ГАЗ 21 - классический русский автомобиль

У каждой нации есть свой, в некотором роде классический автомобиль, который отображает менталитет, те или иные "национальные" особенности данного народа. К примеру, "янки" ассоциируются с огромным тяжелым седаном, англичане - с немного чопорными Jaguar и Rolls-Royce, немцы - с "жуком" и разнообразными "мерсами", а французы - с экспрессивным Citroen. Конечно, и у жителей бывшего СССР есть такой, безусловно, "эпохальный" автомобиль. Автомобиль, который занимает почётное место в российском автомобилестроении и будет любим вечно. Имя ему - ГАЗ-21 "Волга".

"Двадцать первая" пришла на смену "Победе", революционному послевоенному советскому автомобилю, который называли "первым автомобилем без выступающих крыльев", хотя история знает немало других автомобилей с подобным кузовом, которые были сделаны раньше "Победы". Правда, к середине 50-х весьма стильный фастбек ГАЗ-М 20 успел основательно устареть, и поэтому конструкторами ГАЗа был разработан новый флагман "1/6 суши" - ГАЗ-21. Необходимо уточнить, что изначально "двадцать первая" проектировалась как автомобиль для начальства, правительственной номенклатуры, и в розничную продажу практически не поступала. Лишь явно выдающиеся учёные или космонавты могли приобрести "волжанку" в личное пользование. Остальные, то есть "простые советские граждане" довольствовались мотоциклами, "москвичиками", а чаще общественным транспортом, и на "двадцать первой" могли прокатиться лишь в качестве пассажиров такси. Около двадцати лет этот автомобиль был символом государственной власти и олицетворял "хрущевскую оттепель", а также свидетельствовал о техническом потенциале Советского Союза.

Волга ГАЗ-21Выглядела "двадцать первая" весьма стильно и современно. Даже сейчас "волжанка" впечатляет богатством форм, а что говорить о том, как она смотрелась в 1956 г. ГАЗ-21 - большой, динамичный по тем временам автомобиль с чарующим силуэтом и богатой отделкой. Для "двадцать первой" характерна определённая "осанка", то есть автомобиль будто бы приготовился к "взлёту", и передняя часть выше задней, а линия багажника плавно спадает к бамперу. Облик автомобиля насыщен дизайнерскими ухищрениями, множеством переходов и даже удивительно, как это возможно вообще! В отделке автомобиля использовался хром, причём в большом количестве, но это не сделало "волжанку" вульгарной, а, наоборот, придало "двадцать первой" богатства и элегантности.

Примечательно, что ГАЗ-21 выпускался в трёх основных вариантах, причём все варианты сменяли друг друга и не выпускались параллельно.

Итак, первый выпуск "двадцать первой" - ГАЗ-М-21Г. Автомобиль выпускался с 1956г. по 1957 г. Внешне "волжанка" этого поколения отличалась весьма умеренным дизайном, определенной формой передней колёсной арки и решеткой радиатора с хромированной звездой- символом СССР. В этом варианте "подфарники" отличались обтекаемой формой, а бампера были выполнены в стиле американских автомобилей начала 50-х. Любопытно, что водосточные желобки на "двадцать первой" этого образца доходили до заднего крыла (на более поздних они короче).

Технически "двадцать первые" этого поколения напоминали "Победу", но нижнеклапанный двигатель имел увеличенный рабочий объем и центральную систему смазки. Интересно, что для смазывания различных узлов и агрегатов водитель время от времени нажимал на специальную педаль и таким образом масло поступало "по назначению", а остатки выливались на дорогу. Конечно, теперь подобное устройство выглядит смешно, но тогда это считалось верхом совершенства и позволяло избегать такого печального явления, как "шприцевание" великого множества точек смазки.

"Волга" второго поколения называлась ГАЗ-М-21И и отличалась от первой формой передних крыльев, решеткой радиатора (овальные вертикальные прорези, чаще всего окрашена в цвет кузова), интересной формой никелированных ободов у фар, квадратными "подфарниками" и массивными, "фигурными" бамперами с мощными "клыками". Также интересно, что в этом варианте "двадцать первая" имела очень стильные задние фонари, а вместо стилизованной "чайки" над номерным знаком красовался весьма любопытный декоративный элемент с надписью "Волга". Примечательно, что впервые на советском автомобиле стали устанавливать "дистанционный омыватель ветрового стекла"- именно так это называлось в 1962г. и считалось большой роскошью даже для автомобиля этого класса. Главное, что именно в этом варианте на "двадцать первую" устанавливали накапотное украшение- знаменитую фигурку оленя - аналога "серебренной леди" на британских автомобилях. Этот факт должны учитывать коллекционеры, так как часто оленя можно увидеть на более поздних вариантах, что исторически неверно. Кстати, удивительно, но оригинальная фигурка оленя стоит около сотни долларов! Главное техническое отличие "двадцать первой" второго выпуска - верхнеклапанный двигатель мощностью 70 л.с.

