Москвич-408
Москвич-408 - советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованным в АЗЛК, с 1964 по 1975 год и на автомобильном заводе в Ижевске с 1966 по 1967 год (там было выпущено всего около 4000 машин).
По сравнению с предшественниками, значительно выросли длина и ширина автомобиля, при одновременном снижении его высоты. Ощутимо увеличился объем салона, возросла вместительность и комфортабельность, существенно улучшились ходовые качества - динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость, и т.д. Дизайн автомобиля на момент запуска в серию вполне соответствовал уровню зарубежных аналогов. Комплектация автомобиля была богатой для его времени - омыватель лобового стекла, двухскоростной стеклоочиститель, радиоприемник, генератор постоянного тока, огни заднего хода, салонный отопитель, часы, амперметр, дистанционный привод замка багажника и бензобака и прочее оборудование, бывшее на Москвиче стандартным, на многих европейских автомобилях 1960-х годов (даже высоких классов, вроде Ford Zephyr) либо отсутствовало, либо было доступно за дополнительные деньги как опции.
Автомобиль был хорошо известен на мировом рынке. В 1960х годах около половины выпуска "Москвичей" экспортировалось, в частности, в 1965 году - ок. 45%, в 1967 - ок. 51%, в 1969 - ок. 64% (с учетом модели -412). В Скандинавии он продавался как Moskvitch Karat [1], во Франции - как Elite 1360, в Бельгии - как Scaldia 408 или Scaldia 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) - как Moskvich-408, в Германии - как Moskwitsch.
История создания
Разработка автомобиля началась в 1959 году и велась в течении ряда лет. Особое внимание уделялось дизайну. Существовало не менее трех вариантов внешнего вида, воплощенных в пластилиновых макетах, и множество различных эскизных набросков, подчас весьма экзотического вида. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами "универсал", "фургон", "купе" и "кабриолет". В начале 1960х появились предсерийные прототипы, внешне в целом повторяющие позднейшие серийные автомобили.
В агрегатной же части, особых инноваций не наблюдалось. Многие агрегаты Москвич-408 унаследовал от уже выпускавшихся моделей -407 и -403: двигатель (за вычетом ряда отличий), четырехступенчатую коробку передач с рычагом управления на рулевой колонке, многие детали подвесок, и т.д.
Эти узлы были разработаны недавно, постоянно совершенствовались, и поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники.
Серийное производство
Первые серийные экземпляры Москвича-408 сошли с конвейера в сентябре 1964 года. В 1966 году с конвейера уже сошел стотысячный Москвич-408 (он был экспортной модификации -408Э с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем).
Модернизации
За время своего выпуска автомобиль не раз был существенно модернизирован. Наиболее важными были модернизации:
Рестайлинг 6 декабря 1969 года - тогда автомобиль стали собирать в новом кузове, унифицированном с кузовом модели -412, имевшем другое оформление передка (прямоугольные фары и подфарники, и т.д.) и задка (прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота, и т.д.); до этого М-408 и Москвич-412 выпускались в старом, 408 м кузове, но для модели Москвич-412 он был видоизменен для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя;
Новый кузов соответствовал тогдашним европейским нормам пассивной безопасности, и поэтому теоретически любой М-408 или -412 в этом кузове мог экспортироваться, что отражало обозначение модернизированных автомобилей, в которое добавились буквы ИЭ (расшифровку см. ниже).
Модернизация мая (или июля) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм выбора передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой.
Остальные модернизации не оказали столь существенного влияния на внешний вид и потребительские свойства автомобиля. Полный список доступен здесь[1].
Модификации
Фургон Москвич-433ИЭ.
Москвич-408 - базовый седан (с 1964).
Москвич-408Б - с ручным управлением.
Москвич-408И - специальный экспортный, соответствующий европейским нормам безопасности.
Москвич-408ИЭ - так обозначали все поздние М-408 в кузове 412 (они изначально соответствовали европейским нормам и теоретически могли продаваться в Европе, что и обозначали буквы ИЭ).
Москвич-408К - машинокомплект на экспорт.
Москвич-408М - седан медслужбы.
Москвич-408П - правый руль, рычаг КПП только напольный.
Москвич-408Т - такси.
Москвич-408У - учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
Москвич-408Э - экспортный, не обязательно с четырехфарной облицовкой радиатора.
