ПРЕССА НА КОЛЕСАХ -очерк о первых автомобильных журналах.

Как мы уже знаем, пресса, а вер­нее, один из ее представителей, был "прямым виновником" появления самохода в России. Не осталась она равнодушной и к дальнейшей судьбе этого "гадкого утенка". На страни­цах газет и журналов стали появ­ляться материалы, рассказывавшие о распространении нового средства передвижения, прогнозы на буду­щее, восторженные отзывы о его возможностях, а одновременно с этим и нападки. Были в России и журналы, довольно объективно оце­нивавшие новшество и пророчив­шие ему большое будущее. Боль­шинство из них занималось популя­ризацией спорта во всех его видах, а автомобилизм виделся тогда прежде всего как спорт. Потому-то спортив­ная пресса и выделяла место на сво­их страницах для "новостей автомо­билизма". Поскольку литература эта была достаточно самобытной и интересной, то необходимо расска­зать и о ней самой. Впервые неболь­шие заметки по автомобильному де­лу стали появляться в журнале "Ве­лосипед и речной яхт-клуб". Мес­том его издания была Москва, а ре­дактором — СП. Яновский. Жур­нал выходил 3 раза в месяц на про­тяжении нескольких лет, правда, за это время он неоднократно менял название. Сначала на "Велосипе­дист", а затем стал именоваться "Велосипедный спорт". Велосипед был его основной темой, но находи­лось место и для парусного, гребного и "конькового" видов спорта, счи­тавшихся тогда основными, наряду с атлетикой, гимнастикой и борь­бой. Главной целью издания, со­гласно заявлению редакции, было "ознакомление спортсменов с исто­рией спорта в России и с современ­ным его состоянием". Судя по отзы­вам современников, это удалось. Из материалов "Велосипедиста" чита­тели узнавали о соратниках по увле­чениям, живущих в других городах, о биографиях наиболее выдающих­ся деятелей российского спорта.

Издание просуществовало до конца 1895 года. В последнем номе­ре была помещена прощальная статья. О причинах прекращения журнала теперь можно только дога­дываться, так как о них в той статье не упоминалось. Журнал был неиз­меримо выше своего основного кон­курента — журнала "Циклист", и его исчезновение вызвало недоуме­ние не только среди подписчиков, но и среди спортсменов. Поговаривали даже, что редактор его СП. Янов­ский "выказал себя настолько джентльменом, немного даже Дон-Кихо­том порядочности", что не захотел переходить дорогу только что наро­дившемуся "Циклисту".

Одновременно с московским "Велосипедистом" в Петербурге из­давался свой журнал — "Велоси­пед", редактором-издателем кото­рого был В.Э. Сакс, а затем его на этом посту сменил Г.Т. Назаров, ко­торый в свое время уступил место И. А. Богельману. Через четыре года после своего рождения журнал был избран Обществом велосипедистов-туристов С.-Петербурга своим офи­циальным органом. Исходя из но­вых интересов, издание освещало в основном не велогонки, а туристи­ческие поездки на велосипедах, имело "довольно солидный" техни­ческий отдел. Все это позволило в короткие сроки завоевать уважение подписчиков. Но постепенно редак­ция увлеклась "бизнесом", и отно­шение к журналу сильно перемени­лось. Дело в том, что при журнале открылся склад велосипедов, каче­ство которых оставляло желать луч­шего, но, поскольку в деле присут­ствовал коммерческий интерес, журнал был вынужден помещать на своих страницах рекламу этих вело­сипедов. Отсюда потеря доверия и, соответственно, падение спроса. В 1898 году журнал, просуществовав семь лет, закрылся, несмотря на по­пытки петербургских спортсменов продолжать издание.

