Выпуск "Москвича-2140" АЗЛК прекратил давно, даже сам прекратил свое существование. Но сотни тысяч таких машин продолжают верой и правдой служить своим хозяевам. Благодаря низкой цене хорошо сохранившиеся экземпляры доступны даже малоимущим.
Машину, которая должна была прийти на смену семейству моделей 408 и 412, разрабатывали в 1973-1975 годах. Освоение выпуска нового автомобиля требовало больших капиталовложений, поэтому вместо подготовки нового автомобиля пришлось заняться модернизацией старого. «Москвич 2140» появился в продаже в 1976 году. В качестве опции впервые в советском автомобилестроении эта модель получила стеклоочистители фар и обогрев заднего стекла, а небольшие партии автомобилей стали красить металликом. Двигателей УМЗ-412 не хватало на все машины, поэтому до 1981 года на АЗЛК собирали модификацию Москвич-2138 с устаревшим мотором МЗМА-408. В глубине страны не было ни бензина АИ-93, ни тормозной жидкости для дисковых тормозов, и тогда в 1979 году завод освоил упрощенную модификацию Москвич-21406, получившую прозвище «колхозник». Этот автомобиль отличался усиленной подвеской, дефорсированным под А-76 бензин мотором УМЗ-412Д, защитой картера и задней буксирной петлей в стандартной комплектации. Передние барабанные тормоза от старого Москвич-412 позволяли использовать тормозную жидкость БСК.
В то же время завод не терял надежд на экспорт, поэтому в 1981 году с конвейера сходит улучшенный Москвич 2140SL. Ряд комплектующих для этой модели поставляла югославская фирма «Saturnus», поэтому индекс «SL» расшифровывается двояко: «Saturnus-lux» или «Spesial-lux». Москвич 2140SL сходил с конвейера до 1987 года, а выпуск прекратили в 1988 году.
Сегодня на рынке подержанных машин легко найти любую модификацию Москвича 2140. Есть хорошо сохранившиеся и восстановленные экземпляры. Оценивать эти машины надо не с понимания современного автомобилестроения, а с точки зрения стесненного в деньгах человека, ищущего недорогое, но исправное и относительно надежное транспортное средство. По многих параметрам Москвич 2140 является аналогом и конкурентом классических «Жигулей». Сказать, какая из этих машин лучше однозначно нельзя: у обеих есть свои плюсы и минусы. Например, салон Москвича более узкий, на заднем сидении втроем будет тесновато. Зато посадка водителя за рулем намного удобнее, чем в «Жигулях» и даже «Самаре».
Кузов Москвича долговечнее: прочнее передние лонжероны, съемные передние крылья удобнее в ремонте. Но быстро гниют арки задних крыльев: около них в полу багажника глубокие карманы, где скапливается вода, - там надо сверлить дренажные отверстия. Подвержены коррозии участки пола в багажнике, в салоне вдоль порогов и под задними сидениями. Даже у хорошо сохранившихся кузовов легко разрушаются поддомкратные гнезда. Однако восстановить кузов М-2140 проще, чем кузова Жигулей и М-2141.
Рессорная задняя подвеска обеспечивает Москвичу довольно высокую грузоподъемность, но злоупотреблять этим не стоит. От долгой эксплуатации перегруженного автомобиля садятся рессоры и хуже того – начинают разрушатся кронштейны крепления рессор к кузову.
Москвич 2140 проигрывает Жигулям по плавности хода, зато у него лучше маневренность, меньше радиус поворота. По мощности, тяговым характеристикам и ресурсу двигатель УЗАМ-412 близок к моторам ВАЗ. Например, регулировка клапанов требуется реже, удобнее доступ у генератору и стартеру. Диафрагменное сцепление служит долго и исправно, только подшипник скольжения лучше заменить подшипником качения.
Вот коробка передач у Москвича не очень надежная. К большому ходу рычага привыкнуть можно. Длинные передачи нравятся многим водителям, но придется периодически доливать масло и регулировать тяги. На машинах до 1981 года, масло в коробку удобнее заливать из салона через лючок в полу. У более поздних выпусков очень неудобное заливное (в тоже время оно является и контрольным) отверствие на боковой крышке коробки.
Москвич 2140, в отличие от некоторых более старых советских машин, пригоден для интенсивной круглогодичной эксплуатации в современном городе. Исторически сложилось, что Москвич менее престижный автомобиль, чем Жигули, поэтому он и дешевле. Приобрести исправный "сороковой" все-таки лучше, чем отдать те же деньги за старые, сильно изношенные Жигули.