Москвич-408Ю- в тропическом исполнении.
Машины на базе 408 с другими кузовами:
Москвич-426 - базовый универсал (с 1967).
Москвич-426М - универсал медслужбы.
Москвич-426Т - универсал-такси.
Москвич-426Э - экспортный универсал.
Москвич-426К - универсал-машинокомплект.
Москвич-426Ю - универсал в южном исполнении.
Москвич-426И - аналогично 408И.
Москвич-426ИЭ - аналогично 408ИЭ.
Москвич-426П - праворульный универсал, выпущено немного.
Москвич-433 - фургон (с 1966).
Автомобиль Москвич-433 имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель.
Опытные и несерийные модификации:
Москвич-408 Турист - 2-дверное купе-кабриолет с форсированным мотором (2 экземпляра)
Пикап - переделывались на заводе кустарными методами для внутренних нужд.
В 1964 в опытном порядке были созданы два образца Москвич-408 Турист, представлявшие собой купе-кабриолет класса GT (Gran Turismo) с впрысковым двигателем, заваренными задними дверями, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2, один из образцов имел алюминиевый кузов и вполне приличную по тем временам динамику, но в серию эти машины не пошли. Не были серийными и пикапы, которые переделывались из серийных машин для внутризаводских нужд (ходят слухи, что участь пикапов настигала машины с браковаными кузовами и их использовали не только на территории АЗЛК, но и продавали).
Ижевские «Москвичи»
С 12 декабря 1966 года, в Ижевске автомобиль Москвич-408 выпускался под маркой «Иж» (но сама модель сохранила название «Москвич»). В 1967 году он уступил место более совершенному Москвичу-412. В дальнейшем, ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских.
Описание конструкции
Москвич-408 выпускался в вариантах с кузовами "седан", "универсал" и "фургон". Купе и кабриолет на его базе разрабатывались, но не выпускались. Не выпускался он и в кузове "двудверный седан", в то время основном для европейских автомобилей этого класса. Москвич-408 стал родоначальником третьего послевоенного поколения автомобилей Москвич.
Интерьер
Интерьер был типичным для европейских автомобилей 1960-х годов. Прямоугольная крыша позволила существенно увеличить полезный объем, однако, его ширина по прежнему была невелика. Основными отделочными материалами были крашенный в цвет кузова металл и кожзаменитель (одного или двух цветов). Цветовые решения интерьера были достаточно разнообразны. Пластиковые детали были изначально немногочисленны. В феврале 1969 года автомобиль получил с целью повышения безопасности мягкие пластиковые накладки на панель приборов и стойки кузова, а с 1971 года панель приборов получила цельную мягкую накладку из пластика.
До января 1968 года автомобиль имел переднее сидение диванного типа, позднее - раздельные сидения для водителя и пассажира. Посадка по стандартам тех лет была достаточно удобной.
Комфортабельность, оборудование и отделка интерьера вполне соответствовали стандартам тех лет для недорогого семейного автомобиля. Кожзамовая отделка была практична, нарядна, долговечна и легко мылась, хотя и была менее кофортной в сравнении с тканевой отделкой предыдущих моделей Москвичей.
В качестве недостатков (с позиции 1960-х годов) можно назвать небольшую ширину интерьера и отсутствие версий с отделкой более высокого класса - велюром или кожей (которые имелись у многих европейских одноклассников), кроме того, качество пластика мягких накладок у тех версий, которые их имели, было низким.
Экстерьер
Как уже было упомянуто, дизайну автомобиля при его разработке было уделено весьма большое внимание.
Стилевое решение Москвича-408 было вполне самобытным и характерным. Его с полным правом можно считать довольно типичным представителем позднего европейского плавникового стиля.
Тема острых декоративных плавников, оканчивавшихся вертикальными фонарями, была мейнстримом европейского автодизайна первой половины 1960-х, и использовалась весьма широко производителями почти всех стран, схожее оформление задка имели, например, BMW 700 (ФРГ, 1959-1965), Ford Zephyr Mk. III (Великобритания, 1962-1966), Fiat 1800/2100 (Италия, 1959-1968), и Peugeot 404 (Франция, 1960-1975).
Кузовные панели имели достаточно сложные криволинейные формы. Они были отштампованы из относительно толстого металла, что способствовало повышению жесткости кузова и его корозионной устойчивости (но увеличивало массу автомобиля).