Но с исчезновением с горизонта "Велосипеда" петербургские спорт­смены не остались без журнала. С 1894 года там выпускался еще один — "Самокат". Название было при­думано издателем А.И. Орловским. Поначалу он выходил еженедельно по средам и годовая подписка стоила 4 рубля. Но уже во второй год "Са­мокат" стал выходить по субботам, а еще через год изменилась и цена: журнал подорожал до 5 рублей. Из­давался "Самокат" при магазине А.И. Орловского, специализировав­шегося на продаже велосипедов. Нужно сказать, что история нашей спортивной печати тесно связана с торговыми предприятиями, распро­странявшими по стране новинки техники — велосипеды, мотоцик­летки, автомобили и запчасти к ним. "Самокат" в этом смысле — одна из первых ласточек. Впослед­ствии ситуация, когда та или иная фирма в рекламных целях издает свой "спортивный" журнал, стала обычной и многие журналы, посвя­щенные техническим видам спорта и туризму во всех его проявлениях издавались с целью рекламы. Впро­чем, реклама — рекламой, а дело — делом, а потому в журнале помеща­лись материалы и по велотуризму, описывались маршруты, давался перечень торговых заведений, ре­сторанов и гостиниц во всех городах России, в которых для велотуристов делались скидки с цены на товары, услуги и продукты. Скидки были-разными, но, как правило, не меньше 10%. Оказывается, суще­ствовала договоренность в общего­сударственном масштабе между любителями велосипеда (среди ко­торых было немало торговцев, вла­дельцев гостиниц и ресторанов) о том, что коллеги по увлечению, со­стоящие в велосипедных обще­ствах различных городов империи, могут пользоваться гостеприимст­вом своих соратников за значи­тельно меньшую плату, чем про­чие смертные.

Впрочем, вернемся к "Самока­ту". Он просуществовал долго, правда, А.И. Орловский вскоре пе­редал издание своим сыновьям П.А. и Н.А. Орловским. С 1902 года в подзаголовке журнала появилась фраза "Еженедельный иллюстриро­ванный журнал всех видов спорта и усовершенствованных способов пе­редвижения". С этого времени в нем стала появляться информация не только о велопоездках братьев Ор­ловских и состязаниях велосипеди­стов, но и об автомобильных и воз­душных состязаниях, гонках на мо­торных лодках и т. д. А с 1907 года журнал стал называться "Автомо­бильное дело". Связано это не только с увлечением издателей ав­томобилизмом, но и с тем, что ав­томобиль стал, во всяком случае в столице, явлением обычным, а ав­томобильных изданий в стране бы­ло мало.

Помимо чисто журналистской деятельности, редакция "Самока­та" организовывала и автомобиль­ные состязания, получившие назва­ние "Приз журнала "Самокат". Со­ревнования пользовались популяр­ностью среди петербургских спорт­сменов и проводились несколько раз в конце прошлого — начале нынеш­него века. Постепенно журнал хи­рел, информация, помещаемая в его номерах, бывала все менее и менее актуальной, зато появля­лось множество фельетонов. В ко­нечном итоге он уже не смог кон­курировать с новыми, жизнеспо­собными изданиями.

Заря XX столетия ознаменова­лась появлением целого ряда специализированных автомобильных из­даний, но до этого сведения о разви­тии автомобилизма в России и за ру­бежом можно было по-прежнему черпать в таких журналах, как "Циклист", "Спорт", и ряде дру­гих, о которых и пойдет речь далее.

