Как мы уже знаем, пресса, а вернее, один из ее представителей, был "прямым виновником" появления самохода в России. Не осталась она равнодушной и к дальнейшей судьбе этого "гадкого утенка". На страницах газет и журналов стали появляться материалы, рассказывавшие о распространении нового средства передвижения, прогнозы на будущее, восторженные отзывы о его возможностях, а одновременно с этим и нападки. Были в России и журналы, довольно объективно оценивавшие новшество и пророчившие ему большое будущее. Большинство из них занималось популяризацией спорта во всех его видах, а автомобилизм виделся тогда прежде всего как спорт. Потому-то спортивная пресса и выделяла место на своих страницах для "новостей автомобилизма". Поскольку литература эта была достаточно самобытной и интересной, то необходимо рассказать и о ней самой. Впервые небольшие заметки по автомобильному делу стали появляться в журнале "Велосипед и речной яхт-клуб". Местом его издания была Москва, а редактором — СП. Яновский. Журнал выходил 3 раза в месяц на протяжении нескольких лет, правда, за это время он неоднократно менял название. Сначала на "Велосипедист", а затем стал именоваться "Велосипедный спорт". Велосипед был его основной темой, но находилось место и для парусного, гребного и "конькового" видов спорта, считавшихся тогда основными, наряду с атлетикой, гимнастикой и борьбой. Главной целью издания, согласно заявлению редакции, было "ознакомление спортсменов с историей спорта в России и с современным его состоянием". Судя по отзывам современников, это удалось. Из материалов "Велосипедиста" читатели узнавали о соратниках по увлечениям, живущих в других городах, о биографиях наиболее выдающихся деятелей российского спорта.
Издание просуществовало до конца 1895 года. В последнем номере была помещена прощальная статья. О причинах прекращения журнала теперь можно только догадываться, так как о них в той статье не упоминалось. Журнал был неизмеримо выше своего основного конкурента — журнала "Циклист", и его исчезновение вызвало недоумение не только среди подписчиков, но и среди спортсменов. Поговаривали даже, что редактор его СП. Яновский "выказал себя настолько джентльменом, немного даже Дон-Кихотом порядочности", что не захотел переходить дорогу только что народившемуся "Циклисту".
Одновременно с московским "Велосипедистом" в Петербурге издавался свой журнал — "Велосипед", редактором-издателем которого был В.Э. Сакс, а затем его на этом посту сменил Г.Т. Назаров, который в свое время уступил место И. А. Богельману. Через четыре года после своего рождения журнал был избран Обществом велосипедистов-туристов С.-Петербурга своим официальным органом. Исходя из новых интересов, издание освещало в основном не велогонки, а туристические поездки на велосипедах, имело "довольно солидный" технический отдел. Все это позволило в короткие сроки завоевать уважение подписчиков. Но постепенно редакция увлеклась "бизнесом", и отношение к журналу сильно переменилось. Дело в том, что при журнале открылся склад велосипедов, качество которых оставляло желать лучшего, но, поскольку в деле присутствовал коммерческий интерес, журнал был вынужден помещать на своих страницах рекламу этих велосипедов. Отсюда потеря доверия и, соответственно, падение спроса. В 1898 году журнал, просуществовав семь лет, закрылся, несмотря на попытки петербургских спортсменов продолжать издание.
Но с исчезновением с горизонта "Велосипеда" петербургские спортсмены не остались без журнала. С 1894 года там выпускался еще один — "Самокат". Название было придумано издателем А.И. Орловским. Поначалу он выходил еженедельно по средам и годовая подписка стоила 4 рубля. Но уже во второй год "Самокат" стал выходить по субботам, а еще через год изменилась и цена: журнал подорожал до 5 рублей. Издавался "Самокат" при магазине А.И. Орловского, специализировавшегося на продаже велосипедов. Нужно сказать, что история нашей спортивной печати тесно связана с торговыми предприятиями, распространявшими по стране новинки техники — велосипеды, мотоциклетки, автомобили и запчасти к ним. "Самокат" в этом смысле — одна из первых ласточек. Впоследствии ситуация, когда та или иная фирма в рекламных целях издает свой "спортивный" журнал, стала обычной и многие журналы, посвященные техническим видам спорта и туризму во всех его проявлениях издавались с целью рекламы. Впрочем, реклама — рекламой, а дело — делом, а потому в журнале помещались материалы и по велотуризму, описывались маршруты, давался перечень торговых заведений, ресторанов и гостиниц во всех городах России, в которых для велотуристов делались скидки с цены на товары, услуги и продукты. Скидки были-разными, но, как правило, не меньше 10%. Оказывается, существовала договоренность в общегосударственном масштабе между любителями велосипеда (среди которых было немало торговцев, владельцев гостиниц и ресторанов) о том, что коллеги по увлечению, состоящие в велосипедных обществах различных городов империи, могут пользоваться гостеприимством своих соратников за значительно меньшую плату, чем прочие смертные.