Москвич-408 окрашивался в самые разнообразные цвета, включая двухцветные комбинации. Первый серийный образец был, судя по всему, черного цвета с бежевым интерьером. Впоследствии выпуск двухцветных Москвичей был прекращен, так как прошла мода на такую окраску. Так же в два цвета Москвичи красили иностранные дилеры, например Scaldia-Volga S.A. (Бельгия) или Konela (Финляндия).
Среди характерных особенностей кузова Москвича-408 можно отметить следующие:
Высокая жесткость кузова, вызванная необходимостью обеспечить долговечность в условиях эксплуатации на плохих дорогах;
Легкосъемные крылья для облегчения кузовного ремонта;
Заливная горловина бензобака располагалась посередине задней панели, обеспечивая удобную заправку автомобиля с любой стороны;
Достаточно большая габаритная высота, обусловленная как увеличенным по сравнению с зарубежными аналогами дорожным просветом, так и не вполне рациональной компоновкой пассажирского отделения (в сравнении с автомобилями ВАЗ);
Лобовое стекло имело очень большой изгиб и было поставлено почти вертикально; это улучшало обзорность и увеличивало пространство салона, но снижало эффективность стеклоочистителя;
Заднее стекло было панорамным; обзор из автомобиля назад был превосходен, а края плавников облегчали маневрирование задним ходом;
Стекла дверей были плоскими, а сами двери - весьма тонкими.
Багажное отделение было не слишком велико (372 литра) и имело большую погрузочную высоту, что снижало удобство пользования им. Запасное колесо располагалось на его дне плашмя справа, уменьшая полезное пространство багажника еще больше.
Экспортные версии Москвича-408 имели большое количество хромированных и полированных деталей отделки, часто (но не всегда) - четырехфарную систему головного освещения.
Силовой агрегат
Эту часть Москвич-408 унаследовал от модели -407/403.
Сам двигатель конструктивно происходил от нижнеклапанного двигателя довоенного Opel Kadett (1938 год), который выпускался на МЗМА в 1946-1954 годах как Москвич-400/401. Для установки на Москвич-407 (1958 год) этот двигатель был расточен до 1358 см³ и снабжен алюминевой верхнеклапанной головкой, что позволило довести мощность до 45 л.с.
На Москвиче-408 использовалась еще более форсированная версия того же агрегата (50...55 л.с. при 4750 об./мин). Главным отличием был примененный на нем двухкамерный карбюратор К-126 (в те годы - нечасто встречающееся в этом классе конструктивное решение). Мощность двигателя, по тем временам, была достаточной, но только для комплектации начального уровня. Поэтому впоследствии была разработана модификация Москвич-412 (1967 год), имевшая совершенно новый алюминиевый верхневальный двигатель мощностью 75 л.с. Двигатель -408 характеризовался стабильно хорошими тяговыми характеристиками (максимальный крутящий момент составлял 91,2 Н*м и достигался в широком диапазоне от 2750 до 3200 об./мин).
Любопытно, что на самих автомобилях Opel подобная же верхнеклапанная переделка двигателя довоенного Kadett'а использовалась до 1963 года.
Коробка передач была, по сравнению с двигателем, новейшей разработки (1957 г.), относительно модели -407/403 был лишь изменен привод включения передач. До мая (или июня) 1973 года управление коробкой передач осуществлялось при помощи рычага на рулевой колонке, позднее - напольного рычага. Коробка передач была четырехступенчатой, с синхронизаторами на II, III и IV передачах. Передаточные числа трансмиссии даны в таблице ниже.Передача I II III IV R Главная передача
Передаточное число 3,81:1 2,42:1 1,45:1 1,0:1 4,71:1 3,9:1
Шасси
Автомобиль имел несущий, цельнометаллический кузов с лонжеронными подрамниками в оконечностях.
Передняя подвеска - независимая, бесшкворневая, параллелограмного типа, на двух поперечных рычагах. До мая 1969 года верхние рычаги подвески качались на резьбовых втулках, позднее - на не требующих смазки резинометаллических шарнирах (сайлент-блоках). Подвеска характеризуется высокой прочностью и живучестью.
Задняя подвеска - зависимая, была выполнена на рессорах.
