К тому времени в Лондоне, Берлине в других европейских городах автобусное сообщение уже было не в новинку, наших же пассажиров обслуживали извозчики и трамваи.
Летом 1907 года в Петербурге состоялась международная автомобильная выставка. Тогда же, 9 июня несколько автобусов, экспонаты этой выставки, 2 раза прошли по Невскому проспекту. Восторг горожан не разделили местные власти, и это событие вскоре забылось.
В то же время на одной из северных окраин России — в Архангельске инженер Н. Белый получил от городской управы концессию на автобусное движение в городе сроком на восемь лет.
Почему же именно в Архангельске, городе еще не знавшем в то время автомобилей, возник проект использования автобуса для внутригородских перевозок? Ответ, в общем, простои. Один из крупнейших морских портов России, Архангельск вытянулся вдоль берегов Северной Двины на несколько километров, и дальние поездки по городу на извозчиках обходились чрезвычайно дорого.
В начале июля 1907 года по железной дороге в Архангельск был доставлен первый автобус немецкой фирмы НАГ, такой же экспонировался на выставке в Петербурге. Машина была рассчитана на 16—25 пассажиров и весила около 6 тонн. Мощность двигателя составляла 24—26 л. с.
В первый же день НАГ проломил деревянные мостики у аптеки Борольницкого, вб дворе которой была устроена для него стоянка. По оптимистическим прогнозам она предназначалась в будущем для целой «эскадры» автомобилей.
19 июля газета «Архангельск» сообщила: «Автомобильное движение официально открыто вчера. Пробежавший по Троицкому проспекту автомобиль был особенно шумно встречен жителями Кузнечихи... с появлени
ем на улицах города автобусов не только мальчишки, но... и почтенные отцы семейств... буквально преследовали автомобиль, горя восторженным желанием скорее «прокатиться»...
Вскоре появились первые правила пользования автобусом и твердое расписание его движения по установленному маршруту. Тогда же были введены таблички с указанием остановок. Первоначальный маршрут шел практически через все правобережье Архангельска, проезд на автобусе обходился в семь-восемь раз дешевле, чем на легковом извозчике.
К тому времени первыми «жертвами» автобуса стали металлические крышки водопроводных колодцев, которые он глубоко продавливал своими колесами, часто повреждались пневматические шины. Это прекратилось с постройкой специальной мостовой.
Второй автобус доставили в Архангельск тем же путем 17 сентября 1907 года, и с 20 сентября он уже начал курсировать по городу.
Эта машина была предназначена для перевозки только 11—15 пассажиров, и ее масса не превышала 4 тонн. По многочисленным просьбам пассажиров в праздники и в дни представлений в городском театре, которые заканчивались в начале первого часа ночи, время работы автобусов продлили, правда, перевозили они пассажиров за увеличенную плату.
Судьба, к сожалению, не оказалась благосклонной к этим автомобилям. В ночь на 14 октября 1907 года они сгорели во время пожара. Однако уже к концу октября в Архангельск прибыли другие автобусы, которыми заменили сгоревшие.
Лишь спустя четыре месяца после открытия автобусного движения в Архангельске, 11 ноября 1907 года начались регулярные рейсы автобусов в Петербурге, а летом 1908 года — в Москве.
И. ГОСТЕВ г. Архангельск