И "Чайки" закончен полет

Давным давно на Горьковском автомобильном заводе готовились к очередному празднику Великой Октябрьской Революции. По традиции завод должен был подарить партии подарок. Им должна была стать первая партия новых автомобилей большого класса "Чайка". Но судьба этого ценного подарка оказалась сложной, почти трагической.

В декабре 1976-го с конвейера сошла "Чайка". Это была шикарная машина, единственная по стране выкрашенная в темно вишневый цвет. Ездить на ней мог только сам господь бог или, по крайней мере, генеральный секретарь. Впрочем, в то время эти два понятия совпадали. "Чайка" была подарена на 70-летний юбилей большого автолюбителя Леонида Ильича Брежнева. Но судьба уготовила для это машины недолгую жизнь. Рожденная к юбилею одного "коммуниста № 1 планеты", она попала под горячую руку другого "коммуниста № 1" - Михаила Сергеевича Горбачева. Во время перестройки и борьбы с привилегиями она была "показательно" уничтожена. Машину не просто сняли с производства - была разрушена вся технологическая оснастка.

Чайка ГАЗ-13 Автомобиль это прежде всего лицо эпохи. В середине 60-х "Чайка" ГАЗ-13 смотрелась как что-то чуждое. Ее помпезная внешность отлично смотрелась на фоне шпилей знаменитых московских "высоток" и прочих "излишеств" сталинского "барокко", но никак не вписывалась в улицы с блочными пятиэтажками или стеклянно-бетонными параллелепипедами спальных районов. Когда партия прониклась этой идеей в Горький полетела телеграмма с лаконичным: "Закрыть производство!"

К тому времени на ГАЗе конструкторы вывели некую "классическую" схему, по которой неизбежно изготовление трех серий опытных образцов. Первая - чтобы узнать, как не надо делать; вторая - чтобы узнать, как надо делать; третья - чтобы сделать как надо. И "Чайка" прошла все эти стадии по полной программе.

В первой серии 1967 года выяснилось, что кузов новой формы с шасси старой компоновки никак не сочетается: при низкой крыше высокий капот, накрывающий двигатель, установленный по- старому, нарушал главные пропорции автомобиля. Это не смотря на то, что над дизайном работал Лев Еремеев, рисовавший знаменитые ЗИМ и "Волгу" ГАЗ-21. Низкая посадка водителя и пассажиров требовала радикального увеличения колесной базы.

Образцы второй серии имели уже увеличенную по сравнению с ГАЗ-13 колесную базу и колею - на 200 и 50 мм. Высоту капота ограничили одним метром. И "Чайка" нашла наконец свое лицо. Нарисовал его Станислав Волков, тогда еще недавний выпускник художественно промышленного училища им. Мухиной. Именно на долю второй серии выпали дорожные и стендовые испытания. Тогда еще не было ни расчета прочности кузова методом конечных элементов, ни компьютерных симуляторов испытаний. Зато новенькие дороги Дмитровского полигона "Чайки" просто пролетали. Зато на горных трассах Кавказа "Чайка" превращалась в огромного неповоротливого зверя и изрядно калечилась. Доставалось всем - и двигателю, и трансмиссии, и тормозам, и подвеске, и колесам. Правда, режимы движения были не совсем штатными. Например, при скоростных спусках с перевала Ай Петри в Крыму шины на поворотах подворачивались так, что стирались об асфальт белые полоски на боковинах. Дома "Чайку" ждала дальнейшая доработка. И через год эта же трасса была пройдена без жертв...

Чайка ГАЗ-14 Новая "Чайка" стала автомобилем большого класса не только по типу, но и по существу. Причем в ней не было использовано ничего сверхоригинального. Просто путем удачного сочетания известных узлов, мы получился солидный автомобиль с внушительным внешним видом, но не такой громоздкий и тяжелый, как аналогичные лимузины вроде "Линкольна", "Кадиллака" или отечественного ЗИЛа. ГАЗу-14 были присущи и легкость, и динамичность: разгона до 100 км/ч за 15 с и скорости 175 км/ч для семиместного автомобиля было тогда вполне достаточно. Кроме всего новая "Чайка" была очень комфортабельной. Мягкая подвеска и огромные шины сглаживали даже крупные дорожные неровности, а большая колесная база длинного автомобиля с просторным кузовом, покоящимся на мощной раме, делала езду очень плавной и бесшумной, превращая поездку в особое удовольствие. "Чайка" будто бы летела над дорогой. Представительский лимузин стал полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. На "Чайке" первой из легковых машин ГАЗа появились передние дисковые тормоза. Укоренились на массовых моделях фароочистители струйного типа, гнутые цилиндрические боковые стекла, энергопоглощающая обивка кузова из пенополиуретана. А вот бесшкворневая передняя подвеска, гидромеханическая трансмиссия так и остались уделом мелких серий. По тем временам машина была весьма насыщена электрической и электронной аппаратурой. Электродвигателей от стартера до магнитолы насчитывалось семнадцать штук. Салон обогревался тремя отопителями, включенными в систему охлаждения двигателя. Внутренняя и внешняя отделка автомобиля выдавала его элитарный характер. "Чайку" красили только в черный цвет, а обивка салона могла быть либо бежевой, либо серо-зеленой.

Существовал и вариант "кабриолет". Один такой экспонат хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных - на таких "Чайках" принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.

Всего было выпущено 1120 "чаек" второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена.

Несколько лет назад на техсовете ОАО "ГАЗ" обсуждались возможности реанимации производства "Чаек". Но, к сожалению, автомобиль, даже самый хороший, - это не Храм Христа Спасителя, чтобы возрождать его любой ценой. Полет "Чайки" прервался, политика подрезала ей крылья.


Источник: АвтоНН