24 | ГАЗ-2401 | ГАЗ-2402 | ГАЗ-2403 | ГАЗ-2404 | ГАЗ-2407 | |
Кузов | Цельнометаллический, несущий | |||||
Тип кузова | седан | универсал | седан | |||
Полезная нагрузка, включая водителя | 5 чел. + 50 кг багажа | 7 чел. 5 чел. + 140 кг багажа 2 чел. + 400 кг багажа | 4 чел. + 1 чел на носилках | 7 чел. 5 чел. + 140 кг багажа 2 чел. + 400 кг багажа | 5 чел. | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 1420 | 1420 | 1550 | 1550 | 1550 | 1560 /td> |
Полная масса автомобиля, кг | 1820 | 1820 | 2040 | 1900 | 2040 | 1970 |
Распределение полной массы по осям, кгс | ||||||
- передняя ось | 870 | 870 | 920 | 860 | 920 | 870 |
- задняя ось | 950 | 950 | 1120 | 1040 | 1120 | 1100 |
Колея передних колес, мм | 1476 | 1476 | 1476 | 1476 | 1476 | 1476 |
Колея задних колес, мм | 1420 | 1420 | 1420 | 1420 | 1420 | 1420 |
Дорожний просвет под нагрузкой,мм | ||||||
- под поперечиной передней подвески | 185 | 185 | 190 | 185 | 190 | 185 |
- под картером заднего моста | 174 | 174 | 180 | 174 | 180 | 174 |
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | 5,6 | |||||
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 135 | 140 | 140 | 130 | 130 |
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч , л/10км | 10,5 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | 11,5 | 9,7 |
Средний расход, л/100 км | 10-13 | 10-13 | 11-14 | 11-14 | 11-14 | 8-11 |
Модели двигателя | 24Д | 24-01 | 24Д | 24Д | 2401 | 2407 |
Тип двигателя | Карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный | |||||
Диаметр цилиндра и ход поршня | 92+-92 | |||||
Рабочий объем, см.куб. | 2445 | |||||
Степень сжатия | 8,2 | 6,7 | 8,2 | 8,2 | 6,7 | 8,2 |
Мощность,кВт(л.с.)при 4500 об/мин | 69,9(95) | 62,5(85) | 69,9(95) | 69,9(95) | 62,5(85) | 58,8(80) |
Крутящий момент,Н*м(кгс*м) при 2400 об/мин | 186,3(19) | 171,6(17,5) | 186,3(19) | 186,3(19) | 171,6(17,5) | 147,1(15) |
Топливо | Аи-93 | А-76 | Аи-93 | Аи-93 | А-76 | Газ |
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)*Расход газа куб.м /кВт,ч(куб.м/л.с.ч) | 306(225) | 312(230) | 306(225) | 306(225) | 312(230) | 0,152 (0,122)* |
Трансмиссия | ||||||
Сцепление | Однодисковое, сухое | |||||
Привод сцепления | Гидравлический, не требующий регулировки в эксплуатации | |||||
Коробка передач | Механическая, четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода | |||||
Передаточные числа передч | 1-я передача-3,5; 2-я передача -2,26; 3-я передача -1,45;4-я передача -1,0; задний ход-3,51 | |||||
Карданная передача | Открытая, одним валом | |||||
Главная передача | Гипоидная, передаточное число 4,1 | |||||
Масса заднего моста, кг | 85 | |||||
Ходовая часть | ||||||
Передняя подвеска | Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами | |||||
Масса передней подвески, кг | 100 | |||||
Задняя подвеска | Рессорная | |||||
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия | |||||
Колеса | Штампованные дисковые | |||||
Шины | Камерные или безкамерные. Размер 7,35-14 (185R14) | |||||
Рулевое управление | ||||||
Рулевой механизм | Глобоидный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1 | |||||
Рулевой вал | С противоугонным устройством и травмобезопасной муфтой | |||||
Тормозная система | ||||||
Рабочая тормозная система | Барабанная на всех четырех колесах, с гидравлическим приводом, усилителем, разделитилем и сигнализатором об отказе одного из контуров | |||||
Стояночная тормозная система | С механическим приводом на тормозные механизмы задних колес | |||||
Электрооборудование | ||||||
Напряжение в сети, В | 12. «-» соединен с массой | |||||
Генератор | Г250-Н1 или Г259 переменного тока с встроенным выпрямителем | |||||
Прерыватель распределитель зажигания | Р119-Б | |||||
Свечи зажигания | Для двигателя 24Д-А17В(А7,5-БС) с длинной резьбы 12мм, для двигателя 2401-А11(А11-БС) | |||||
Аккумуляторная батарея | 6СТ-60-ЭМ | |||||
Регулятор напряжения | РР350, бесконтактный, транзисторный | |||||
Стартер | СТ-230-Б | |||||
Катушка зажигания | Б115 | |||||
Звуковые сигналы | С302 и С303 | |||||
Стеклоочиститель | СЛ109Е | |||||
Стеклоомыватель | С электрическим приводом | |||||
Радиоприемник | А271Г |
Все модификации ГАЗ-24 "Волга"
- ГАЗ-24-01, выпускавшаяся с 1970—1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным до 85 л.с. двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника — таксометр
- ГАЗ-24-02, выпускавшаяся серийно в 1972—1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал. В отличие от седана, у нее три ряда сидений и, соответственно, 7 пассажирских мест. Правда, разместиться на раскладывающемся из пола двухместном заднем диванчике с удобством трудно, поэтому на практике этими дополнительными местами пользовались редко.
