Москви́ч-402
Москви́ч-402 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год.
Всего было выпущено 87 658 «Москвичей-402» вместе с модификациями.
История создания
Предшественник «Москвича-402», выпускавшийся с конца 1946 года «Москвич-400/ 401», представлял собой воссозданный на основе полученных СССР по репарациям остатков оборудования и производственной документации довоенный Opel Kadett K38, спроектированный во второй половине тридцатых и находившийся в серии с 1937 года.
В Германии его производство после войны возобновлено не было, но выпускалась усовершенствованная версия Opel Olimpia — с тем же кузовом, но более современным и мощным верхнеклапанным двигателем.
Таким образом, первая модель «Москвича», даже с учётом проведённых советской стороной работ по модернизации (модель «401») — увеличение мощности двигателя, установку коробки передач с подрулевым рычагом вместо напольного и другие улучшения — по техническому уровню и характеристикам уже изначально уступала своей послевоенной немецкой «двоюродной сестре» «Олимпии».
Поэтому уже в 1950 году была начата работа над новым автомобилем, который получил в соответствии с принятым в те годы на ЗМА порядком номенклатуры моделей обозначение «402-425» — двигатель модели «402» в кузове модели «425». Впоследствии для базового седана «Москвич-402» обозначение кузова использовалось только в конструкторской документации, но его модификации — универсал М-423 и полноприводные варианты М-410 и М-411 — именовались именно по обозначениям своих кузовов.
Главным конструктором был Александр Федорович Андронов. Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали члены коллективов других автомобилестроительных предприятий СССР. С Горьковского завода были приглашены Б. Д. Кирсанов, Л. И. Белкин, Ю. М. Немцов, с ЗиСа — И. А. Гладилин, С. Д. Чуразов, А. М. Жерядин, К. И. Файбисович. Кроме того, с Московского мотоциклетного завода на ЗМА перешел конструктор двигателей И. И. Окунев.
Участие специалистов с ГАЗ-а оказало сильное влияние на проектирующися автомобиль, а учитывая тот факт, что в то же самое время на ГАЗ-е полным ходом шли разработка и подготовка производства новой модели среднего класса — «Волги» ГАЗ-21 — не выглядит удивительным что «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна. Эта визуальная схожесть как-бы подчёркивала, что на советские дороги выходит новое поколение легковых автомобилей.
Первые опытные образцы нового «Москвича» были готовы уже в 1951 году.
Для ознакомления с образцами зарубежного автомобилестроения и совместных сравнительных испытаний по мере проектирования и доводки ЗМА были приобретены серийные образцы иностранных автомобилей — итальянские Fiat-1100 (1953—1962) и Lancia Aurelia (1950—1958), французские Simca Aronde (1951—64) и Citroen 2CV (1948—1990), английские Hillman Minx (1948—1956), Ford Consul (1951—1956) и Jovett Javelin (1947—1953), немецкий Ford Taunus 12M (1952—1962) — часть из них запечатлена на совместной фотографии с серийными и опытными «Москвичами» во время одного из испытательных пробегов. Естественно, ни один из них не был использован в качестве прототипа в «чистом виде», но изучение их конструкции во многом помогло выбрать те или иные технические и стилистические решения для имевшей вполне оригинальные конструкцию и дизайн новой модели «Москвича».
По разработанным чертежам на Горьковском автозаводе (едва ли не единственном в стране в те годы, имевшем собственные мощнсоти для производства пресс-форм) были изготовлены штампы. Из отштампованных по ним пробных панелей в процессе доводки были собраны семь опытных экземпляров «402-425», различавшихся деталями оформления — в частности, формой водосточного жёлоба и технологей изготовления крыши (некоторые имели участок «водостока» над лобовым стеклом, как у ГАЗ-21) и облицовками радиатора (в частности, один из вариантов очень напоминал ту облицовку, с которой пошла в серийное производство «Волга» — «со звездой», с той разницей что у «Москвича» сама звезда отсутствовала, а «ус» над центральным брусом был один вместо двух у ГАЗ-21).
