Начало положил Архангельск- история первого автобуса

Больше 100 лет назад в России появился первый автобус в качестве общественного транспорта.

К тому времени в Лондоне, Берлине в других европейских городах автобусное со­общение уже было не в новинку, наших же пассажиров обслуживали извозчики и трамваи.

Летом 1907 года в Петербурге состоя­лась международная автомобильная выстав­ка. Тогда же, 9 июня несколько автобусов, экспонаты этой выставки, 2 раза прошли по Невскому проспекту. Восторг горожан не раз­делили местные власти, и это событие вскоре забылось.

В то же время на одной из северных окраин России — в Архангельске инженер Н. Белый получил от городской управы концессию на автобусное движение в городе сроком на восемь лет.

Почему же именно в Архангельске, городе еще не знавшем в то время автомоби­лей, возник проект использования авто­буса для внутригородских перевозок? Ответ, в общем, простои. Один из крупнейших морских портов России, Архангельск вытя­нулся вдоль берегов Северной Двины на несколько километров, и дальние поездки по городу на извозчиках обходились чрезвы­чайно дорого.

В начале июля 1907 года по железной дороге в Архангельск был доставлен первый автобус немецкой фирмы НАГ, такой же экспонировался на выставке в Петербурге. Машина была рассчитана на 16—25 пас­сажиров и весила около 6 тонн. Мощность двигателя составляла 24—26 л. с.

В первый же день НАГ проломил дере­вянные мостики у аптеки Борольницкого, вб дворе которой была устроена для него стоянка. По оптимистическим прогнозам она предназначалась в будущем для целой «эскадры» автомобилей.

19 июля газета «Архангельск» сообщила: «Автомобильное движение официально от­крыто вчера. Пробежавший по Троицкому проспекту автомобиль был особенно шумно встречен жителями Кузнечихи... с появлени

ем на улицах города автобусов не только мальчишки, но... и почтенные отцы се­мейств... буквально преследовали автомо­биль, горя восторженным желанием скорее «прокатиться»...

Вскоре появились первые правила поль­зования автобусом и твердое расписание его движения по установленному маршруту. Тогда же были введены таблички с указа­нием остановок. Первоначальный маршрут шел практически через все правобережье Архангельска, проезд на автобусе обходился в семь-восемь раз дешевле, чем на легковом извозчике.

К тому времени первыми «жертвами» автобуса стали металлические крышки водо­проводных колодцев, которые он глубоко продавливал своими колесами, часто по­вреждались пневматические шины. Это пре­кратилось с постройкой специальной мо­стовой.

Второй автобус доставили в Архангельск тем же путем 17 сентября 1907 года, и с 20 сентября он уже начал курсировать по городу.

Эта машина была предназначена для пе­ревозки только 11—15 пассажиров, и ее масса не превышала 4 тонн. По многочис­ленным просьбам пассажиров в праздники и в дни представлений в городском театре, которые заканчивались в начале первого часа ночи, время работы автобусов продлили, правда, перевозили они пассажиров за уве­личенную плату.

Судьба, к сожалению, не оказалась бла­госклонной к этим автомобилям. В ночь на 14 октября 1907 года они сгорели во время пожара. Однако уже к концу октября в Архангельск прибыли другие автобусы, которыми заменили сгоревшие.

Лишь спустя четыре месяца после откры­тия автобусного движения в Архангельске, 11 ноября 1907 года начались регуляр­ные рейсы автобусов в Петербурге, а летом 1908 года — в Москве.

И. ГОСТЕВ г. Архангельск