Впрочем, вернемся к "Самокату". Он просуществовал долго, правда, А.И. Орловский вскоре передал издание своим сыновьям П.А. и Н.А. Орловским. С 1902 года в подзаголовке журнала появилась фраза "Еженедельный иллюстрированный журнал всех видов спорта и усовершенствованных способов передвижения". С этого времени в нем стала появляться информация не только о велопоездках братьев Орловских и состязаниях велосипедистов, но и об автомобильных и воздушных состязаниях, гонках на моторных лодках и т. д. А с 1907 года журнал стал называться "Автомобильное дело". Связано это не только с увлечением издателей автомобилизмом, но и с тем, что автомобиль стал, во всяком случае в столице, явлением обычным, а автомобильных изданий в стране было мало.
Помимо чисто журналистской деятельности, редакция "Самоката" организовывала и автомобильные состязания, получившие название "Приз журнала "Самокат". Соревнования пользовались популярностью среди петербургских спортсменов и проводились несколько раз в конце прошлого — начале нынешнего века. Постепенно журнал хирел, информация, помещаемая в его номерах, бывала все менее и менее актуальной, зато появлялось множество фельетонов. В конечном итоге он уже не смог конкурировать с новыми, жизнеспособными изданиями.
Заря XX столетия ознаменовалась появлением целого ряда специализированных автомобильных изданий, но до этого сведения о развитии автомобилизма в России и за рубежом можно было по-прежнему черпать в таких журналах, как "Циклист", "Спорт", и ряде других, о которых и пойдет речь далее.
"Циклист" родился в 1895 году и обязан своим названием велосипеду, который на французском языке назывался "бисеклет", а по-английски — "байсикл". Сначала он выходил, подобно многим своим собратьям, еженедельно по субботам. Редактором состоял Д. Голомзин, а издателем — И. Липскеров. При этом годовая подписка стоила 5 рублей, а читатели имели 50 номеров в год. На третьем году своего существования издание стало выходить каждый день, исключая праздничные, но подписная цена оставалась прежней. Выдержать взятый темп было довольно-таки сложно, а потому уже через год журнал опять сделался еженедельником. На его страницах мирно уживались отчеты о соревнованиях, фельетоны, карикатуры и т. д. С финансовой точки зрения издание имело могущественного покровителя — газету "Новости дня", издатель которой — И.Я. Липскеров был и издателем "Циклиста". Одновременно с русским "Циклистом" возник и его варшавский тезка " Cyclista ", правда, его первый номер вышел только в сентябре того же года. Естественно, что печатался он на польском языке и посвящался в основном новостям спорта в Царстве Польском и прилежащих регионах. Поначалу его редактировал Ф. Карпинский, а затем, с 40-го номера четвертого года издания, редактором стал В. Орловский. Велосипед, автомобиль, конские состязания и другие виды спорта — вот темы его материалов. Постепенно журнал стал крениться в сторону бегов, да и издаваться он стал в виде длинной и узкой книжки, наподобие карманных записных. Для скачек же издание, по словам современников, "было незаменимо, так как давало в качестве приложений программы бегов, портреты лошадей-фаворитов и наездников". Просуществовал журнал до декабря 1906 года, когда редакция, поместив прощальную статью, сказала "довидзения" своим читателям.