"Циклист" родился в 1895 году и обязан своим названием велосипеду, который на французском языке назывался "бисеклет", а по-английски — "байсикл". Сначала он выходил, подобно многим своим собратьям, еженедельно по субботам. Редактором состоял Д. Голомзин, а издателем — И. Липскеров. При этом годовая подписка стоила 5 рублей, а читатели имели 50 номеров в год. На третьем году своего существования издание стало выходить каждый день, исключая праздничные, но подписная цена оставалась прежней. Выдержать взятый темп было довольно-таки сложно, а потому уже через год журнал опять сделался еженедельником. На его страницах мирно уживались отчеты о соревнованиях, фельетоны, карикатуры и т. д. С финансовой точки зрения издание имело могущественного покровителя — газету "Новости дня", издатель которой — И.Я. Липскеров был и издателем "Циклиста". Одновременно с русским "Циклистом" возник и его варшавский тезка " Cyclista ", правда, его первый номер вышел только в сентябре того же года. Естественно, что печатался он на польском языке и посвящался в основном новостям спорта в Царстве Польском и прилежащих регионах. Поначалу его редактировал Ф. Карпинский, а затем, с 40-го номера четвертого года издания, редактором стал В. Орловский. Велосипед, автомобиль, конские состязания и другие виды спорта — вот темы его материалов. Постепенно журнал стал крениться в сторону бегов, да и издаваться он стал в виде длинной и узкой книжки, наподобие карманных записных. Для скачек же издание, по словам современников, "было незаменимо, так как давало в качестве приложений программы бегов, портреты лошадей-фаворитов и наездников". Просуществовал журнал до декабря 1906 года, когда редакция, поместив прощальную статью, сказала "довидзения" сво­им читателям.

С 1897 года в Москве издавался "Вестник Московского Общества Велосипедистов-Любителей", вы­ходивший дважды в неделю. Изда­тель был коллективный — Московское Общество Велосипедистов-Лю­бителей, а редактором состоял П.К. Прянишников. Своим появле­нием "Вестник" был обязан ссоре МОВЛ с редакцией "Циклиста", по­сле которой оно решило обзавестись своим органом и распространять его нетолько в России, ной за границей. Современники говорили, что "жур­нал был довольно интересен. Он да­вал очень много сведений и порядочное число иллюстраций", но к 1900 году он "скончался".

Рубеж веков ознаменовался ши­роким распространением спорта не только в столицах, но и по всей стра­не. В связи с этим соответствующие журналы появляются и в других го­родах. Так, например, в 1898 году в Киеве издавался свой журнал "Спорт". Редактировал его В.И. То-карский, годовая подписка стоила целых 10 рублей, правда, выходило это издание два раза в месяц. Поя­вившись под названием "Спорт", журнал через год сменил его на "Спортсмен", а затем на "Иллюст­рированный спорт". Журнал этот ознаменовал собой открытие новой эры в спортивно-издательском деле. До него спортивная пресса не пре­тендовала на какую-либо роскошь, а вот "Спорт" приблизился к типу заграничных роскошных изданий. Печатался он на хорошей бумаге, с высококачественными иллюстра­циями. Сначала основной темой его публикаций были бега и все к ним относящееся, но постепенно появи­лись материалы и по другим видам. Особенно информативным был в "Спорте" отдел хроники. Совре­менники утверждали, что по этой части он мог дать фору и "Цикли-сту", и "Самокату". Одно время журнал даже переехал в первопре­стольную , но вдруг неожиданно за­крылся, несмотря на успех у читате­лей. Как выяснилось позже, причи­ной этого был случай с помощником редактора — известным в Москве конным спортсменом, который по­пался на растрате казенных денег, и, хотя факт растраты не имел к журналу никакого отношения, все-таки он бросал на него некую тень. Этого оказалось достаточно, чтобы издание полностью прекратилось. В 1905 году была сделана попытка возродить журнал на его родине — в Киеве под редакцией К. П. Гром-ницкого. В новом издании большая часть была посвяшена конному спорту, атлетике, автомобилю, но, к сожалению, почти исчез отдел хро­ники. В 1906 году журнал уже не выходил.

