БОЛЬШОЙ ПЛАВАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ «485» (БAB)
Автомобиль «485» выполнен по классической схеме трехосного шасси формулы 6X6. (Все колеса - ведущие, передние - управляемые.) Оно смонтировано на двухлонжеронной раме, которая заключена в водонепроницаемый цельносварной корпус (толщина стенок 1,5-2,5 мм) с арками для колес, тоннелями для карданных валов и винта.
Корпус автомобиля представляет собой плоскодонную, с вертикальными бортами, водонепроницаемую лодку понтонного типа. Жесткость ее создается силовой рамой изнутри и усилителями корытообразного профиля с наружной стороны стенок.
В центральном отсеке корпуса расположена открытая рубка для экипажа (2 человека) с органами управления и контрольными приборами. Рубка спереди и сбоку закрывается откидным ветровым стеклом, сверху - съемным брезентом и зимой может отапливаться. Подушки и спинки обоих сидений могут служить спасательными средствами, так как обладают плавучестью.
За рубкой, перед грузовой платформой, на специальной раме установлена барабанная лебедка, которая служит для самовытаскивания автомобиля, погрузки и разгрузки неделимых грузов, вытаскивания других машин. Трос лебедки может пропускаться вперед (через люки рубки и мотоотсека, направляющий ролик и носовую скобу) и назад (через окно в центральной перегородке и направляющий ролик в корме автомобиля).
Кормовой отсек занимает отапливаемая зимой грузовая платформа (площадью 10,4 м2) с откидным задним герметичным бортом и съемным брезентовым верхом. Легкосъемные грузовые трапы облегчают погрузку на платформу артсистем и другой колесной техники.
В задней части машины размещаются также 2 бензобака емкостью по 120 л.
Носовой отсек закрыт сверху алюминиевой палубой с тремя герметичными люками для доступа к воздуховодам и к мотоотсеку, а при необходимости - для дополнительного воздухопритока. В этом отсеке размещен форсированный 6-цилиндровый рядный карбюраторным двигатель ЗИС (макс, мощность 110-112 л. с. при 2900 - 3000 об/мин). Здесь же расположена довольно развитая система охлаждения - радиатор, водяной теплообменник, водомаслорадиатор, воздуховоды и другие системы, обслуживающие двигатель. Воздух для охлаждения засасывается вентилятором сзади, из центрального отсека.
В блоке с двигателем двухдисковое сцепление и пятиступенчатая стандартная коробка передач с силовым диапазоном 7,7. (Пятая передача - ускоряющая.) Механизм отбора мощности с одноступенчатым отключаемым приводом на винт и с реверсивным - на лебедку присоединен к задней части коробки передач.
Вращение колесам передается от силового агрегата к ведущим мостам с одноступенчатой главной передачей через промежуточный карданный вал, двухступенчатую раздаточную коробку (силовой диапазон 1,97) и 5 основных карданных валов (из которых 4 располагаются вне корпуса и имеют герметичные выходы).
Передний мост подвешен, как обычно, на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидроамортизаторами. Оба задних моста объединены в тележку с рессорно-балансирной подвеской и реактивными штангами.
Барабанные негерметичные тормоза имеют гидравлический привод с пневмоусилителем. Ручной тормоз - ленточный, герметичный.
Движение на воде осуществляется с помощью трехлопастного винта (диаметром 635 мм), который получает вращение от двигателя через коробку отбора мощности, карданную передачу (из трех валов) и гребной вал. При движении на плаву включается 1-я или 2-я (по течению) передачи или задний ход, причем колеса с помощью раздаточной коробки отключаются. При поломке винта машина может двигаться по воде и за счет вращения колес, но с гораздо меньшей скоростью.
Управление автомобилем на суше и на воде производится штурвалом. Он связан через рулевой механизм с передними управляемыми колесами, а через систему тросов и роликов - с водяным рулем.
Для удаления воды, попавшей в корпус, автомобиль снабжен центробежным трюмным насосом (производительность до 300 л/ммн) и крыльчатым насосом отсеков с тремя обогреваемыми зимой приемниками (производительность до 150 л/ммн). Оба насоса имеют цепной привод от линии гребного винта. (Там же имеется специальный храповик для ручного запуска прогретого двигателя в случае необходимости.) При стоянке на плаву для откачки воды, попавшей в трюм, служит ручной поршневой насос. В трюме есть также ручной кингстон.
Пневматическая система автомобиля постоянно пополняется двухцилиндровым компрессором и питает усилитель тормозов, централизованную систему подкачки шин, пневмосигнал и привод стеклоочистителя.
Шины (размером 11,00-18", впоследствии - 12,00-18") монтируются на разъемном, состоящем из двух половин ободе с распорным внутренним кольцом. Запасное колесо расположено горизонтально в нише правого борта (на БАВ-А - вертикально в кузове).
Давление воздуха в шинах (одновременно во всех или порознь) можно менять с места водителя, контролируя его по манометру, с помощью центрального крана управления и блока шинных кранов в зависимости от характера грунта, по которому двигается автомобиль.
Амфибия «485» имеет на борту электросирену, магнитный компас, позволяющий двигаться в условиях отсутствия видимости, а также якорь, флаг-отмашку, различные концы и другое шкиперское снаряжение.
Из тактико-технических данных машины отметим следующие: грузоподъемность на суше - 2,5 т, на воде - до 3,5 т, масса в снаряженном состоянии - 7100-7150 кг, с грузом и экипажем - до 9800 кг, максимальная скорость на суше - 73 км/ч, на воде - 10,7 км/ч, запас хода по шоссе - 570-690 км, по воде с максимальной скоростью - до 70 км.
Автомобиль способен преодолевать подъемы по твердому грунту без груза до 30-32° и 29° - с грузом. Машину отличает хорошая маневренность на воде - радиус циркуляции составляет всего 9 м (на суше - 11,25 м).
На модели «485-А» были установлены более совершенные шины увеличенного размера 12.00-18" с внутренней (через ступицу) системой подвода воздуха. Были применены усиленные ведущие мосты с пневматическим приводом тормозов и расширенной колеей (на 130 мм). Заметно усовершенствовали двигатель, повысили надежность задней подвески, увеличили емкость аккумуляторной батареи. Масса машины возросла на 200-250 кг.
Модификация «485-Б» отличалась наличием однодискового сцепления, синхронизированной коробки передач, новой, отдельно расположенной реверсивной коробки отбора мощности для привода винта лебедки, телескопических амортизаторов в передней подвеске, усовершенствованного тормозного крана. Однако, как уже говорилось, этот опытный вариант промышленностью освоен не был.
Автомобиль «485» имеет простые, четкие, подчеркнуто функциональные формы. Следует обратить внимание, что корпус его - без поверхностей двоякой кривизны (с глубокой вытяжкой) - образован взаимным пересечением плоских или гнутых панелей с большим количеством усилительных ребер, накладок, отбортовок, швов.
«Промышленный» внешний вид амфибии дополняет множество деталей узкоцелевого назначения: рымы, крючки, барашки, застежки, люки, решетки.
Палуба - клепанная по швам и по периметру - соединяется с носовым обводом корпуса множеством болтов, кстати, хорошо заметных. Различное снаряжение (лопата, багор, топор) закреплено вдоль правого борта, ручной насос - вдоль левого. На люке мотоотсека находится спасательный круг (одна половина его покрашена в белый цвет, другая - в красный).
Па левом крыле рубки расположен двухрожковый воздушный сигнал, на правом - вертикально стоящая довольно массивная электросирена. Под ними на вертикальных стенках рубки находятся отличительные ходовые огни: слева - красный, справа - зеленый.
Впереди машины, на палубе - две стандартные фары с подфарниками, защищенные решетками. Сзади по правому борту - белый гакобортный огонь, по левому - красный фонарь.
Пол грузовой платформы, а также наклонный и основной пол рубки - съемный, деревянный (толстая фанера).
Щитки, закрывающие ниши колес, - съемные. Рисунок протектора шин - упрямая елка» (на автомобиле БАВ-А - «косая расчлененная елка»).
Машина целиком, в том числе и колесные диски, красится в цвет хаки (матовый или полу глянцевый). Полированная поверхность латунного винта ярко блестит. Подушки сидений, штурвал руля, циферблаты приборов черного цвета. |
Шасси ЗИЛ-485: 1 - радиатор, 2 - люк мотоотсека, 3 - двигатель, 4 - муфта сцепления, 5 - рычаг переключения передач, 6 - рулевое колесо, 7 - рубка, 8 - цепной привод лебедки, 9 - лебедка, 10 - кронштейн лебедки, 11 - 1-й карданный вал привода гребного винта, 12 - грузовой отсек, 13 - 1-й карданный вал привода заднего моста, 14 - 2-й карданный вал привода гребного винта, 15 - запасное колесо, 16 - 2-й карданный вал привода заднего моста, 17 - 3-й карданный вал привода гребного винта, 18 - штанга головки подвода воздуха, 19 - 3-й карданный вал привода заднего моста, 20 - дейдвудная втулка, 21 - задняя балансирная подвеска, 22 - вал гребного винта, 23 - опора вала гребного винта, 24 - гребной винт, 25 - задний буксирный крюк, 26 - водяной руль, 27 - рама, 28 - задний мост, 29 - шарнирная головка подвода воздуха, 30 - средний мост, 31 - - карданный вал привода среднего моста, 32 - барабан ручного тормоза, 33 - раздаточная коробка, 34 - основной промежуточный карданный вал, 35 - карданный вал привода лебедки, 36 - карданный вал привода переднего моста, 37 - коробка отбора мощности, 38 - коробка передач, 39 - рулевой механизм, 40 - передний мост, 41 - рессора передней подвески, 42 - теплообменник. |
Органы управления и контрольные приборы: 1 - штурвал рулевого управления, 2 - кнопка электрического сигнала, 3 - включатель бортовых огней, 4 - кнопка центрального переключателя света, 5 - рычаг управления системой регулирования давления воздуха в тинах, 6 - включатель освещения приборов, 7 - кран стеклоочистителя, 8 - тахометр, 9 - стеклоочиститель, 10 - часы, 11 - манометр воздушного баллона, 12 - компас, 13 - манометр давления в шинах, 14 - лампа командира, 15 - флаг-отмашка, 16 - мегафон, 17 - трехходовой кран переключения бензиновых баков, 18 - рычаг включения раздаточной коробки, 19 - рычаг включения переднего моста, 20 - рычаг включения гребного винта, 21 - рычаг переключения коробки передач, 22 - рычаг включения лебедки, 23 - замочная петля рычага включения лебедки, 24 - рычаг ручного тормоза, 25 - педаль подачи топлива, 26 - педаль тормоза, 27 - педаль сцепления, 28 - рычаг заслонки коллектора обогрева насосов водоотлива, 29 - ножной переключатель света, 30 - кнопка включения воздушного сигнала, 31 - кнопка ручного управления дроссельной заслонкой, 32 - замок зажигания, 33 - кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора, 34 - включатель стартера, 35 - переключатель реостатов уровня бензина в баках, 36 - щиток приборов. |