С 1897 года в Москве издавался "Вестник Московского Общества Велосипедистов-Любителей", выходивший дважды в неделю. Издатель был коллективный — Московское Общество Велосипедистов-Любителей, а редактором состоял П.К. Прянишников. Своим появлением "Вестник" был обязан ссоре МОВЛ с редакцией "Циклиста", после которой оно решило обзавестись своим органом и распространять его нетолько в России, ной за границей. Современники говорили, что "журнал был довольно интересен. Он давал очень много сведений и порядочное число иллюстраций", но к 1900 году он "скончался".
Рубеж веков ознаменовался широким распространением спорта не только в столицах, но и по всей стране. В связи с этим соответствующие журналы появляются и в других городах. Так, например, в 1898 году в Киеве издавался свой журнал "Спорт". Редактировал его В.И. То-карский, годовая подписка стоила целых 10 рублей, правда, выходило это издание два раза в месяц. Появившись под названием "Спорт", журнал через год сменил его на "Спортсмен", а затем на "Иллюстрированный спорт". Журнал этот ознаменовал собой открытие новой эры в спортивно-издательском деле. До него спортивная пресса не претендовала на какую-либо роскошь, а вот "Спорт" приблизился к типу заграничных роскошных изданий. Печатался он на хорошей бумаге, с высококачественными иллюстрациями. Сначала основной темой его публикаций были бега и все к ним относящееся, но постепенно появились материалы и по другим видам. Особенно информативным был в "Спорте" отдел хроники. Современники утверждали, что по этой части он мог дать фору и "Цикли-сту", и "Самокату". Одно время журнал даже переехал в первопрестольную , но вдруг неожиданно закрылся, несмотря на успех у читателей. Как выяснилось позже, причиной этого был случай с помощником редактора — известным в Москве конным спортсменом, который попался на растрате казенных денег, и, хотя факт растраты не имел к журналу никакого отношения, все-таки он бросал на него некую тень. Этого оказалось достаточно, чтобы издание полностью прекратилось. В 1905 году была сделана попытка возродить журнал на его родине — в Киеве под редакцией К. П. Гром-ницкого. В новом издании большая часть была посвяшена конному спорту, атлетике, автомобилю, но, к сожалению, почти исчез отдел хроники. В 1906 году журнал уже не выходил.
Но Московское Общество Велосипедистов-Туристов не могло смириться с тем, что, расставшись с "Циклистом", оно осталось без печатного органа. Чтобы поправить положение, в 1899 году оно начало издание под названием "Русский турист", редактором которого стал П. А. Афанасьев. Издание было ежемесячным, объемом в 32 страницы. Посвящалось оно, конечно же, путешествиям на велосипеде, пешком, на автомобиле и даже на поезде. Давались описания поездок и различных местностей, интересных сточки зрения туристов. Был в журнале и отдел фотографии, где не только приводились снимки наиболее известных достопримечательностей, но и давались советы по технике съемки. Журнал существовал несколько лет, поражая читателей своим довольно высоким профессиональным исполнением и качеством материала.
Последний год девятнадцатого столетия принес любителям спорта новый журнал, который оказался тезкой своего киевского предшественника, о котором говорилось выше. Местом его рождения стал С.Петербург, а "отцом-основателем" смело можно назвать А. П. Нагеля, который числился и редактором-издателем. Поначалу новый "Спорт" больших претензий не имел, но, как писали современники, "имел много знающих сотрудников, издавался по-любительски, но весело, давал много сведений и иллюстраций". Редактор издания Андрей Платоно-вич Нагель имел склонность к автомобилизму и не скрывал се от своих читателей. На страницах его "Спорта" можно было отыскать подробнейшую информацию обо всех мало-мальски значительных событиях в автомобильном мире России и заграницы. Все это великолепие читатели могли получать еженедельно и всего за 3 рубля в год. С 1902 года "Спорт" стал редактировать Г.А. Дюпперон, но никаких существенных изменений в журнале не произошло, если не считать увеличения формата издания и того, что годовая подписка подорожала на рубль. В 1904 году журнал перешел к новому редактору, но продержался только до апреля и потом перестал выходить. С января 1907 года издание возобновилось, но наибольшее внимание уделялось уже атлетике, борьбе, конькам и другим видам спорта. Имелись, правда, специальные разделы автомобилизма и воздухоплавания. В 1908 году жур-
нал был одним из немногих русских изданий, которые регулярно освещали автомобильный пробег из Нью-Йорка в Париж, высказываясь, впрочем, с изрядной долей скептицизма по поводу его результатов. Однако, несмотря на свой скепсис, подавал довольно объективную информацию о пробеге, чего, к сожалению, нельзя сказать о многих из его коллег.
