Москви́ч-2141 (экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола, в странах Евросоюза продавался под названием Lada Aleko) — легковой автомобиль третьей группы малого класса (сегмент D) с кузовом типа хэтчбэк, выпускавшийся с 1986 по 1998 годы на Автомобильном заводе имени ленинского комсомола (АЗЛК).
Конструкция силового каркаса «Москвича» четвертого поколения была основана на французской модели середины 1970-х SIMCA 1307, кстати, получившей титул «Автомобиль 1975/1976 года». Конструкторы завода в своих воспоминаниях утверждали, что первый образец М-2141 представлял собой каркас «симки» с заново навешенными кузовными панелями иной формы и отечественной ходовой частью. Так как наружные кузовные панели были спроектированы заново, к АЗЛК со стороны французов не было претензий в плане нелицензированного использования интеллектуальной собственности, а экстерьер М-2141 получился ультрасовременным для середины 1980-х годов, напоминая тогдашние новинки Audi 80 и BMW пятой серии. От французской автомобилестроительной школы «Москвич» унаследовал некоторые особенности конструкции кузова и размещенное под полом багажника запасное колесо (что оказалось неудачным решением для российского климата).
Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и дифференциалом, установленным между двигателем и КПП — была заимствована от немецкой модели Audi 100. Выбор такой относительно малораспространенной компоновки был связан с необходимостью использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения, а также более широким выбором возможных силовых агрегатов и, в перспективе, возможностью создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы в конце 80-ых совестно с английской фирмой FFD, а в последние годы существования предприятия ставились серийно на седаны и пикапы). Однако, эта компоновка предопределила очень длинный передний свес, как результат — нарушение развесовки, ухудшение геометрической проходимости и немного аляповатый внешний вид хэтчбэка с длинным «носом» (более гармоничная внешне модификация «седан» серийно не выпускалась).
На переднеприводный «Москвич» устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1500, 1700, 1800 и 2000 см³ производства Уфимского завода автомобильных моторов (УЗАМ); 1600, 1700 и 1800 см³ производства ВАЗ; дизельный двигатель 1800 см³ FORD RTF (XLD-418) (экспортный М-2141-136 или М-2141-10), а также инжекторный Renault F3R272 (2000 см³). Единственным типом коробки передач была 5-ступенчатая механическая, впервые появившаяся в нашей стране.
Салон Москвича-21412 просторен и достаточно комфортабелен, но плохо отделан даже по меркам отечественного автопрома.
Для семейства «Москвич-2141» характерны вместительные салон и багажное отделение, увеличиваемое за счет складывания заднего сиденья, эффективное отопление салона, легкое рулевое управление, хорошая управляемость на высоких скоростях и проходимость по заснеженным и загрязненным дорогам. Ремонтопригодность автомобиля частично искупала несовершенство и ненадёжность применявшихся на нём узлов и агрегатов. По совокупности потребительских характеристик Москвич-2141 в наибольшей степени отвечал понятию «семейный автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели АВТОВАЗа. По эргономике водительского места «Москвич», по многим оценкам, превосходит все остальные отечественные автомобили, включая более позднее «десятое» семейство ВАЗов.
Для семейств «Москвич-2141» (хэтчбек) и «Москвич-2142» (седан) было сконструировано оригинальное семейство двигателей «Москвич», под которые при АЗЛК создавалось собственное производство. Однако, будучи построенным к началу 1990-х на 90-95 % (данные разнятся) из-за начавшегося экономического кризиса завод достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В результате Москвич-2141, «временно» стартовавший на двигателях ВАЗ-2106 (М-2141) и УЗАМ-331.10 (М-21412) так и не дождался своего современного двигателя, что в решающей степени предопределило его неудачную судьбу. Кроме того, качество комплектующих и сборки, а особенно — грунтовки и окраски кузовов на АЗЛК было откровенно неудовлетворительным и с годами всё более ухудшалось. Кузов среднестатистического автомобиля начинал корродировать уже в первый год эксплуатации, что отрицательно сказывалось на имидже модели. Во второй половине 90-ых годов завод пытался использовать импортные комплектующие для повышения надежности (новые двигатели, тормозные системы, фары), но это приводило к росту цены и не решало главной проблемы с «цветущим» кузовом…
Седан Москвич-2142 был предметом вожделения многих российских автолюбителей, но массовым так и не стал. Вместо пуска «народного» седана завод сосредоточил свое внимание на создании эксклюзивных версий стретчей и купе.
Модификация 21412 отличалась крайне неудачным сочетанием уфимского двигателя УЗАМ-331.10 (модификация устаревшего УЗАМ-412 с вихревыми камерами сгорания), имевшего соврешенно неадекватные массе автомобиля рабочий объем и мощность и ведущего свою родословную еще от мотора BMW M10 (выпускавшегося с 1961 по 1987 г.г. [1]), с более современной экипажной частью. В результате, автомобиль не обладал необходимой мощностью и динамикой, к тому же, адаптация мотора под новый моторный отсек была произведена неудачно, так что ряд узлов и навесных агрегатов (прежде всего распределитель зажигания и расширительный бачок системы охлаждения) оказались самыми уязвимыми и дополнительно снижали и так невысокую надёжность автомобиля.
Москвич-Святогор
Святогор
Модернизированная версия автомобиля «Москвич-2141» дебютировала в 1998 году. Обновлённый автомобиль получил не только новое имя и индекс (2141-02 «Святогор»), но и изменённую внешность и двигатель. Благодаря новым фарам фирмы Hella, внешность автомобиля стала более привлекательной и современной для середины 1990-х годов. Так и не сумев построить свой двигатель и завод для его производства (точнее «убив» его ради французов), руководство АЗЛК решило использовать мотор F3R272 фирмы Renault, объемом 2,0 л (214145 «Святогор» — 104,5 л.с. (брутто — 112 л.с.). Современный французский двигатель значительно улучшил надежность, динамические и скоростные характеристики автомобиля. Установка более мощного двигателя повлекла за собой изменение узлов трансмиссии и тормозов на более надежные и современные (использовалось сцепление Valeo и вакуумный усилитель тормозов фирмы Lucas). Кроме того, на М-214145 был уменьшен клиренс.
Однако, на часть выпуска продолжали ставить прежние двигатели ВАЗ-2106 и УЗАМ-3317 (иногда ВАЗ-2130 или УЗАМ-3313/3318).
Пятимилионный Князь Владимир в музее АЗЛК
Автомобиль выпускали с кузовом 5-дверный хетчбек. Однако помимо базовой модели, выпускалась удлинённая на 200 мм версия М-2141R5 «Юрий Долгорукий» и версия с кузовом седан — «Князь Владимир». Князь Владимир в декабре 1998 года стал 5-ти миллионным автомобилeм выпущенным заводом. Все эти автомобили выпускали до 2001 года вплоть до полной остановки завода.