Последний, и самый массовый выпуск "волжанок" - это модификация ГАЗ-М-21Л, которая внешне легко узнаваема по характерной облицовке с узкими просветами и множеством хромированных полосок сложной формы, которую в народе называли "китовый ус". Кроме этого, "рестайлинговая" М-21Л отличалась агрессивными "подфарниками" современной формы и новыми бамперами из двух частей, причем нижняя окрашивалась в цвет кузова. В этом варианте дизайн автомобиля в целом был строгим и лаконичным. Технически "двадцать первая" этого поколения интересна телескопическими амортизаторами, хотя более громоздкие рычажные работали лучше. Впоследствии "двадцать первая" третьего выпуска некоторым образом изменилась и получила обозначение ГАЗ-М-21Р(1965г.), но внешне это незаметно. Главное отличие - 80-сильный двигатель и большое количество модификаций.

"Двадцать первая" выпускалась и в так называемом "люксовом" исполнении (на экспорт). Главное внешнее отличие- хромированные детали отделки возле лобового стекла и накладки на крыльях, а верхом "крутизны" можно считать двухцветную окраску - правда, таких автомобилей выпущено очень немного.

Для коллекционеров наибольший интерес представляют редкостные модификации: например, М-21Е с гидромеханической трансмиссией, или, скажем, полно приводная "волжанка". Для нужд КГБ и ГОНов выпускали hot-модификацию с двигателем V8 от "Чайки", но такая "Волга"- очень редкостный раритет.

Интересно, что кроме седанов выпускались и очень стильные универсалы (М-22 и М-22В).

Внутри "двадцать первая" впечатляла простором, "диванами", стильным радио и часами, а также "космической" комбинацией приборов и красивым рулевым колесом цвета "слоновая кость".

"Двадцать первые" зарекомендовали себя как надёжные и неприхотливые автомобили, которые требуют регулярного ухода, но служат при этом невероятно долго. Некоторые автомобили ремонтируются исключительно с помощью "топора и какой-то матери" и при этом исправно "бегают" уже больше сорока лет!

Волга ГАЗ-21Немного грустно, но большинство из выпущенных 639 678 автомобилей в настоящее время представляют собой "последних из могикан" и находятся в плачевном состоянии. Лишь отдельные экземпляры находятся в действительно коллекционном состоянии, а некоторые, по сути уникальные автомобили до сих пор окрашены заводской эмалью! Также печально, что многие любители и владельцы "двадцать первых" плохо ориентируются в модификациях и поэтому их "волжанки" не аутентичны, так как часто можно увидеть "двадцать первую", в отделке которой соседствуют детали от автомобилей первого, второго и третьего выпусков...

Любопытно, что родные кузовные детали ржавеют очень неохотно, но после неквалифицированного ремонта феноменальная стойкость к коррозии исчезает.

На "двадцать первых" ездили знаменитые люди СССР: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Майя Плисецкая, Юрий Никулин, и, конечно же, киногерой Юрий Деточкин. Этим ещё раз подчеркивался факт недоступности и дороговизны автомобиля (цена в 1961г.- 5100 руб.), хотя для "простых смертных" существовала возможность выигрыша в лотерею, но в это мало кто верил...

В конце 80-х тысячи "волжанок" в люксовом исполнении вернулись на историческую родину (в западные регионы СССР) из социалистических стран (ГДР, Чехия). Надо сказать, что автомобили эти находились в идеальном состоянии, так как последние лет десять они не эксплуатировались, а лишь хранились практичными владельцами "про запас". Таким образом, за небольшие деньги можно было купить удивительно сохранившийся автомобиль, но судьба многих из них печальна, так как они попали в руки не коллекционеров, и исполняли роль банального транспортного средства.

"Двадцать первая" до сих пор популярна и любима: в России даже создан "Клуб владельцев Волги ГАЗ-21", в который входят около 300 автовладельцев, но ежедневная эксплуатация "волжанки" в роли утилитарного транспортного средства выглядит нелогично, так как автомобиль действительно раритетный. ГАЗ-М-21 - настоящий "символ эпохи развитого социализма", и нечто мощное и одновременно трепетно-ностальгическое присутствует в образе "двадцать первой"...


История модели

10.1956

ГАЗ-М-21Г - "Волга со звездой"
ГАЗ-М-21А - "такси" первого поколения

1958

ГАЗ-М-21И - "акулья пасть"
ГАЗ-М-21К - "экспортный люкс"

1962

ГАЗ-М-21Л - "китовый ус"
ГАЗ-М-21Т - "такси"
ГАЗ-М-21М - экспортная

модификация М-22 с кузовом "универсал"

1965

ГАЗ-М-21Р - последняя модернизация "двадцать первой"
ГАЗ-М-22В - универсал
ГАЗ-М-23 - двигатель V8 и усиленная подвеска
ГАЗ-М-22Б - скорая помощь

07.1970 - прекращение выпуска ГАЗ-21, выпущено 639 678шт.


Автор неизвестен.