В том же году, что и "Спорт", начал свою карьеру рижский журнал " AlgemeineSportzeitung ", выходивший в издательстве А. Гроссета на немецком языке, но он оказался изданием-однодневкой, а вернее — "одногодкой", так как приказал долго жить уже в следующем году. Одновременно в Риге выходил и " Union ", издававшийся одноименным обществом. Журнал планировался как ежемесячный, но выходил "замечательно неаккуратно" и зачастую поздравления с Рождеством его подписчики получали на Пасху.
Наконец, в 1902 году Россия получила свой "вполне специализированный" автомобильный журнал "Автомобиль", в подзаголовке которого значилось, что это единственный в России орган автомобилизма. Журнал был оригинален хотя бы тем, что поначалу высылался бесплатно всем автомобилистам в Петербурге. Его редактором-издателем был все тот же неутомимый Андрей Нагель, которому удалось-таки совместить в "Автомобиле" оба свои увлечения — журналистику и автомобилизм. Решение издавать автомобильный журнал было для Нагеля поистине соломоновым, так как со временем его детище превратилось в одно из самых уважаемых и стабильных тематических изданий в стране.
Во вступительной статье, опубликованной в первом номере, от лица редакции было заявлено, что "издание данного журнала — дань необходимости и цель редакции заключается в пропаганде автомобилизма на русской почве". Нужно сказать, что автомобилизм понимался достаточно широко и материалы "Автомобиля" часто были посвящены и мотоциклеткам, и аэропланам, и моторным лодкам, т. е. практически всем известным самодвижущимся аппаратам, двигавшимся по суше, воде и воздуху. Поначалу формат издания был небольшим, а объем — всего 8 страниц, но имелись иллюстрации, реклама. Журнал был еженедельным, но потом стал двухнедельным. Со второго года издания "Автомобиль" перестали высылать даром, так как он завоевал себе определенное имя в среде интересующейся публики России. В немалой степени этому способствовало устройство редакцией автомобильных соревнований на приз журнала. Да и сам он менялся с годами в лучшую сторону. Статьи, носившие поначалу полурекламный характер, становились все серьезнее, охватывали уже не только чисто технические аспекты автомобилизации страны, но и аспекты правовой защищенности любителей нового вида передвижения, в нем печатались документы и правительственные распоряжения, касавшиеся владельцев самодвигателей, правила езды на автоматических экипажах, воспоминания известных спортсменов о минувших днях начального этапа автомобилизации, отечественные и зарубежные новости автомобилизма. В общем, вполне можно согласиться с таким мнением: "журнал ведется очень хорошо и интересно для любителей и автомобилистов-техников". Нужно добавить — и для нас, потомков, так как он, будучи в свое время одним из крупнейших автомобильных изданий России, представлял и многие автомобильные общества, не только столичные, но и периферийные, сообщая об их деятельности. Благодаря этому сейчас, просматривая издание, можно составить представление об истории распространения самодвигателей в России.
Говоря об "Автомобиле", нельзя не сказать и о той организаторской работе, которую вела его редакция. Ведь именно сюда обратились французы с предложением устройства П ервой Международной автомобильной выставки в Петербурге в 1907 году. Да и сама выставка состоялась во многом благодаря активности А.П. Нагеля и его сотрудников.
