История марки ТАРПАН

ТАРПАН
TARPAN

Познань-Антонинек
Польша
1972-1995

В сентябре 1971 г. инженер Роман Шкварек (Roman Skwarek) с группой специалистов Познаньского автотракторного испытательного центра создал простой грузопассажирский автомобиль "Варта" (Warta) 4x2 с цельнометаллическим кузовом на лонжеронной раме и агрегатами от серийных легковых машин Варшавского завода ФСО (FSO), предназначенный для мелких сельских хозяйств и индивидуальных крестьян — "рольников". С июня 1972 г. началось производство более удобных машин "Тарпан". Для этого бывший испытательный центр в Антонинке, пригороде Познани, был преобразован в "Завод сельскохозяйственных автомобилей" - "Фабрыка Самоходув Рольничых" (Fabryka Samochodow Rolniczych), сокращенно ФСР (FSR).

Первое семейство "Тарпан S223" включало 3 модификации. Базовым являлся грузопассажирский автомобиль полной массой 2,1 т с колесной базой 2700 мм и удлиненной трансформируемой кабиной с задней раздвижной стенкой открывавшей доступ в грузовое ние, снабженное задним откидным бортом и прикрытое сверху тентом. В зависимости от количества мест в кабине (от трех до восьми) автомобиль мог перевозить 250-525 кг груза. С 1976 г. выпускались пикап с 3-местной кабиной и фургон без внутренней перегородки. На них применялись 4-цилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель "521" (2120см3, 70л.с), механическая 4-ступенчатая коробка передач, передняя независимая рычажно-пружинная подвеска, задняя — на полуэллиптических рессорах.

В 1978-80 гг. сформировалось второе семейство "Тарпан F233", отличавшееся новым бензиновым двигателем (1481 см3, 75 л.с.) от легковых машин "Польски-ФИАТ-125Р" (Polski-FIAT) и "Полонез" (Polonez). Оно предлагалось в 6 исполнениях грузоподъемностью 800-890 кг, в том числе грузопассажирский вариант "F233SO", фургон "F233K", пикапы "F233P" и "F233RS" с цельнометаллическим и деревянным бортовым кузовом. Их развитием в 1981 г. стали первые полноприводные модели — гражданский "Тарпан 234" и армейский "Тарпан 235" с увеличенной до 1000 кг грузоподъемностью. Кузова пикапов использовались для создания 1-осных прицепов "D233", сохранявших общий стиль "тарпанов". В 1981 г. завод ФСР выпустил рекордное количество машин - 6500 штук.

Политические события в Польше начала 80-х гг. и сложное экономическое положение страны не позволяли поддерживать государственный завод ФСР, выпускавший примитивные и неэкономичные машины. В октябре 1983 г. было принято решение о его закрытии, но по просьбе"рольников"заводу даровали жизнь еще на 3 года. За это время родилось большое количество вариантов "тарпанов", призванных спасти небольшое предприятие. Еще в 1982 г. началось изготовление 1-тонной серии "Тарпан F237" полной массой 2,35 т с 1,5-литровым мотором, улучшенным внешним видом и блокировкой дифференциала. Модель "S237SX" по-прежнему предлагали с двигателем "521". Пикап "F237RSD" (4x4) с лебедкой впервые получил более экономичный 50-сильный тракторный дизель, выпускавшийся на заводе "Урсус" (Ursus). В 1984 г. он стал основой нового дизельного семейства "Тарпан D239" с усиленными рамой и ходовой частью. Наладить изготовление собственных 3- и 5-цилиндровых дизелей мощностью 45 и 75 л.с. так и не удалось.

Спасло завод от закрытия новое полноприводное семейство "Хонкер" (Honker) 4x4 полной массой 2,8 т. В 1988 г. началось серийное производство новых автомобилей с колесной базой 2827 и 3027 мм в виде бортового грузовика или универсалов с мягким или жестким верхом грузоподъемностью 800-1175 кг. "Хонкер" получил 4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель мощностью 87 л.с. и развивал скорость 105 км/ч. С 1994 г. на нем применялся 2,5-литровый дизель ИВЕКО (IVECO) мощностью 75 л.с. (с турбонаддувом -100 л.с.), разгонявший машину до 120 км/ч. Заводу ФСР так и не удалось справиться с техническими и финансовыми проблемами. Обострившаяся конкуренция на польском рынке заставила его в 1995 г. прекратить производство "Хонкера", а затем переключиться на сборку легких фургонов "Фольксваген Т4" (Volkswagen).

ТАРПАН

(TARPAN)


Познань-Антонинек/Люблин/Андрыхув

Польша

1978–2002

В начале 70-х гг. на Заводе сельскохозяйственных автомобилей ФСР (FSR) близ Познани началась сборка простых грузопассажирских заднеприводных машин "Тарпан" с агрегатами Варшавского автозавода ФСО (FSO), лонжеронной рамой, рессорной подвеской и цельнометаллическими кузовами. Их главным назначением была работа в сельских индивидуальных хозяйствах, но создание в 1978 г. первого полноприводного варианта "Тарпан-234" открыло им дорогу в польские вооруженные силы. В последующие годы там использовались также стандартные 1-тонные модели "Тарпан F237" (4x4), F234 и F235 (4x4) с бензиновым двигателем ФСО (1,5 л, 75 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач.

Разработка легких военных многоцелевых автомобилей началась в 1979 г. с создания на базе "Тарпана-234" опытного армейского джипа PW-1 (4x4) с открытым многоцелевым кузовом. Второй 76-сильный прототип PW-2 появился в 1981 г. и затем до 1990 г. его переделывали, модернизировали, снабжали разными агрегатами и кузовами. В общей сложности таких машин было построено 20–25 экземпляров. Пробная сборка джипов PW-2 под маркой "Тарпан-4011" началась в 1988 г., а через год серийные машины были переименованы в "Тарпан Хонкер" (Honker). В кризисные 90-е гг. "Хонкер" стал основной продукцией завода ФСР, но в январе 1996 г. это небольшое предприятие обанкротилось. Весной того же года его выкупила южно-корейская компания "Дэу" (Daewoo) и перевела производство "Хонкера" на Люблинский автомобильный завод ФСЧ (FSC). В 1997 г. там начался выпуск модернизированного джипа "Тарпан-2324 Хонкер" или "Дэу Тарпан Хонкер", получившего новые польские агрегаты — 75-сильный дизельный двигатель "Андория 4CT90" (Andoria), 5-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную с блокировкой дифференциала и ведущие мосты. Армейский вариант с колесной базой 2827 мм снабжался открытыми и закрытыми кузовами на 5–11 мест и развивал скорость 120 км/ч. Уже в 1998 г. из-за банкротства компании "Дэу" это производство пришлось свернуть, но в 2000 г. в Люблине создали "Тарпан Хонкер-2000" второго поколения или "Хонкер-II" со 100-сильным дизелем "Андория", гидроусилителем рулевого управления и передней независимой торсионной подвеской. На следующий год и его выпуск был прекращен, а с мая 2002 г. некоторое время "Хонкер" собирали на СП "Андория" в Андрыхове. За 13 лет с постоянными перерывами, с 1990 до 2002 г., было собрано около 3 тыс. джипов "Тарпан Хонкер". С 2003 г. выпуском джипов марки "Хонкер" занимается компания "Интралл Польска" (Intrall Polska).