Ленинградским карбюраторным заводом выпускается большое количество карбюраторов семейства К-16А для различных двигателей специального назначения.
Базовой моделью семейства является карбюратор К-16А, схема которого представлена на рис. 90. Он устанавливается на пусковые двигатели ПД-10М-2 тракторов Липецкого, Алтайского, Минского, Волгоградского и Харьковского тракторных заводов.
Карбюратор К-16А по внешнему виду несколько отличается от своего предшественника К-16. На плоской боковой части карбюратора К-16 была сделана надпись: После запуска дизеля закрыть крышку. На карбюраторах типа К-16А поплавковая камера
круглой формы, а надпись перенесена на крышку приемного патрубка карбюратора. Кроме того, на всех карбюраторах типа К-16А небалансированная поплавковая камера.
Корпус карбюратора К-16А выполнен за одно целое с поплавковой камерой и диффузором. Все дозирующие элементы карбюратора размещены в корпусе карбюратора.
Корректировка состава горючей смеси осуществляется совместной работой главной дозирующей системы и системы холостого хода.
Главный топливный жиклер 5, выполненный заодно с распылителем, размещен в центре корпуса карбюратора под резьбовой пробкой 6. Распылитель главной системы своим верхним концом выходит в узкую часть диффузора.
Топливный жиклер холостого хода / расположен также вертикально в канале холостого хода с левой стороны карбюратора. Проход топлива к выходным отверстиям 3 и 5 холостого хода осуществляется по горизонтальному каналу 4, который выполнен на одном уровне с осью главного воздушного канала. Этот же канал вторым концом выходит в приемный воздушный патрубок и до топливного жиклера является воздушным каналом системы холостого хода. Топливо в жиклер холостого хода 1 идет по каналу непосредственно из колодца 7 до главного жиклера.
Регулировочный винт холостого хода 2 находится в вертикальном канале холостого хода и регулирует непосредственно сечение топливного жиклера. Выходных отверстий в карбюраторе два: одно 5 в задроссельной полости и одно 3 на уровне кромки дроссельной заслонки (в закрытом ее положении). Ось дроссельной заслонки карбюратора расположена вертикально. Нижний конец оси имеет рычаг с шаровым выступом на конце, служащий для присоединения к нему тяги регулятора. На верхней части оси имеется поводок ручного управления дроссельной заслонкой. Ручным поводком можно установить дроссельную заслонку в закрытое или открытое положение.
На корпусе карбюратора нанесены буквы О и 3, указывающие положение поводка при открытой и закрытой дроссельной заслонке. На рычаге оси сверху установлен упорный винт дроссельной заслонки, служащий для регулировки минимальных оборотов холостого хода двигателя. При завинчивании упорного винта передний конец его упирается в корпус фланца смесительной камеры, ограничивая тем самым закрытие дроссельной заслонки.
При положении поводка, соответствующем полному открытию дроссельной заслонки, последняя освобождается и в зависимости от режима работы двигателя устанавливается тягой регулятора в соответствующем нагрузке положении. Ось воздушной заслонки расположена горизонтально в передней части приемного воздушного патрубка (т. е. перпендикулярно к дроссельной заслонке.) На воздушной заслонке карбюратора имеется отверстие, сечение которого подобрано с таким расчетом, чтобы обеспечить нормальный пуск холодного двигателя.
Приемный патрубок карбюратора после пуска дизеля закрывается крышкой, которая фиксируется резьбовыми барашками.
Поплавковый механизм карбюратора К-16А обычного мотоциклетного типа.
В крышке поплавковой камеры карбюратора смонтированы: утолитель, седло запорного клапана, топливный приемный штуцер, соединительный топливопроводящий болт и топливный фильтр. Топливный приемный штуцер резьбы не имеет и приспособлен для присоединения эластичного бензопровода.
Карбюратор работает следующим образом. При работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода максимальное разрежение имеет место в задроссельной полости. На этом режиме работает система холостого хода. Топливо из поплавковой камеры поступает в колодец 7, далее по каналу проходит через жиклер холостого хода / и поступает в горизонтальный канал 4. Здесь оно смешивается с воздухом и в виде эмульсии поступает через выходные отверстия 5 и 3 в задроссельную полость, смешиваясь с основным воздушным потоком. Состав горючей смеси можно изменять посредством регулировочного винта 2 холостого хода.
По мере открытия дроссельной заслонки разрежение в задроссельной полости уменьшается, а в диффузоре увеличивается и в работу вступает главная дозирующая система. При увеличении нагрузки доля топлива, поступающего через главный жиклер, увеличивается, а через систему холостого хода уменьшается.
По скоростной характеристике также работают обе системы, хотя доля топлива, поступающего через систему холостого хода, значительно снижена.
Другие карбюраторы этого семейства несколько отличаются от карбюраторов К-16А.
Карбюратор К-16И устанавливается на двухтактный двигатель Д-300 тротуароуборочной машины и приспособлен для работы с регулятором. Карбюратор работает с воздухоочистителем и поэтому не имеет предохранительной крышки на приемном патрубке. Кроме того, рычаг для присоединения регулятора расположен сверху.
Карбюраторы К-16Б и К-16В предназначены для стационарных четырехтактных двигателей УД-1 и УД-2. В настоящее время эти двигатели сняты с производства, и карбюраторы выпускаются только как запасные части. Эти карбюраторы имеют резьбовой штуцер для присоединения металлического топливопровода и не имеют предохранительной крышки на приемном патрубке, так как приспособлены для работы с воздухоочистителем.
Карбюраторы К-16Г и К-16Д применяются для пускового устройства тракторных двигателей Д-14, Д-24 и Д-28.
На приемном патрубке этих карбюраторов установлена защитная крышка. Дроссельная заслонка карбюратора управляется только ручным поводком и, кроме того, карбюратор имеет нерегулируемую систему холостого хода (вместо регулировочного винта холостого хода ставится заглушка).
Капбюоаторы К-16Е и К-16Ж устанавливаются на двигатели УД-15 и УД-25. На карбюраторах K-16E и К-16Ж регулировочные винты холостого хода размещены во фланце смесительной камеоы в задроссельной полости и регулируют состав горючей смеси путем изменения количества бензовоздушной эмульсии, поступающей из системы холостого хода. Карбюраторы К-16Е и К-16Ж работают с воздухоочистителем и не имеют крышки на приемном патрубке.
На рис. 91 дан общий вид карбюратора К-16Г (Д), а в табл. 5 приведены основные данные карбюраторов К-16А (Б, В, Г, Д, Е, Ж, И).