Один из трех опытных «Москвичей-402», прошедший государственные испытания в феврале 1955 года, экспонировался на ВДНХ.
Первый серийный экземпляр был выпущен 20 апреля 1956 года.
Таким образом, темпы разработки и серийного освоения модели, особенно с учётом весьма ограниченных возможностей самого МЗМА — как уже отмечалось, даже штампы для кузова пришлось изготовлять на стороннем предприятии — были достаточно высокими.
Автомобиль получил вполне современный внешне, конструктивно более жёсткий — а значит и более долговечный, существенно более просторный — с относительным комфортом вмещавший пятерых человек — и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов, с отдельными багажником (крышка которого имела дистанционный привод от рычажка в салоне), гнутыми лобовым и задним стёклами, достаточно высоким уровнем отделки, отопителем с противообледенителем лобового стекла, мигающими сигналами поворота с самовозвратом и радиоприёмником в базовой комплектации, независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами (вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400/401), не требовавшие регулировки самоустанавливающиеся барабанные тормоза, 12-вольтовое электрооборудование (вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400/401).
Главным недостатком «402-й» модели стал доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший нижнеклапанный мотор, конструкция которого восходила еще к середине тридцатых годов. Он имел увеличенный до 1220 см³ рабочий объём и мощность 35 л.с., что не позволяло напрямую соревноваться с передовыми иностранными образцами этого класса, имевшими в те годы до 35-40 л.с. удельной мощности двигателя на тонну массы против 22,7 у М-402.
Освоение принципиально нового верхнеклапанного двигателя, поект которого был разработан на МЗМА (проект «406»), не состоялось по экономическим причинам (не было валютных фондов для закупки за рубежом необходимого станочного оборудования), и в серию пошёл двигатель М-407, в основе которого лежал блок цилиндров всё того же силового агрегата «Кадетта» и М-400/401, но с верхним расположением клапанов, алюминиевой головкой цилиндров и другими усовершенствованиями, позволившими повысить мощность до 45 л.с. при рабочем объёме 1360 см³.
Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение «Москвич-407». Помимо двигателя, он отличался также внешним оформлением (например, появились молдинги на боковинах) и некоторыми другими деталями.
Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.
Модификации
Москвич-423 — первый в СССР отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957—1958 гг. В его конструкции использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, та же задняя панель с высоким порогом багажной крышки. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базовой модели «Москвич-402». Задняя пятая дверь открывалась налево, и ее порог находился на высоте 760 мм от земли. С 1961 года выпускалась более простая версия кузова фургон с угловатыми рамками задних дверей и идущим вдоль всей крыши цельным водосточным желобком;
Москвич-410 — полноприводный седан на базе «Москвича-402», выпускался в 1957—1958 гг.;
Москвич-407 — модернизированная модель с новым верхнеклапанным двигателем и изменённой облицовкой радиатора, выпускался в 1958—1963 гг. В 1959 году автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м — новую решетку радиатора и гипоидный задний мост. Несколько лет подряд, более 50 % выпуска «Москвичей-407» уходили на экспорт. Причем, «Москвич» пользовался спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция. Экспортные версии отличались двухцветной окраской и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы Москвича-407 с конвейера были сняты полноприводные модели «Москвич-410Н» и −411.
Москвич-423Н — универсал на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1963 гг.;
Москвич-410Н — полноприводный седан на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1961 гг.;
Москвич-411 — полноприводный универсал на базе «Москвича-410Н», выпускался в 1959—1961 гг.;
Москвич-430 — грузовой вариант универсала «Москвич-423Н» с кузовом фургон. В боковинах фургона не прорубались двери и окна, за передними сиденьями появилась перегородка, отделяющая грузовой отсек. Фургон выпустили в 1958 году, когда базовой моделью уже стал «Москвич-407» с новым двигателем. У ранних «Москвичей-430», как и у универсалов «Москвич-423», водосточный желобок был изогнутым. Задняя дверь откидывалась на левую сторону. С 1961 года выпускалась более простая версия кузова фургон с цельным бортом, угловатыми подштамповками на месте окон и цельным водосточным желобком вдоль всей крыши.