Кстати, о сотрудниках. В журнале в разное время работали талантливые журналисты, под пером которых автомобиль из "гадкого утенка" превращался в прекрасную птицу, способную на большие дела. Среди них главную роль играл, конечно же, сам Андрей Платонович — прекрасный автомобилист, спортсмен и талантливый журналист, умевший весело и непринужденно изобразить подчас трудное и опасное автомобильное путешествие по русскому бездорожью или по хорошим, но все-таки чужим, заграничным дорогам. Сотрудничал с "Автомобилем" и другой водитель-журналист —
В. Михайлов. Он оставил на страницах любимого журнала свои воспоминания о "детском периоде" автомобиля в России. О том времени, когда самоходы, мчась со скоростью до 50 верст в час, покрывали расстояние от Москвы до Петербурга в тридцать с лишком часов, без остановок для отдыха. И это казалось удивительным достижением. Печатал журнал и корреспонденции П. Беляева, А. Ефрона идругих "отцов-основателей" русских автомобильных обществ. Не раз он выступал и застрельщиком разного рода состязаний: учреждал призы, имел свои стенды на всех автомобильных выставках, проводившихся в стране. Ценили его и за границей. Во всяком случае подписываться на "Автомобиль" считалось хорошим тоном в Германии и Франции среди членов автоклубов.
Просуществовало это издание вплоть до самой Октябрьской революции.
В начале XX века появляются газеты и журналы по разным видам спорта — атлетике, зимним видам, гимнастике, парусному спорту, скачкам и, конечно же, автомобильные и воздухоплавательные издания. Поведать обо всех подробно не просто, а потому в дальнейшем ограничимся только теми журналами, которые рассказывали своим читателям об автомобилизме во всех его ипостасях — на воде, на земле и в воздухе.
Итак, вторым журналом подобного рода стал почти тезка питерского "Автомобиля" — московский "Автомобилист". Он начал свою жизнь значительно позже — в 1908 году, но это не помешало ему добиться популярности, сравнимой с популярностью своего "старшего брата". Скорее всего, оба журнала существовали на конкурентных началах, и это не только не вредило им, но, пожалуй, еще и держало "в тонусе" обе редакции. Вскоре страницы "Автомобилиста" тоже украсились эмблемами русских клубов, которые почли необходимым посчитать его своим официальным рупором.
Выходил "Автомобилист" каждые две недели, таким образом на его страницах всегда содержалась довольно свежая информация о событиях. Годовая подписка стоила 5 рублей. Редактором-издателем был В. Алексеев. Конечно же, в первую голову издание оповещало о московских новостях, рекламировало продукцию московских фирм. Реклама была одним из источников дохода, и потому она — частый гость на страницах "Автомобилиста". Правда, "Автомобиль" ему по этой части догнать не удалось. Но Петербург и Москва, хотя и были столицами, не могли сосредоточить в себе всех любителей нового вида спорта, а потому другие города, в которых имелись автоклубы, стали издавать местные журналы. Так, в Киеве некоторое время выходил "Автомобильная жизнь и авиация", а в Одессе — "Южный автомобилист". Но начали издаваться они довольно поздно — только в конце 1913 — начале 1914 года и просуществовали недолго, так как началась мировая война и, как всегда в таких случаях, журналы пришлось закрыть. Оба журнала представляли интересы соответственно Киевского Автомобильного Клуба и Одесского Автомобильного Общества, а потому печатали в основном местную информацию, перепечатывая иногда статьи из "Автомобиля" или "Автомобилиста". Помимо автомобильных дел, редакции занимались и освещением проблем и достижений воздухоплавания и авиации, помещали статьи о выставках, полетах, соревнованиях. И все-таки провинциальная пресса не шла ни в какое сравнение со столичной. Здесь "околоавтомобильных" изданий становилось все больше и больше. Некоторые приказывали долго жить сразу же после выхода пробного номера, как это случилось, например, с журналом "Автомобильные новости", первый и последний раз увидевшем свет в Москве в 1911 году. Журнал пытались издавать при крупнейшем московском торговом доме, имевшем автомобильный бизнес, — "Марк и К °", правление которого располагалось на Большой Дмитровке. Содержание соответствовало идее рекламы фирмы. Гораздо более жизнеспособным оказался земляк "Автомобильных новостей" — "Автомобиль и воздухоплавание".
Между прочим, его редактором в воздухоплавательном отделе был не кто иной, как профессор Н.Е. Жуковский. Благодаря ему и другим энергичным сотрудникам журнал сделался популярным и пользовался достаточным уважением подписчиков в 1911—1912 годах, т. е. на протяжении времени своего существования.
Но рекордсменом по количеству автомобильных журналов был все-таки Петербург. Кроме уже перечисленных , там выходила еще "Автомобильная жизнь" (1908-1909 годы).