Но Московское Общество Вело­сипедистов-Туристов не могло сми­риться с тем, что, расставшись с "Циклистом", оно осталось без пе­чатного органа. Чтобы поправить положение, в 1899 году оно начало издание под названием "Русский турист", редактором которого стал П. А. Афанасьев. Издание было еже­месячным, объемом в 32 страницы. Посвящалось оно, конечно же, пу­тешествиям на велосипеде, пешком, на автомобиле и даже на поезде. Да­вались описания поездок и различ­ных местностей, интересных сточки зрения туристов. Был в журнале и отдел фотографии, где не только приводились снимки наиболее из­вестных достопримечательностей, но и давались советы по технике съемки. Журнал существовал не­сколько лет, поражая читателей своим довольно высоким профес­сиональным исполнением и каче­ством материала.

Последний год девятнадцатого столетия принес любителям спорта новый журнал, который оказался тезкой своего киевского предшест­венника, о котором говорилось вы­ше. Местом его рождения стал С.­Петербург, а "отцом-основателем" смело можно назвать А. П. Нагеля, который числился и редактором-из­дателем. Поначалу новый "Спорт" больших претензий не имел, но, как писали современники, "имел много знающих сотрудников, издавался по-любительски, но весело, давал много сведений и иллюстраций". Редактор издания Андрей Платоно-вич Нагель имел склонность к авто­мобилизму и не скрывал се от своих читателей. На страницах его "Спор­та" можно было отыскать подроб­нейшую информацию обо всех ма­ло-мальски значительных событиях в автомобильном мире России и за­границы. Все это великолепие чита­тели могли получать еженедельно и всего за 3 рубля в год. С 1902 года "Спорт" стал редактировать Г.А. Дюпперон, но никаких сущест­венных изменений в журнале не произошло, если не считать увели­чения формата издания и того, что годовая подписка подорожала на рубль. В 1904 году журнал перешел к новому редактору, но продержал­ся только до апреля и потом пере­стал выходить. С января 1907 года издание возобновилось, но наиболь­шее внимание уделялось уже атле­тике, борьбе, конькам и другим ви­дам спорта. Имелись, правда, спе­циальные разделы автомобилизма и воздухоплавания. В 1908 году жур-

 

 

нал был одним из немногих русских изданий, которые регулярно осве­щали автомобильный пробег из Нью-Йорка в Париж, высказыва­ясь, впрочем, с изрядной долей скептицизма по поводу его резуль­татов. Однако, несмотря на свой скепсис, подавал довольно объек­тивную информацию о пробеге, че­го, к сожалению, нельзя сказать о многих из его коллег.

В том же году, что и "Спорт", начал свою карьеру рижский жур­нал " AlgemeineSportzeitung ", выхо­дивший в издательстве А. Гроссета на немецком языке, но он оказался изданием-однодневкой, а вернее — "одногодкой", так как приказал долго жить уже в следующем году. Одновременно в Риге выходил и " Union ", издававшийся одноимен­ным обществом. Журнал планиро­вался как ежемесячный, но выходил "замечательно неаккуратно" и за­частую поздравления с Рождеством его подписчики получали на Пасху.

Наконец, в 1902 году Россия пол­учила свой "вполне специализиро­ванный" автомобильный журнал "Автомобиль", в подзаголовке ко­торого значилось, что это единст­венный в России орган автомоби­лизма. Журнал был оригинален хо­тя бы тем, что поначалу высылался бесплатно всем автомобилистам в Петербурге. Его редактором-изда­телем был все тот же неутомимый Андрей Нагель, которому удалось-таки совместить в "Автомобиле" оба свои увлечения — журналистику и автомобилизм. Решение издавать автомобильный журнал было для Нагеля поистине соломоновым, так как со временем его детище превра­тилось в одно из самых уважаемых и стабильных тематических изданий в стране.