Москвич-403 — модернизированная «переходная» модель с элементами конструкции от Москвича-407 (кузов и двигатель рабочим объёмом 1360 см³ 45 л.с.) и от перспективного Москвича-408 (элементы подвески и тормозов);
Москвич-424 — универсал на базе «Москвича-403», выпускался в 1963—1965 гг.;
Москвич-432 — грузовой вариант универсала «Москвич-424» с кузовом фургон.
Москвич-407-купе — спортивный автомобиль для кольцевых и ипподромных гонок. Изготовлен в 2-х экземплярах в 1962 году. Имел более лёгкий и жёсткий двухдверный кузов, укороченный до двух посадочных мест салон, форсированный двигатель.
Интересные факты
На Москвич-407 заводская команда участвовала в ралли Тысяча озер и Акрополис.
Технические характеристики
Размеры, мм
длина х ширина х высота 3855x1400x1555
база 2340
Компоновка
двигатель спереди
ведущие колеса задние
Кузов седан
Максимальная скорость, км/ч 90
Двигатель "Москвич-400", бензиновый, карбюраторный, рядный
число цилиндров 4
рабочий объем 1074 см3
число клапанов 8
расположение нижнее
мощность, л.с./кВт 23/17 при 3600 об/мин
Коробка передач механическая трехступенчатая
Подвески
передняя независимая, пружинная, "Дюбонне"
задняя зависимая, на продольных рессорах
Тормоза гидравлические
спереди барабанные
сзади барабанные
Электрооборудование 6 В
Размер шин 4.50—16(с 1949 — 5.00—16)
Всего было выпущено 87 658 «Москвичей-402» вместе с модификациями.
История создания
Предшественник «Москвича-402», выпускавшийся с конца 1946 года «Москвич-400/ 401», представлял собой воссозданный на основе полученных СССР по репарациям остатков оборудования и производственной документации довоенный Opel Kadett K38, спроектированный во второй половине тридцатых и находившийся в серии с 1937 года.
В Германии его производство после войны возобновлено не было, но выпускалась усовершенствованная версия Opel Olimpia — с тем же кузовом, но более современным и мощным верхнеклапанным двигателем.
Таким образом, первая модель «Москвича», даже с учётом проведённых советской стороной работ по модернизации (модель «401») — увеличение мощности двигателя, установку коробки передач с подрулевым рычагом вместо напольного и другие улучшения — по техническому уровню и характеристикам уже изначально уступала своей послевоенной немецкой «двоюродной сестре» «Олимпии».
Поэтому уже в 1950 году была начата работа над новым автомобилем, который получил в соответствии с принятым в те годы на ЗМА порядком номенклатуры моделей обозначение «402-425» — двигатель модели «402» в кузове модели «425». Впоследствии для базового седана «Москвич-402» обозначение кузова использовалось только в конструкторской документации, но его модификации — универсал М-423 и полноприводные варианты М-410 и М-411 — именовались именно по обозначениям своих кузовов.
Главным конструктором был Александр Федорович Андронов. Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали члены коллективов других автомобилестроительных предприятий СССР. С Горьковского завода были приглашены Б. Д. Кирсанов, Л. И. Белкин, Ю. М. Немцов, с ЗиСа — И. А. Гладилин, С. Д. Чуразов, А. М. Жерядин, К. И. Файбисович. Кроме того, с Московского мотоциклетного завода на ЗМА перешел конструктор двигателей И. И. Окунев.
