Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим развитием БРДМ-1. Она была разработана конструкторским бюро ОАО «Горьковского автомобильного завода», во главе с В.А. Дедковым (ведущий конструктор В. К. Рубцов) и серийно производилась с 1965 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом.. Машина была принята на вооружение в 1966 году.
БРДМ-2 имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ-1 позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму.
Наименьший радиус поворота машины равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, - 30°, наибольший угол крене составляет 25°.
Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм, что обеспечивало защиту от пуль стрелкового оружия и осколков.
В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной а также сиденья командира и механика-водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция и приборы наблюдения. Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.
Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки. В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.
В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются привод ручного пуска двигателя, двигатель, топливный бачок пускового подогревателя, генераторная установка, фильтровентеляционная установка, коробка передач, воздушные баллоны, водяные и масляные радиаторы, аккумуляторная батарея, водяные и масляные теплообменники, карданный привод водомётного движителя, компрессор, клапан откачки, пусковой подогреватель и водооткачивающий электронасос.
В качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Наведение в горизонтальной плоскости возможно в пределах 180° и осуществляется вращением башни, в вертикальной плоскости от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6? при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров.
Боекомплект БРДМ-2 состоит из 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП. Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.
Экипаж БРДМ-2 состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.
В ночное время механику-водителю устанавливается прибор ночного видения ТВНО-2Б, а командиру машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 - ночной ТКН-1С. В качестве средства связи использовалась радиостанция Р-123.
На машине установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41V-8, мощностью 140 л.с. Удельная мощность – 20 л.с./т.. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров. Запас хода 750 км.
Трансмиссия механическая. Все колеса БРДМ-2 - ведущие. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4х4. Дополнительные пневматические колеса, располагаютя в средней части корпуса по два на каждом борту. Они опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъемников подобно шасси самолета. Дополнительные колеса выполняются ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Передний мост отключаемый с места водителя. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно.
На воде машина перемещается при помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастный винт диаметром 500 мм засасывает воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система.
Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс. Дополнительное оборудование машины включало навигационную аппаратуру ТНА-2, систему ПАЗ, отопитель.
Модификации БРДМ-2
БРДМ-2М - модернизированный вариант БРДМ-2. Отличительной чертой машины является дизельный двигатель Д-245.9, мощностью 136 л.с., установленный вместо бензинового.
Технические характеристики БРДМ-2.
Боевая масса | 7 т |
Экипаж | 4 чел. |
Длина | 5,75 м |
Ширина | 2,35 м |
Высота | 2,31 м |
Клиренс | 0,43 м |
Максимальная скорость (на плаву) | 100 км/ч (10 км/ч) |
Запас хода | 750 км |
Двигатель | ГАЗ-41 |
Максимальная мощность | 140 л.с. |
Колесная формула | 4 ? 4 |
Преодолеваемые препятствия: | |
высота стенки | 0,4 м |
ширина рва | 1,2 м |
подъем | 30° |
крен | 25° |
БРДМ-2 состоит (состояли )на вооружении следующих стран:
- Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Египет - 300 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
- Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
- Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Латвия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
- Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Республика Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Палестина - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
- Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
- Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Хорватия - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
- ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
- Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении
- Бывшие СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
- Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
- Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
- ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2, перешли к Германии
- Германия - сняты с вооружения
- Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
- Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
- Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
- Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия и Черногория - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
- Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
- Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
- Эстония - сняты с вооружения
- Югославия - перешли к образовавшимся после распада государствам
- НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году