- ГАЗ-24-03, санитарный на базе ГАЗ-24-02. Отличия от базового "универсала" - перегородка за передним сиденьем, фара-искатель и носилки.
- ГАЗ-24-04, для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника — таксометр на базе ГАЗ-24-02
- ГАЗ-24-07, выпускавшаяся в 1977—1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой
- ГАЗ-24-10 1985-1992г.г. Третье поколение ГАЗ-24
- ГАЗ-24-11 1985-1992 г.г. Является модификацией ГАЗ-24-10, предназначенной для работы в качестве такси. Отличие заключалось в устанавливаемом двигателе ЗМЗ-4021 с пониженной до 6,7 степенью сжатия (мощность 90 л.с.; крутящий момент 173 Нм) и предназначенный для работы на бензине А-76
- ГАЗ-24-12 1987-1992г.г. Универсал семейства автомобилей ГАЗ-24-10, аналогичный по кузову модели ГАЗ-24-02
- ГАЗ-24-13 1987-1992 г.г. Санитарная версия универсала ГАЗ-24-12, аналогичная по назначению модели ГАЗ-24-03
- ГАЗ-24-14 1987-1992 г.г. является модификацией ГАЗ-24-12, предназначенной для работы в качестве такси. Отличие заключалось в устанавливаемом двигателе ЗМЗ-4021 с пониженной до 6,7 степенью сжатия (мощность 90 л.с.; крутящий момент 173 Нм) и предназначенный для работы на бензине А-76. За всемя время выпуска таких автомобилей было изготовлено очень мало в сравнении с обычными универсалами
- ГАЗ-24-17 1985-1992 г.г. Являлся модификацией ГАЗ-24-10, предназначенной для работы в качестве такси. Отличие заключалось в устанавливаемом двигателе ЗМЗ-4027, предназначенном для работы на сжиженном газе (степень сжатия 8,2; мощность 85 л.с.; 167 Нм). Заметной внешней особенностью этого автомобиля был дополнительный лючок в верхней боковой части заднего левого крыла, позади стойки крыши, для заправки сжиженным газом. Данное решение было аналогично примененному ранее на ГАЗ-24-07
- ГАЗ-24-24, версия для спецслужб, т. н. «догонялка» или «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» — двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость — до 170 км/ч.
- ГАЗ-24-34 1987-1993 г.г. Представляет собой седан для спецслужб на базе стандартной ГАЗ-24-10. Внешних отличий эти автомобили не имели. Различия же заключались в установке на 34-ую модель двигателя ЗМЗ-2434 (V8 мощностью 190 л.с), аналогичного двигателю, устанавливавшемуся на "Чайку" ГАЗ-14
- ГАЗ-24-54, праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров)
- ГАЗ-24-76 и 24-77, Экспортный вариант седана и универсала производился с 1970 года в кооперации с бельгийским импортером советских автомобилей, компанией Scaldia-Volga. В Бельгию из СССР поступали готовые машины, на которые там устанавливались французский дизельный двигатель Peugeot (2,1 л, 62 л. с.) и проводились другие работы по повышению комфорта автомобилей. Экспортное наименование модели: Volga M24D
- ГАЗ-24-95 — опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции — отсутствие рамы. В начале 1974 года выпущено 5 штук, один экземпляр обслуживал Л. И. Брежнева в охотничьем угодии Завидово; вторая некоторое время оставалась в ОКБ ГАЗ. Остальные машины были распределены по ведомствам в Горьком и области — в обком партии, военным, в милицию; до сегодняшнего дня сохранились две машины — завидовская и обкомовская
Другие модификации
ГАЗ-24 фаэтон. Парадный фаэтон на базе ГАЗ-24 «Волга» использовался Министерством Обороны на праздничных смотрах в некоторых военных округах. В небольших количествах эти машины изготавливали в Бронницах на 38-ом опытном заводе МО. Вопреки распространенному мнению, такому автомобилю не просто срезали крышу, но и значительно усиливали основание кузова, практически заново разработав силовую схему кузова
ГАЗ-24 пикап. Сам Горьковский автозавод пикапов на базе ГАЗ-24 не делал, но существовало несколько авторемонтных заводов, которые, помимо капитального ремонта «Волги», занимались изготовлением фургонов и пикапов на их базе. Самыми крупными предприятиями являлись «Чебоксарский авторемонтный завод»