Редактором состоял все тот же Андрей Нагель. Судьба журнала необычна. Мы о нем уже говорили, так как поначалу он назывался "Спорт", затем "Автомобильная жизнь и спорт" и, наконец, просто "Автомобильная жизнь", далее — "Аэро и автомобильная жизнь", но это уже в 1910 году. Похожее название — "Автомобильная жизнь" носило и приложение к "Автомобилю", регулярно выходившее в 1913 — 1914 годах. "Аэро и автомобильная жизнь" выходил 2 раза в месяц вплоть до 1914 года и закрылся в связи с началом войны. Редактировал журнал совместно с Нагелем П.М. Стабинский.
Тринадцатый и четырнадцатый годы подарили и еще один петербургский журнал того же профиля — "Мотор". Выходил он ежемесячно. В выпуске принимала участие компания инженеров, автомобилистов, журналистов. В нее входили Б.Н. Воробьев, А.А. Куров, A . M . Пашкевич. Правда, вышло всего 4 номера, но зато "роскошных", ведь обложка издания была отпечатана в красках на хорошей бумаге большого формата.
Мода на самодвигатсли зашла так далеко, что изданий, посвященных самим машинам, стало недостаточно, появились листки, посвященные их отдельным частям. К ним нужно отнести ежемесячник "Шина", изданный в 1914 году и просуществовавший до июля следующего года. Редактировал его на первых порах Ф.Г. де Вадр, затем его сменил С.А. Хлебников. Но оба редактора одинаково рьяно рекламировали шины "Мишлен" во всех ипостасях. Впрочем, удивляться тут нечему, так как издавалась "Шина" при русском представительстве этой фирмы.
Но самым серьезным и обстоятельным с научно-прикладной точки зрения из последних автомобильных изданий России следует все же считать журнал "Самоход", печатавшийся в 1916-1917 годах. Это был вестник русского военного автомобилизма, издававшийся "Управлением заведующего автомобильной частью Западного фронта". Начав издание во время войны, редакция стремилась "собрать и обобщить опыт автомобилистов-практиков по ремонту и эксплуатации автомобилей в военных условиях". В первом номере редактор С. Мединский поместил статью, где о целях нового издания говорилось: "...Редакция "Самохода" обращается ко всем членам многочисленной русской технической семьи с просьбой принять участие в работе нарождающегося военно-технического органа печати... Она не думает замыкаться в кругу своих ближайших сотрудников, а открывает свои страницы для всех очередных и текущих задач автомобильной практики и теории. Много среди военных автомобили— ст ов есть прекрасных практиков, великолепных знатоков своего дела, которые своими полезными указаниями и советами могли бы оказать неоценимые услуги всем работникам нашей широко разросшейся автомобильной семьи". Одним словом, редакция старалась сплотить под своим началом всех автомобилистов-воинов, независимо от звания и положения, лишь бы им было чем поделиться с коллегами. И это, нужно сказать, удалось. Во всяком случае, на страницах "Самохода" нередки статьи по теории автомобиля, ремонту его, исследования автоматериалов и т. д. В то же время видно, что редакцию интересовали и проблемы мирного времени. Серьезно обсуждалась, например, задача перевода военного парка машин на мирную работу после окончания войны. Изучался опыт иностранцев в этом направлении. В этом издании стали появляться материалы, подписанные людьми, которые впоследствии стояли у истоков автомобилизма уже в советский период нашей истории. Среди них был Я. Гольдберг (Златогоров), материалы которого встречаем в журнале "Мотор" в 20—30-е годы.
Таким образом, "Самоход" стал первым специальным военно-автомобильным изданием в России. К сожалению, вышло всего 12 номеров этого журнала.
Помимо специальных журналов и газет, о которых рассказано выше, большинство периодики помещало на своих страницах информацию о развитии автомобильного дела в стране и оповещало своих читателей о наиболее крупных событиях автомобильного мира.
Как видим, "автопресса" прошла не менее сложный жизненный путь, чем сам автомобиль. Всего же с 1891 года, момента появления самохода в России, освещением вопросов автодела занималось более 20 изданий, посвященных специально этой теме, не считая прочих, говоривших об авто время от времени.
Здесь так и просятся на язык слова классика: "Вы, нынешние, нут-ка!"