Тормоза - барабанные на все колеса, с гидравлическим приводом и - редкость для 1960-х годов - автоматической регулировкой зазора (на ВАЗ-2101 и его итальянском прототипе авторегулировка отсутствовала). Усилитель тормозов, как и на большинстве легковых автомобилей того времени, отсутствовал, а система тормозов была (до модернизации) одноконтурной. Стояночный тормоз - с тросовым приводом. До мая 1973 года рычаг стояночного тормоза располагался справа под панелью приборов, позднее - напольно, между передними сидениями.
Колеса - размерности 13", со штампованными стальными дисками и диагональными покрышками (камерными или бескамерными).
Использование
Помимо продажи населению, седан Москвич-408 использовался милицией и ГАИ. Делались попытки использования автомобиля (как седана, так и универсала) в такси, но из-за недостаточной долговечности по сравнению с автомобилями Волга успеха они не имели. Универсалы и фургоны широко использовались торговыми организациями в качестве развозных автомобилей.
М-408 за рубежом
«Восходящая звезда в мире автомобилей» — рекламный листок М-408Э на английском языке.
Москвич-408 широко экспортировался во многие страны мира. Международный дебют состоялся в октябре 1964 года на Лондонском автосалоне в Earls Court Arena, уже на следующий год начался экспорт серийных автомобилей.
Москвич-408 был долгие годы самым экспортируемым советским автомобилем, до конца 1960-х годов на экспорт уходило более половины выпущенных автомобилей (экспортные модификации имели четырехфарную облицовку радиатора (как правило, но не всегда), более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол), причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию.
По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества. В датской брошюре 1967 года слоганом «Москвича» была фраза — «Mære verd, end den koster», то есть что-то вроде «дешего и сердито», дословно — «лучше своей цены» [2]. Английский журнал Motor писал:
Машина в целом создана как рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта... Русских "Москвичей-408" расходится столько, сколько их ввозят.
Норвежский журнал "Техникенс верльд" ("Мир техники") в 1968 году провел испытания М-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что:
"Москвич-Элит" выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!
Широко применялся ребрендинг. Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite (или Elita), так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat [3].
В Бельгии Москвичи собирали из машинокомлектов на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A., и продавали под маркой Scaldia 408.
«Москвичи» -408 и (позднее) −412 с 1966 до 1976 года собирались в НРБ, затем там собирались модели −2140 и −2141 «АЛеКо».
Оценка модели
До появления «Жигулей», «Москвич» был единственным в СССР общедоступным семейным автомобилем. Более компактные машины (мотоколяски или «Запорожец») никогда не имели в СССР такой популярности, которую они завоевали в Западной Европе (где массовая автомобилизация произошла именно за счет таких автомоиблей — VolksWagen Kafer («Жук»), Citroen 2CV, Fiat 600 и т. д.), и не считались полноценным транспортным средством, а машины более крупные (например, «Волга»), которые составляли большинство на Северо-Американском континенте, продавались населению в ограниченном количестве, поэтому именно автомобили этого класса (современный С-класс) — «Москвичи», позднее ИЖи и «Жигули» — стали в СССР, а затем и в России по-настоящему народными. Среди водителей М-408 всегда был известен как прочная и надежная машина. М-408 выпускался длительное время, до 1976 года, выглядя, несмотря на удачнейший рестайлинг на рубеже десятилетий, к концу этого периода совсем не современно, но следует заметить, что и многие удачные европейские автомобили тех же лет выпускались в течение не меньшего срока; скажем, одноклассный с Москвичом Peugeot 304 выпускался с 1969 по 1980 год, FIAT-124 (прототип Жигулей) выпускался в Италии с 1966 по 1974 год, французская SIMCA 1300/1500 - с 1963 по 1975, и т.д.
Можно отметить и ряд недостатков (с позиции тех лет)- относ. малую ширину кузова и салона при немалой высоте; КПП с несинхронизированной первой передачей и приводом через тяги; устаревший для начала 70х годов салон; устаревшая система тормозов и отсутствие усилителя; отсутствие таких встречавшихся на европейских автомобилях этого класса в 1960-е годы опций, как: отделка салона более высокого уровня, полуавтоматическая коробка передач (н. Saxomat); необходимость шприцевания передней подвески (до устранения из ее конструкции резьбовых втулок с мая 1969 года).