Участие специалистов с ГАЗ-а оказало сильное влияние на проектирующися автомобиль, а учитывая тот факт, что в то же самое время на ГАЗ-е полным ходом шли разработка и подготовка производства новой модели среднего класса — «Волги» ГАЗ-21 — не выглядит удивительным что «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна. Эта визуальная схожесть как-бы подчёркивала, что на советские дороги выходит новое поколение легковых автомобилей.
Первые опытные образцы нового «Москвича» были готовы уже в 1951 году.
Для ознакомления с образцами зарубежного автомобилестроения и совместных сравнительных испытаний по мере проектирования и доводки ЗМА были приобретены серийные образцы иностранных автомобилей — итальянские Fiat-1100 (1953—1962) и Lancia Aurelia (1950—1958), французские Simca Aronde (1951—64) и Citroen 2CV (1948—1990), английские Hillman Minx (1948—1956), Ford Consul (1951—1956) и Jovett Javelin (1947—1953), немецкий Ford Taunus 12M (1952—1962) — часть из них запечатлена на совместной фотографии с серийными и опытными «Москвичами» во время одного из испытательных пробегов. Естественно, ни один из них не был использован в качестве прототипа в «чистом виде», но изучение их конструкции во многом помогло выбрать те или иные технические и стилистические решения для имевшей вполне оригинальные конструкцию и дизайн новой модели «Москвича».
По разработанным чертежам на Горьковском автозаводе (едва ли не единственном в стране в те годы, имевшем собственные мощнсоти для производства пресс-форм) были изготовлены штампы. Из отштампованных по ним пробных панелей в процессе доводки были собраны семь опытных экземпляров «402-425», различавшихся деталями оформления — в частности, формой водосточного жёлоба и технологей изготовления крыши (некоторые имели участок «водостока» над лобовым стеклом, как у ГАЗ-21) и облицовками радиатора (в частности, один из вариантов очень напоминал ту облицовку, с которой пошла в серийное производство «Волга» — «со звездой», с той разницей что у «Москвича» сама звезда отсутствовала, а «ус» над центральным брусом был один вместо двух у ГАЗ-21).
Один из трех опытных «Москвичей-402», прошедший государственные испытания в феврале 1955 года, экспонировался на ВДНХ.
Первый серийный экземпляр был выпущен 20 апреля 1956 года.
Таким образом, темпы разработки и серийного освоения модели, особенно с учётом весьма ограниченных возможностей самого МЗМА — как уже отмечалось, даже штампы для кузова пришлось изготовлять на стороннем предприятии — были достаточно высокими.
Автомобиль получил вполне современный внешне, конструктивно более жёсткий — а значит и более долговечный, существенно более просторный — с относительным комфортом вмещавший пятерых человек — и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов, с отдельными багажником (крышка которого имела дистанционный привод от рычажка в салоне), гнутыми лобовым и задним стёклами, достаточно высоким уровнем отделки, отопителем с противообледенителем лобового стекла, мигающими сигналами поворота с самовозвратом и радиоприёмником в базовой комплектации, независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами (вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400/401), не требовавшие регулировки самоустанавливающиеся барабанные тормоза, 12-вольтовое электрооборудование (вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400/401).
Главным недостатком «402-й» модели стал доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший нижнеклапанный мотор, конструкция которого восходила еще к середине тридцатых годов. Он имел увеличенный до 1220 см³ рабочий объём и мощность 35 л.с., что не позволяло напрямую соревноваться с передовыми иностранными образцами этого класса, имевшими в те годы до 35-40 л.с. удельной мощности двигателя на тонну массы против 22,7 у М-402.
Освоение принципиально нового верхнеклапанного двигателя, поект которого был разработан на МЗМА (проект «406»), не состоялось по экономическим причинам (не было валютных фондов для закупки за рубежом необходимого станочного оборудования), и в серию пошёл двигатель М-407, в основе которого лежал блок цилиндров всё того же силового агрегата «Кадетта» и М-400/401, но с верхним расположением клапанов, алюминиевой головкой цилиндров и другими усовершенствованиями, позволившими повысить мощность до 45 л.с. при рабочем объёме 1360 см³.
Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение «Москвич-407». Помимо двигателя, он отличался также внешним оформлением (например, появились молдинги на боковинах) и некоторыми другими деталями.
Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.
Модификации
Москвич-423 — первый в СССР отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957—1958 гг. В его конструкции использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, та же задняя панель с высоким порогом багажной крышки. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базовой модели «Москвич-402». Задняя пятая дверь открывалась налево, и ее порог находился на высоте 760 мм от земли. С 1961 года выпускалась более простая версия кузова фургон с угловатыми рамками задних дверей и идущим вдоль всей крыши цельным водосточным желобком;
Москвич-410 — полноприводный седан на базе «Москвича-402», выпускался в 1957—1958 гг.;
Москвич-407 — модернизированная модель с новым верхнеклапанным двигателем и изменённой облицовкой радиатора, выпускался в 1958—1963 гг. В 1959 году автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м — новую решетку радиатора и гипоидный задний мост. Несколько лет подряд, более 50 % выпуска «Москвичей-407» уходили на экспорт. Причем, «Москвич» пользовался спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция. Экспортные версии отличались двухцветной окраской и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы Москвича-407 с конвейера были сняты полноприводные модели «Москвич-410Н» и −411.
Москвич-423Н — универсал на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1963 гг.;
Москвич-410Н — полноприводный седан на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1961 гг.;
Москвич-411 — полноприводный универсал на базе «Москвича-410Н», выпускался в 1959—1961 гг.;
Москвич-430 — грузовой вариант универсала «Москвич-423Н» с кузовом фургон. В боковинах фургона не прорубались двери и окна, за передними сиденьями появилась перегородка, отделяющая грузовой отсек. Фургон выпустили в 1958 году, когда базовой моделью уже стал «Москвич-407» с новым двигателем. У ранних «Москвичей-430», как и у универсалов «Москвич-423», водосточный желобок был изогнутым. Задняя дверь откидывалась на левую сторону. С 1961 года выпускалась более простая версия кузова фургон с цельным бортом, угловатыми подштамповками на месте окон и цельным водосточным желобком вдоль всей крыши.
Москвич-403 — модернизированная «переходная» модель с элементами конструкции от Москвича-407 (кузов и двигатель рабочим объёмом 1360 см³ 45 л.с.) и от перспективного Москвича-408 (элементы подвески и тормозов);
Москвич-424 — универсал на базе «Москвича-403», выпускался в 1963—1965 гг.;
Москвич-432 — грузовой вариант универсала «Москвич-424» с кузовом фургон.
Москвич-407-купе — спортивный автомобиль для кольцевых и ипподромных гонок. Изготовлен в 2-х экземплярах в 1962 году. Имел более лёгкий и жёсткий двухдверный кузов, укороченный до двух посадочных мест салон, форсированный двигатель.
Интересные факты
На Москвич-407 заводская команда участвовала в ралли Тысяча озер и Акрополис.
Технические характеристики
Размеры, мм
длина х ширина х высота 3855x1400x1555
база 2340
Компоновка
двигатель спереди
ведущие колеса задние
Кузов седан
Максимальная скорость, км/ч 90
Двигатель "Москвич-400", бензиновый, карбюраторный, рядный
число цилиндров 4
рабочий объем 1074 см3
число клапанов 8
расположение нижнее
мощность, л.с./кВт 23/17 при 3600 об/мин
Коробка передач механическая трехступенчатая
Подвески
передняя независимая, пружинная, "Дюбонне"
задняя зависимая, на продольных рессорах
Тормоза гидравлические
спереди барабанные
сзади барабанные
Электрооборудование 6 В
Размер шин 4.50—16(с 1949 — 5.00—16)