Карбюратор К-14 выпускается в четырех модификациях: К-14 — для двигателя автомобиля ГАЗ-ММ; К-14Б —д ля двигателя трактора ХТЗ-7; К-14К — для комбайнового двигателя ГАЗ-МК; К-14КБ — для двигателя агрегата ГАЗ-МКБ.
Кроме этого, карбюратор устанавливается на ряде стационарных двигателей.
Карбюратор К-14 (рис. 87) однокамерный, вертикальный, с восходящим потоком. Корректировка состава смеси осуществляется с помощью компенсационной системы.
Он состоит из верхней и нижней основных частей, отлитых из чугуна. Между этими частями ставится картонная прокладка.
В верхней части располагаются дроссельная заслонка, каналы экономайзера, каналы холостого хода с регулировочным винтом и выходным отверстием, а также входное отверстие для подвода топлива в поплавковую камеру и запорный механизм с игольчатым клапаном.
К верхней части подвешивается поплавок. В нижней части располагается поплавковая камера и все дозирующие элементы.
Топливо через запорный механизм 7 поступает в поплавковую камеру. Поплавковая камера каналом 15 сообщается с приемным воздушным патрубком, т. е. карбюратор сбалансирован.
В нижней части поплавковая камера сообщается с главным жиклером 1.
В два других отверстия в нижней части поплавковой камеры ввернуты компенсационный жиклер 5 и жиклер экономайзера 6. Через жиклер 5 топливо поступает в компенсационный колодец 3, а через жиклер 6 — в колодец экономайзера.
Компенсационный колодец двумя каналами сообщается с распылителем компенсационной системы 2.
В верхней части компенсационный колодец каналом 9 и двумя отверстиями в штуцере 4 сообщается с воздушной полостью поплавковой камеры.
Воздушные отверстия, расположенные в штуцере 4, дросселируют воз дух, поступающий в компенсационный колодец, вследствие чего в последнем создается некоторое разрежение. В компенсационном колодце установлена трубка с жиклером 11 холостого хода.
При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой топливо под действием разрежения за дроссельной заслонкой поступает из компенсационного колодца по трубке с жиклером 11 в канал холостого хода и далее через выводное отверстие 13 у дроссельной заслонки в воздушный поток главного канала. Для регулирования количества топлива, вытекающего из жиклера холостого хода, а следовательно, и состава смеси предусмотрен регулировочный винт холостого хода 10. Воздух для образования эмульсии поступает из поддиффузорного пространства.
Пластмассовый съемный диффузор устанавливается в нижней части карбюратора и прижимается верхней частью карбюратора к своему гнезду. Для обогащения смеси при пуске двигателя служит воздушная
заслонка 16.
При работе двигателя с нагрузкой работает главная дозирующая система, включающая в себя главный жиклер с распылителем и компенсационную систему. Главный жиклер работает как и в простейшем карбюраторе.
Компенсационная система с увеличением открытия дроссельной заслонки будет давать эмульсию в увеличивающемся количестве, но все более бедную топливом. Подбирая главный и компенсационный жиклеры соответствующей пропускной способности, можно добиться автоматического изменения состава смеси с изменением нагрузки двигателя в нужном направлении.
Экономайзер карбюратора К-14 состоит из жиклера 6, колодца 8, в который вставлена трубка, канала 12, сообщающего колодец 8 с наддиффузорным пространством, и канала 14, подходящего к оси дроссельной заслонки.
Ось дроссельной заслонки имеет срез, который расположен так, что при открытии дроссельной заслонки канал 14 сообщается с окружающей средой. При работе двигателя воздух из окружающей среды через срезанную часть оси дроссельной заслонки и по каналам 14 и 12 поступает в наддиффузорное пространство. Топливо из колодца экономайзера не расходуется.
При открытии дроссельной заслонки проворачивается и ее ось. По достижении определенного угла поворота дроссельной заслонки ось начинает перекрывать канал 14, дросселируя вход воздуха. При этом в колодце экономайзера будет падать давление.
При полном открытии дроссельной заслонки ее ось закроет доступ воздуха в канал 14. Разрежение из наддиффузорного пространства будет передаваться в колодец экономайзера, и топливо из колодца 8 поступит в главный воздушный канал и обогатит смесь.
Карбюратор К-14КБ, помимо описанных элементов, имеет иглу-обогатитель, которая соединяет канал, идущий из поплавковой камеры к главному жиклеру, с полостью под распылителем компенсационной системы. Иглой пользуются при пуске, поэтому управлен ие ею связано с управлением воздушной заслонки. Прикрывая воздушную заслонку, открывают иглу. Благодаря игле компенсационный колодец при пуске двигателя не опоражнивается.
Запас топлива в колодце дает возможность более плавно переводить двигатель на другой режим. Эта же игла может быть использована при прогреве двигателя в холодное время.
В карбюраторе К-14Б отсутствует система экономайзера. Кроме указанного выше, карбюраторы различаются пропускной способностью жиклеров и приводами заслонок.
Основные данные карбюраторов К-14 (К-14К, К-14КБ, К-14Б) следующие: