САМЫЙ МАССОВЫЙ, САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ Л. ШУГУРОВ На дорогах нашей страны все чаще можно видеть мощные трехосные грузовики - КамАЗы. Поточное крупномасштабное производство этих машин осуществляет Камское объединение по производству большегрузных автомобилей. Сейчас КамАЗ вышел на передовые позиции в мировом автомобилестроении. Более 300 тысяч грузовиков различных модификаций уже трудятся на дорогах нашей страны.. Но молодежный коллектив Камского автогиганта, комсомольцы объединения не успокаиваются на достигнутом. Они постоянно совершенствуют технику и технологию производства, создают новые модели большегрузных автомобилей. С одной из последних разработок камазовцев - автомобилем-самосвалом со съемным кузовом - знакомит посетителей экспозиция Центральной выставки НТТМ-82. Народное хозяйство нашей страны давно уже испытывало потребность в тяжелом грузовике. Его ждали в строительстве, сельском хозяйстве, добывающей промышленности и во многих других отраслях экономики. Надо сказать, что КамАЗ - не только еще один мощный грузовик. Это принципиально новая машина, воплотившая в себе, помимо самых современных конструкторских решений, еще и новаторский подход к технологии изготовления, к профессиональной подготовке рабочих и инженерных кадров. Высококачественное оборудование, которым располагает Камское объединение, предопределяет высокую образовательную и профессиональную подготовку рабочих. И такой контингент уже формируется на заводе Чтобы привлечь кадры в объединение, закрепить их, чтобы дать перспективу роста молодежи, составляющей основу заводского коллектива, на КамАЗе внедряется так называемая «вазовская» система профессионального продвижения. Суть ее - последовательное освоение новых и новых специальностей - от простых до требующих высокой квалификации. Происходит это, разумеется, в соответствии с индивидуальными склонностями рабочих. Сегодня около девяти тысяч камазовцев углубляют свои профессиональные знания на различных курсах, более четырех тысяч учатся в вечерних школах, на вечерних и заочных отделениях вузов и техникумов. В Камском объединении высок удельный вес инженерно-технических работников: около трети всего коллектива. И большинство - комсомольцы. Об этом говорит и средний возраст ИТР - около 32 лет. Для сегодняшнего инженера-камазовца характерны высокая эрудиция, глубокое знание современных направлений развития науки и техники, оперативность, способность к генерированию идей, неиссякаемое трудолюбие. Именно эти качества тружеников предприятия во многом определяют его техническое лицо. Показанный камазовцами на Центральной выставке НТТМ-82 грузовик с индексом 55113 - квинтэссенция конструкторских достижений молодежного производственного коллектива КамАЗа - найдет широкое применение прежде всего в сельском хозяйстве, внесет весомый вклад в решение задач, поставленных XXVI съездом КПСС, в выполнение Продовольственной программы. Осенью 1969 года в степи близ небольшого города Набережные Челны, стоящего на Каме, появился автокран. Представители Министерства автомобильной промышленности, партийные и хозяйственные руководители - всего несколько десятков человек - затаив дыхание следили, как крановщик аккуратно опускал на траву большой бетонный блок с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр» («Батыр» - по-татарски «богатырь».). Так вступало в жизнь решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве нового завода по производству большегрузных дизельных грузовиков в районе города Набережные Челны в Татарии. КамАЗу - так назвали новый завод - предстояло выпускать ежегодно 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей, которые, кроме КамАЗов - машин формировавшегося производственного объединения, - проектировалось устанавливать на «Уралах» и ЗИЛах, автобусах ЛАЗ и ЛиАЗ. Шефство над строительством предприятия взял на себя комсомол. На ударную комсомольскую стройку со всех концов страны прибывали новые отряды молодежи - и уже 16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый автомобиль. С тех пор темп их выпуска постоянно нарастает: в мае 1979 года был собран стотысячный грузовик, в декабре 1980 года - двухсоттысячный, а в марте 1982 года - трехсоттысячный. Когда мы, не особенно задумываясь, называем КамАЗ заводом, то это далеко не соответствует действительности, поскольку под этим названием в единый промышленный комплекс объединены семь заводов: литейный, кузнечный, прессово-рамный, ремонтно-инструментальный, агрегатный, двигательный и автосборочный. Совсем недавно начали строить и восьмой - ремонтно-механический. Но и это не все. В производственное объединение КамАЗ входят Нефтекамский завод автосамосвалов и целый ряд других предприятий. Все они оснащены самым совершенным оборудованием, являющим собой последнее слово в мировом автомобилестроении. Новейшее оборудование КамАЗа - высокопроизводительное, автоматизированное и весьма сложное - потребовало от кузнецов, сварщиков, литейщиков, операторов, наладчиков и сборщиков углубленных профессиональных знаний. И неудивительно поэтому, что уровень образования рабочего КамАЗа составляет 9,8 класса! Тон работе всего объединения задает молодежь. Это и понятно - ведь средний возраст камазовца - 27 лет и четверть коллектива - комсомольцы. Отсюда и их неустанная борьба за качество машин, постоянное совершенствование производства, неиссякаемое желание создавать новые модели и модификации. Грузовики КамАЗ проектировались для массовых перевозок грузов в любых климатических зонах. При выборе схемы новой машины в расчет было принято прежде всего то обстоятельство, что покрытие большинства дорог нашей страны рассчитано на осевую нагрузку автомобиля не свыше 6 т. А поскольку на задний мост автомобиля с полной массой около 16 т ложится почти две трети этой нагрузки - 11 т,- КамАЗы были сделаны трехосными. При этом на каждую из задних осей у моделей 5320 и 5410 приходится масса около 5,5 т. Эти машины относятся к так называемой группе Б, то есть к автомобилям, одна ось которых создает нагрузку на полотно дороги не более 6 т. На КамАЗе предусмотрен выпуск машин и для дорог с более, совершенным покрытием, предназначенных для магистральных перевозок грузов на дальние расстояния. Здесь допустима более высокая нагрузка - до 10 т на одну ось. Такие автомобили (их относят к группе А) могут перевозить значительно большие грузы. КамАЗы, относящиеся к группе А, имеют индексы 53212 и 54112. Автомобили повышенной грузоподъемности строить очень выгодно: перевозки на них обходятся значительно дешевле. Но как избежать быстрого разрушения дорожного покрытия, не превысить максимально допустимую нагрузку на ось? Способ, позволяющий увеличить количество груза, перевозимого за одну поездку, известен давно. Надо использовать прицепы. Понятно, что автомобиль может тянуть гораздо больше, чем везти в кузове. Поэтому все КамАЗы рассчитаны на буксировку прицепов (разумеется, с такой же нагрузкой на ось, как у самого автомобиля). Грузовик с прицепом, как известно, идет по дорогам в потоке других машин. Значит, его максимальная скорость, способность разгоняться (приемистость) и преодолевать затяжные подъемы должны быть такими, чтобы он не служил помехой движущимся по соседству с ним автомобилям. Расчеты показали, что полностью груженному автопоезду (машине с прицепом) нужно иметь запас мощности в 6-7 л. с. на тонну полной массы. А отсюда следует, что КамАЗ, перевозящий в кузове и прицепе или в буксируемом им полуприцепе 14-16 т, должен иметь полную массу 26-27 т. Для такого автопоезда потребуется двигатель мощностью не менее 210 л. с. Весьма серьезной была и проблема выбора типа двигателя. Дело в том, что КамАЗы предназначены для массовых перевозок грузов, и их доставка должна обходиться как можно дешевле. Следовательно, новым грузовикам нужен не бензин, а более дешевое дизельное- топливо. К тому же дизель, как известно, расходует на 25-30% меньше горючего, чем карбюраторный двигатель. Ускорить перевозки грузов можно, и сократив время и расходы на регулировку, обслуживание и ремонт машин, облегчив управление ими, создав комфортабельные условия для работы водителя. Так, упрощение и облегчение обслуживания на КамАЗах достигается, в частности, благодаря откидывающейся вперед кабине, лебедке для подъема запасного колеса. В новой машине трудоемкая и сложная очистка фильтрующего элемента выполняется эжектором, действующим на принципе постоянного отсоса отработавшими газами пыли из сборника воздушного фильтра. В немалой степени повышению срока службы автомобиля способствуют и такие его особенности, как поднятый над кабиной (выше запыленной зоны) заборник воздуха для двигателя, центрифуга для очистки масла, упрочненный азотированный коленчатый вал. Рабочие поверхности вала, особенно подверженные износу, подвергают химико-термической обработке, в результате которой на них образуется твердый, износостойкий слой стали, насыщенной соединениями азота. Чтобы облегчить управление, конструкторы применили на машине гидравлический усилитель руля, пневматический усилитель в приводе сцепления, пневматическое управление делителем (подробнее о нем скажем ниже) в трансмиссии. В машине очень много сделано для создания водителю комфортабельных условий работы. Это прежде всего регулируемое (по расстоянию до педалей) сиденье водителя, которое имеет торсионную подвеску с гидравлическим амортизатором. Это и очень мощный отопитель, и хорошая звуко- и теплоизоляция кабины. На моделях, предназначенных для дальних рейсов (КамАЗ-5410, КамАЗ-54112, КамАЗ-53212), в кабине предусмотрено дополнительное спальное место. По многочисленным отзывам водителей, комфортабельность КамАЗа почти такая же, как и легковой машины. Нельзя пройти и мимо таких особенностей конструкции КамАЗа, которые прежде или не встречались на отечественных грузовиках, или применялись на них крайне редко. Прежде всего это делитель в трансмиссии, по существу, дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная между сцеплением и основной коробкой передач, позволяющая вдвое увеличить число ступеней в трансмиссии. Чем же продиктована такая необходимость? Возьмем, например, КамАЗ-5410, грузовик с бортовой платформой. Примем его массу без груза за 100%, тогда у нагруженного автомобиля она составит 217%, у порожней машины с пустым прицепом 150%, а у полностью нагруженного автопоезда 380%. Чтобы наивыгоднейшим образом сочетать тяговые возможности двигателя с изменяющейся почти в четыре раза массой автопоезда и условиями движения (подъемы, качество дорожного покрытия, встречный ветер), и понадобилось вдвое большее число передач в трансмиссии. Интересно, что водитель может заранее подготовить к включению понижающую передачу в делителе и в нужный момент лишь нажать на кнопку - сработает проселективное переключение ступеней. И еще одна особенность - блокировка межосевого дифференциала. Во всех автомобилях этот механизм поровну делит крутящий момент между ведущими осями или колесами. Но представьте, что буксуют колеса одного ведущего моста. Благодаря дифференциалу тотчас перестают вращаться колеса другого. Избавиться от неприятного побочного эффекта позволяет блокировка этого механизма, как это и делается на всех КамАЗах. Можно было бы долго разбирать «по косточкам», почему и как устроены те или иные узлы машин, выпускаемых в Набережных Челнах. Новинок в КамАЗе много. Автомобиль интересный, современный, сложный и требует от водителя не только высокой культуры обращения с ним, но серьезных технических знаний. Опыт показал, что быстрее и лучше всего осваивает машину молодежь. На улицах и дорогах нашей страны все чаще можно видеть КамАЗы различных моделей. Как «узнать» их, каковы их характеристики, на что эти машины способны? Вот два грузовика с бортовой платформой: КамАЗ-5320 и КамАЗ-53212. У последнего более длинная база (расстояние между центрами переднего и последнего мостов) и грузовая платформа, которая имеет две, а не одну, стойки откидных бортов с каждой стороны - это отличие сразу бросается в глаза, - удлиненную заднюю часть кабины (там находится спальное место). Такая же кабина устанавливается и на часть автомобилей модели 5320, используемых на дальних рейсах. Седельных тягачей среди КамАЗов тоже два - модели 5410 и 54112. Оба - с удлиненной кабиной, увеличенным топливным баком слева, запасным колесом не над правым лонжероном рамы, как у КамАЗа-5320 и КамАЗа-53212, а под ним. Различить обе модели тягачей можно по отдельным деталям, например, у КамАЗа-5410 передняя рессора имеет 12 листов, а у КамАЗа-54112 - 16 листов. Два самосвала - КамАЗ-5511 и КамАЗ-55103 - распознать легко: у первого кузов снабжен защитным козырьком над крышей, а у второго имеет надставные сетчатые или деревянные борта, поскольку этот грузовик предназначен для перевозки сельскохозяйственных грузов - зерна, корнеплодов, кормов. Кузов первого самосвала разгружается только назад, а второго - на три стороны. В заключение несколько слов о грузовике повышенной проходимости КамАЗ-4310. Он предназначен главным образом для работы в условиях бездорожья и снабжен односкатными мостами, централизованной системой изменения давления воздуха в шинах и постоянным приводом на все колеса. На это указывает так называемая колесная формула, где первая цифра обозначает общее число пар колес, а вторая - ведущих. Обозначение «6X4» относится к трехосным машинам с двумя ведущими осями, а «6Х6» - с тремя. СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ Для изготовления моделей-копий наиболее интересны автомобили семейства КамАЗ-5320. Два из них - 5320 и 53212 - это бортовые машины с тентами, что позволяет разместить и источники питания, и аппаратуру. Модификации отличаются длиной кузова и соответственно длиной рамы. Третий - это седельные тягачи 5410 (54112). Для моделистов эти машины менее интересны, чем остальные, поэтому сразу же перейдем к четвертому грузовику семейства - самосвалу 5511. Создавая его уменьшенную копию, моделисты смогут воспроизвести на ней многие характерные элементы машины, невидимые или просто отсутствующие на других разновидностях КамАЗов. Прежде всего это кузов с многочисленными поперечинами и ребрами, козырьками и трехступенчатым телескопическим цилиндром гидроподъемника. |