"...Пусть будет "ПОБЕДА"..."

"Если выпустить под маркой М20 мужской одеколон и предусмотреть в нем все, он должен пахнуть едва ли резче, чем "семьдесят второй" бензин. Он будет пахнуть густым минеральным маслом, дорожной пылью, полынью, тальком и офицерскими хромовыми сапогами. "Букет" следующей модели, ГАЗ 21, уже не тот. "Победа" же всегда будет пахнуть блестящими хромовыми сапогами и весной, и даже зимой. "Победа" навсегда останется той вехой, которая отделяет нас от Войны".

ГАЗ-M20 Победа
Этот автомобиль, пожалуй, был наиболее известен за пределами нашей страны прежде всего благодаря весьма оригинальной форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое сопротивление. Кроме того, внешний вид автомобиля с так называемой понтонной концепцией кузова по тем временам начал доминировать в автомобильной моде. Такие кузова, где передние и задние крылья слиты в общую форму, исключены подножки и шире стал салон без увеличения габарита по ширине, вслед за "Победой" (1944 г.) нашли применение на американском "Кайзере" (1946 г.), английском "Стандарде-Ван-гарде" (1948 г.), чехословацком "Татраплане-600" (1947 г.). "Победа", которую начали выпускать с июня 1946 г., явилась первой отечественной серийной моделью с несущим кузовом.

Конечно, придирчиво изучив историю мирового автомо-билестроения, можно найти более ранние примеры "бескрылого" кузова: "Ганомаг-комис-брот" (1928 г.), "Альфа-Ромео-бЦ-2500-Фарина" (1940 г.). Но эти модели были единичными и не дали начала тенденции, получившей затем широкое распространение. Таким образом, автомобиль ГАЗ-20 сыграл роль пионера, и в этом - большая заслуга не только главного конструктора ГАЗа тех лет А. А. Липгарта, но так-же дизайнера Г. В. Самойлова и ведущего конструктора по кузову Ю. Н. Сорочкина.

Биография модели ГАЗ-20 весьма необычная. Ее первый образец был готов в ноябре 1944 года. Первоначально отсутствовало единое мнение о том, какой двигатель должен стоять на новой машине. Главный инженер ГАЗа П. С. Кучумов считал, что как на базовой легковой, так и на базовой грузовой послевоенных моделях должен быть унифицированный шестицилиндровый двигатель, развитый из конструкции ГАЗ-11. А. А. Липгарт стоял за четырехцилиндровую модификацию двигателя ГАЗ-11, кото-рая различалась с ним блоком и головкой цилиндров, коленчатым и распределительными валами.

На осмотре послевоенных моделей 19 июня 1945 г., состоявшемся в Кремле, И. В. Сталин отметил, что ГАЗ-20 с шестицилиндровым двигателем недостаточно экономичен, хотя в послевоенные годы положение в стране с жидким топливом не обещало быть радужным. Присутствовавший на осмотре А. А. Липгарт указал, что завод предусмотрел вариант автомобиля с четырехцилиндровым мотором. По-видимому, такое объяснение несколько смягчило критическое отношение Сталина к машине. И когда директор ГАЗа И. К. Лоскутов обратился к нему с просьбой закрепить за новой моделью наименование "Победа", услышал такой ответ: "Невелика победа, но пусть будет "Победа".

Выпущенные до осени 1948 г. ГАЗ-20 (завод не давал им отличительного индекса - назовем их условно "Победами" первой серии) имели характерную внешнюю отличительную черту -"трехэтажное" расположение горизонтальных декоративных брусьев на облицовке радиатора. С 1949 г. ("Победы" второй серии) на машинах - "двухэтажная" облицовка, глушитель располагался не позади бензобака, а под полом в средней части машины, коробка передач (с 1950 г.) с рычагом переключения на руле вместо напольного и синхронизаторами, отопитель. С 1952 г. увеличена мощность двигателя до 52-55 л. с.

Конструктивные изменения в третьей серии (с 1955 г.) - облицовка радиатора с обобщенными формами, рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала*, радиоприемник в качестве серийного оборудования, улучшенная обивка кузова, чуть измененные по форме передние крылья - добавили букву в индексе модели (ГАЗ-20В).

Наряду с базовой моделью с кузовом седан ГАЗ выпускал с 1949 г. и модификацию с кузовом кабриолет, которая была на 20 кг тяжелей. Кроме того, изготовлялась и модификация такси, отличав- шаяся окраской, установкой таксометра, комплектацией салона. За двенадцать с половиной лет с конвейера сошло 235999 "Побед", в том числе 184285 седанов, 14222 кабриолета и 37492 такси. По советской лицензии ГАЗ-20 с 1951 г. выпускался в Польской Народной Республике (завод ФСО в Варшаве). Эти машины несли марку "Варшава", многократно модернизировались, и за 23 года их изготовили 253000 штук.

"Победа" знаменовала новое направление в конструировании отечественных легковых моделей. Независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, несущий кузов, навеска дверей на передних петлях, высокий уровень комфорта (отопитель, радиоприемник), синхронизаторы в трехступенчатой коробке передач, понтонная форма кузова, капот аллигаторного типа, V-образное лобовое стекло - вот особенности этой модели.

В салоне ГАЗ-20 свободно располагались пять человек. При снаряженной массе 1460 кг наибольшая скорость ГАЗ-20 составляла 105 км/ч, разгон с места до 100 км/ч занимал 46 с, а расход топлива - 11 л/100 км.

Четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 2111 кубических сантиметров развивал мощность первоначально 50 л. с. при 3600 об./ мин., а после модернизации (ГАЗ-20В) - 52 л. с. при 3600 об./мин.

Габарит машины: длина 4665 мм, ширина - 1695 мм высота - 1640 мм, база -2700 мм, колея - 1362 мм.

"Победа" с успехом экспонировалась на международных выставках и ярмарках например, весной 1950 г. в Познани (ПНР), экспортировалась не только в социалистические страны, но и на западный рынок, в частности, в Финляндию и Бельгию. Английский журнал "Мотор", оценивая в 1952 г. нашу машину, отмечал "Это автомобиль исключительно русский... Самая сильная сторона "Победы" - способность работать на любых дорогах... На "Победе" не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда машина полностью нагружена".

Получившая мировое признание, энциклопедия Джорджано по истории автомобиля подчеркивает, говоря о "Победе", что эта машина характеризуется прочной конструкцией, которая призвана вынести все разнообразие дорожных условий и климата, встречающихся в Советском Союзе.


Журнал "Автомаркет"