Во вступительной статье, опуб­ликованной в первом номере, от ли­ца редакции было заявлено, что "издание данного журнала — дань необходимости и цель редакции за­ключается в пропаганде автомоби­лизма на русской почве". Нужно сказать, что автомобилизм пони­мался достаточно широко и матери­алы "Автомобиля" часто были по­священы и мотоциклеткам, и аэроп­ланам, и моторным лодкам, т. е. практически всем известным само­движущимся аппаратам, двигав­шимся по суше, воде и воздуху. По­началу формат издания был неболь­шим, а объем — всего 8 страниц, но имелись иллюстрации, реклама. Журнал был еженедельным, но по­том стал двухнедельным. Со второго года издания "Автомобиль" пере­стали высылать даром, так как он завоевал себе определенное имя в среде интересующейся публики России. В немалой степени этому способствовало устройство редак­цией автомобильных соревнований на приз журнала. Да и сам он менял­ся с годами в лучшую сторону. Статьи, носившие поначалу полу­рекламный характер, становились все серьезнее, охватывали уже не только чисто технические аспекты автомобилизации страны, но и ас­пекты правовой защищенности лю­бителей нового вида передвижения, в нем печатались документы и пра­вительственные распоряжения, ка­савшиеся владельцев самодвигате­лей, правила езды на автоматиче­ских экипажах, воспоминания из­вестных спортсменов о минувших днях начального этапа автомобили­зации, отечественные и зарубежные новости автомобилизма. В общем, вполне можно согласиться с таким мнением: "журнал ведется очень хорошо и интересно для любителей и автомобилистов-техников". Нуж­но добавить — и для нас, потомков, так как он, будучи в свое время од­ним из крупнейших автомобильных изданий России, представлял и мно­гие автомобильные общества, не только столичные, но и периферий­ные, сообщая об их деятельности. Благодаря этому сейчас, просмат­ривая издание, можно составить представление об истории распрост­ранения самодвигателей в России.

Говоря об "Автомобиле", нельзя не сказать и о той организаторской работе, которую вела его редакция. Ведь именно сюда обратились фран­цузы с предложением устройства П ервой Международной автомо­бильной выставки в Петербурге в 1907 году. Да и сама выставка состо­ялась во многом благодаря активно­сти А.П. Нагеля и его сотрудников.

Кстати, о сотрудниках. В журна­ле в разное время работали талант­ливые журналисты, под пером кото­рых автомобиль из "гадкого утенка" превращался в прекрасную птицу, способную на большие дела. Среди них главную роль играл, конечно же, сам Андрей Платонович — пре­красный автомобилист, спортсмен и талантливый журналист, умевший весело и непринужденно изобразить подчас трудное и опасное автомо­бильное путешествие по русскому бездорожью или по хорошим, но все-таки чужим, заграничным доро­гам. Сотрудничал с "Автомобилем" и другой водитель-журналист —

В. Михайлов. Он оставил на страни­цах любимого журнала свои воспо­минания о "детском периоде" авто­мобиля в России. О том времени, когда самоходы, мчась со скоростью до 50 верст в час, покрывали рассто­яние от Москвы до Петербурга в тридцать с лишком часов, без оста­новок для отдыха. И это казалось удивительным достижением. Печа­тал журнал и корреспонденции П. Беляева, А. Ефрона идругих "от­цов-основателей" русских автомо­бильных обществ. Не раз он высту­пал и застрельщиком разного рода состязаний: учреждал призы, имел свои стенды на всех автомобильных выставках, проводившихся в стра­не. Ценили его и за границей. Во всяком случае подписываться на "Автомобиль" считалось хорошим тоном в Германии и Франции сре­ди членов автоклубов.

Просуществовало это издание вплоть до самой Октябрьской рево­люции.

В начале XX века появляются га­зеты и журналы по разным видам спорта — атлетике, зимним видам, гимнастике, парусному спорту, скачкам и, конечно же, автомобиль­ные и воздухоплавательные изда­ния. Поведать обо всех подробно не просто, а потому в дальнейшем ог­раничимся только теми журналами, которые рассказывали своим чита­телям об автомобилизме во всех его ипостасях — на воде, на земле и в воздухе.

