ЭКСКЛЮЗИВ «Москвич-403ИЭ-ралли»

ЭКСКЛЮЗИВ   «Москвич-403ИЭ-ралли»

Когда-то он стартовал в ралли «Монте-Карло». Уникальная спортивная машина 40-летней давности вновь занимает место в стартовом створе - на этот раз в соревновании исторических автомобилей
Иван Астафьев, Юрий Лесовский, Владимир Бубнов, Сергей Тенишев, Леонтий Потапчик, Уно Аава. Они сядут в спортивные «Москвичи-412» и станут знаменитыми на весь мир. Марафоны Лондон — Мехико и Лондон — Сидней, крупнейшие европейские ралли рубежа 60—70-х годов принесут нашей стране громкие победы, о которых и не мечтал АвтоВАЗ со своими «Ладами». А начиналось все на машинах попроще — «Москвиче-407» и «Москвиче-403».

Переходной. Редкий.
Только на первый взгляд он похож на «Москвич-407». Это -403-й. Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) какое-то время выпускал их параллельно — по декабрь 1963-го. Затем 407-й сняли с производства, за четыре года сделав 266 209 штук. А последний 403-й прошел по конвейеру в июне 1965-го, их изготовили 105 723 штуки. Вдвое меньше, и все же недостаточно, чтобы назвать эту модель редкой. Но экспортных 403ИЭ выпустили всего ничего.

Предприятие готовилось к производству принципиально нового «Москвича-408». От будущей новинки в 403-м использовали бесшкворневую переднюю подвеску, подмоторную раму, симметричную рулевую трапецию, щит передка, подвесные педали сцепления и тормоза, гидравлический привод сцепления, тормоза с автоматической регулировкой.
Этого хватило для присвоения собственного трехзначного номера — новая модель! Но — переходная. И обозначили ее по остаточному принципу — не использованным прежде индексом 403.

В истории МЗМА модель «Москвич-403» незаслуженно обойдена вниманием. Даже заводской музей так и не разжился им, хотя раздобыл ценный довоенный КИМ-10-50. Впрочем, нет уже и самого музея АЗЛК, экспонаты которого не то продали в счет долгов предприятия, не то тихо прибрали к рукам чиновники. (Лишь некоторые перешли к Музею экипажей и автомобилей Авторевю.) Некому справлять 75-летие завода, поскольку и его теперь уже нет.
 
И все же москвичи тепло вспоминают о «Москвичах». Хотя бы потому, что запчасти на них было проще достать, чем на «Жигули».

Сорок лет спустя
Нас собралось пятеро, каждый со своим опытом и занятиями. Владимир Якунин — начальник производства АККС — строит небезызвестные гоночные болиды формулы «Русь». Александр Цуцуяну — классный механик, обслуживает машины Citroen на фирменной станции. Сергей Асланян, Денис Орлов и ваш покорный слуга — журналисты.
Автомобиль попал к нам, как щенок — его отдали в добрые руки. И мы решили не просто отреставрировать его до состояния Note 1, а реконструировать знаменитую спортивную машину.
Советская команда стартовала в январе 1965-го из Минска по схеме «Звездного сбора» — точно так же экипажи из других стран брали старт в других городах Европы и к оговоренному сроку съезжались в Монако. 
  
  Минимализм приборной панели дополнен выключателем массы, кнопкой портное») имел оригинальный декор стартера и штурманскими приборами спидпилот и трипмастер фирмы «Halda»

 

 


 
 
 
 
 
Автомобиль оборудован каркасом безопасности, наружными замками капота и 100-ваттными дополнительными

По возвращении на завод его изношенные узлы и агрегаты заменили новыми и отправили на очередное ралли. Это был золотой век МЗМА — и как результат в те годы до 60% продукции завода шло на экспорт, и не в какие-нибудь пампасы, а в развитые капстраны. Предка 403-го, модель 407, едва не начали... продавать в США! Правда, 403-й экспортировали неохотно, ждали полноценную новинку — «Москвич-408».

 
Как в действительности выглядел и был устроен «Москвич-403ИЭ», подготовленный для ралли «Монте-Карло»?
Мнения непосредственных участников тех событий — гонщика Юрия Ивановича Лесовского и конструктора Льва Михайловича Шугурова  разошлись. Спорили, чем оборудовали автомобили, до какой мощности форсировали мотор и даже какого они были цвета! Не сразу, но удалось достичь консенсуса.
Работа началась. 403-й разобрали. От мотора профессионалы, готовящие современные двигатели для соревнований, пришли в ужас. Все втулки клапанов были запрессованы под разными углами, несовпадение коллекторов по окнам достигало 15— 20 мм. А внутри впускной коллектор напоминал пасть шуки. И ведь так собирали серийные машины! Мотор пришлось отстроить заново. По затратам это мало отличалось от ремонта двигателя современного Mercedes.
Трансмиссию оставили без изменений — так и полагалось по техническим требованиям времени. Да и детали ее оказались неожиданно надежными. Но вот где найти надежные шины нужного нам типоразмера 5,60 — 15 дюймов?
Московский шинный завод на уговоры сделать комплектик-другой резины не поддался.
В каталоге компании «Pirelli» обнаружился подходящий размерчик — оказалось, что фирма выпускает обширный ряд покрышек на классические машины! Через несколько месяцев пришла посылка. Диагональные, с текстильным кордом — все, как было в 60-е!
Чтобы воссоздать салон, потребовалась кожа «молодого дермантина».(Люди старшего поколения помнят торжество большой химии в середине 60-х.) По чистой случайности удалось разыскать подходящий отрез синтетической ткани на Ивановском комбинате искусственных кож. Не проще оказалось с мастерами, чьи руки помнили, как шить такие салоны.
Результат превзошел ожидания: старики удивлялись, насколько хорошо... сохранился салон!
Покрасить автомобиль в Москве хорошо — не проблема. Сложно — покрасить плохо, как красили в 60-е, на заводе МЗМА. Только ; с третьей попытки удалось довести, лакокрасочное покрытие до уровня заводского- кое-где подпустили «шагрень», где-то даже оставили недокрашенный металл и потеки. Использовали эмаль фабрики «Победа рабочих», которая сейчас называется по-другому, но краску делает в соответствии с прежним именем.
Собирался наш «Москвич» узким кругом людей с золотыми руками. Они усилили и проварили переднюю подвеску, поставив более жесткие пружины, задние рессоры усилили еще одним коренным листом. Спортивный глушитель варился по рассказам старых гонщиков, привыкших все сооружать своими руками. Требовалась максимальная правдоподобность. Хорошо, наша промышленность до сих пор выпускает резинотехнические изделия, внешне неотличимые от «родных»: шланги, патрубки и т.д.
На восстановление автомобиля ушло два года. Обошелся он в цену новой иномарки гольф-класса. Но это никого из нас не смутило.
На улице все улыбаются, моргают фарами, поднимают большие пальцы вверх.
Первым делом мы подъехали к корпусам родного завода -история завершила круг.
Александр ПИКУЛЕНКО АВТОМИР №48,2005
 
 
 

 
Установкой прямоточного фильтра, облегченных поршней, шлифовкой впускного коллектора и просто аккуратной сборкой мощность мотора довели со штатных 45 до 60 л.с