Итак, вторым журналом подо­бного рода стал почти тезка питер­ского "Автомобиля" — московский "Автомобилист". Он начал свою жизнь значительно позже — в 1908 году, но это не помешало ему до­биться популярности, сравнимой с популярностью своего "старшего брата". Скорее всего, оба журнала существовали на конкурентных на­чалах, и это не только не вредило им, но, пожалуй, еще и держало "в тону­се" обе редакции. Вскоре страницы "Автомобилиста" тоже украсились эмблемами русских клубов, которые почли необходимым посчитать его своим официальным рупором.

Выходил "Автомобилист" каж­дые две недели, таким образом на его страницах всегда содержалась довольно свежая информация о со­бытиях. Годовая подписка стоила 5 рублей. Редактором-издателем был В. Алексеев. Конечно же, в первую голову издание оповещало о москов­ских новостях, рекламировало про­дукцию московских фирм. Реклама была одним из источников дохода, и потому она — частый гость на стра­ницах "Автомобилиста". Правда, "Автомобиль" ему по этой части до­гнать не удалось. Но Петербург и Москва, хотя и были столицами, не могли сосредоточить в себе всех лю­бителей нового вида спорта, а пото­му другие города, в которых име­лись автоклубы, стали издавать ме­стные журналы. Так, в Киеве неко­торое время выходил "Автомобиль­ная жизнь и авиация", а в Одессе — "Южный автомобилист". Но нача­ли издаваться они довольно поздно — только в конце 1913 — начале 1914 года и просуществовали недол­го, так как началась мировая война и, как всегда в таких случаях, жур­налы пришлось закрыть. Оба жур­нала представляли интересы соот­ветственно Киевского Автомобиль­ного Клуба и Одесского Автомо­бильного Общества, а потому печа­тали в основном местную информа­цию, перепечатывая иногда статьи из "Автомобиля" или "Автомобили­ста". Помимо автомобильных дел, редакции занимались и освещением проблем и достижений воздухопла­вания и авиации, помещали статьи о выставках, полетах, соревновани­ях. И все-таки провинциальная пресса не шла ни в какое сравнение со столичной. Здесь "околоавтомо­бильных" изданий становилось все больше и больше. Некоторые прика­зывали долго жить сразу же после выхода пробного номера, как это случилось, например, с журналом "Автомобильные новости", первый и последний раз увидевшем свет в Москве в 1911 году. Журнал пыта­лись издавать при крупнейшем мос­ковском торговом доме, имевшем автомобильный бизнес, — "Марк и К °", правление которого располага­лось на Большой Дмитровке. Содер­жание соответствовало идее рекла­мы фирмы. Гораздо более жизнеспо­собным оказался земляк "Автомо­бильных новостей" — "Автомобиль и воздухоплавание".

Между прочим, его редактором в воздухоплавательном отделе был не кто иной, как профессор Н.Е. Жуковский. Благодаря ему и другим энергичным сотрудникам журнал сделался популярным и пользовался достаточным уваже­нием подписчиков в 1911—1912 го­дах, т. е. на протяжении времени своего существования.

Но рекордсменом по количеству автомобильных журналов был все-таки Петербург. Кроме уже перечис­ленных , там выходила еще "Автомо­бильная жизнь" (1908-1909 годы).

Редактором состоял все тот же Анд­рей Нагель. Судьба журнала нео­бычна. Мы о нем уже говорили, так как поначалу он назывался "Спорт", затем "Автомобильная жизнь и спорт" и, наконец, просто "Автомобильная жизнь", далее — "Аэро и автомобильная жизнь", но это уже в 1910 году. Похожее назва­ние — "Автомобильная жизнь" но­сило и приложение к "Автомоби­лю", регулярно выходившее в 1913 — 1914 годах. "Аэро и автомобиль­ная жизнь" выходил 2 раза в месяц вплоть до 1914 года и закрылся в связи с началом войны. Редактиро­вал журнал совместно с Нагелем П.М. Стабинский.

Тринадцатый и четырнадцатый годы подарили и еще один петербур­гский журнал того же профиля — "Мотор". Выходил он ежемесяч­но. В выпуске принимала участие компания инженеров, автомоби­листов, журналистов. В нее вхо­дили Б.Н. Воробьев, А.А. Куров, A . M . Пашкевич. Правда, вышло всего 4 номера, но зато "роскош­ных", ведь обложка издания была отпечатана в красках на хорошей бумаге большого формата.

Мода на самодвигатсли зашла так далеко, что изданий, посвящен­ных самим машинам, стало недоста­точно, появились листки, посвя­щенные их отдельным частям. К ним нужно отнести ежемесячник "Шина", изданный в 1914 году и просуществовавший до июля следу­ющего года. Редактировал его на первых порах Ф.Г. де Вадр, затем его сменил С.А. Хлебников. Но оба редактора одинаково рьяно рекла­мировали шины "Мишлен" во всех ипостасях. Впрочем, удивляться тут нечему, так как издавалась "Шина" при русском представительстве этой фирмы.

Но самым серьезным и обстоя­тельным с научно-прикладной точ­ки зрения из последних автомобиль­ных изданий России следует все же считать журнал "Самоход", печа­тавшийся в 1916-1917 годах. Это был вестник русского военного авто­мобилизма, издававшийся "Управ­лением заведующего автомобиль­ной частью Западного фронта". На­чав издание во время войны, редак­ция стремилась "собрать и обобщить опыт автомобилистов-практиков по ремонту и эксплуатации автомоби­лей в военных условиях". В первом номере редактор С. Мединский по­местил статью, где о целях нового издания говорилось: "...Редакция "Самохода" обращается ко всем членам многочисленной русской технической семьи с просьбой при­нять участие в работе нарождающе­гося военно-технического органа печати... Она не думает замыкаться в кругу своих ближайших сотрудни­ков, а открывает свои страницы для всех очередных и текущих задач ав­томобильной практики и теории. Много среди военных автомобили— ст ов есть прекрасных практиков, ве­ликолепных знатоков своего дела, которые своими полезными указа­ниями и советами могли бы оказать неоценимые услуги всем работни­кам нашей широко разросшейся ав­томобильной семьи". Одним сло­вом, редакция старалась сплотить под своим началом всех автомоби­листов-воинов, независимо от зва­ния и положения, лишь бы им было чем поделиться с коллегами. И это, нужно сказать, удалось. Во всяком случае, на страницах "Самохода" нередки статьи по теории автомоби­ля, ремонту его, исследования авто­материалов и т. д. В то же время вид­но, что редакцию интересовали и проблемы мирного времени. Серь­езно обсуждалась, например, задача перевода военного парка машин на мирную работу после окончания войны. Изучался опыт иностранцев в этом направлении. В этом издании стали появляться материалы, под­писанные людьми, которые впос­ледствии стояли у истоков автомо­билизма уже в советский период на­шей истории. Среди них был Я. Гольдберг (Златогоров), материалы которого встречаем в журнале "Мо­тор" в 20—30-е годы.

Таким образом, "Самоход" стал первым специальным военно-авто­мобильным изданием в России. К со­жалению, вышло всего 12 номеров этого журнала.

Помимо специальных журналов и газет, о которых рассказано выше, большинство периодики помещало на своих страницах информацию о развитии автомобильного дела в стране и оповещало своих читателей о наиболее крупных событиях авто­мобильного мира.

Как видим, "автопресса" прошла не менее сложный жизненный путь, чем сам автомобиль. Всего же с 1891 года, момента появления самохода в России, освещением вопросов авто­дела занималось более 20 изданий, посвященных специально этой те­ме, не считая прочих, говоривших об авто время от времени.

Здесь так и просятся на язык слова классика: "Вы, нынешние, нут-ка!"