Карбюратор К-105

Карбюратор предназначен для двигателя ГАЗ-21 автомобиля Волга. Он выпускался Ленинградским карбюраторным заводом до 1964 г. Карбюратор К-105 однокамерный, с падающим потоком горючей смеси, работает по принципу корректировки состава смеси методом изменения разрежения над топливным жиклером (пневматическое торможение). На рис. 44 приведена схема карбюратора.Карбюратор состоит из трех основных частей: верхней части корпуса, представляющей собой крышку карбюратора /, средней или основной части корпуса 29 и нижней 25.

Верхняя часть корпуса включает в себя приемный воздушный патрубок с воздушной заслонкой 2 и крышку поплавковой камеры. В этой части карбюратора имеется балансировочный канал 5, соединяющий верхнюю часть поплавковой камеры с приемным воздушным патрубком.

Воздухоочиститель крепится к карбюратору посредством соединительного болта 3. В средней части корпуса располагается поплавковая камера и все основные дозирующие элементы карбюратора. В нижней части находится смесительная камера, в которой крепится дроссельная заслонка. Здесь же предусмотрен вывод 28 к вакуум-корректору .Верхняя и средняя части корпуса выполнены из цинкового сплава, нижняя — из чугуна.

Карбюратор с двойным распыливанием, оба диффузора 4 и 27 съемные. Малый диффузор 4 выполнен за одно целое с распылителем и блоком жиклеров. На нем смонтированы воздушные жиклеры главной дозирующей системы 7 и холостого хода 5, топливный жиклер холостого хода 6 и эмульсионная трубка главной дозирующей системы 26.

Диффузор крепится к корпусу карбюратора двумя болтами. Между корпусом карбюратора и диффузором, а также и между другими отдельными частями корпуса карбюратора ставятся картонные прокладки.

Карбюратор имеет ускорительный насос 11 и экономайзер с общим механическим приводом 13 от оси дроссельной заслонки. Топливо к поплавковой камере подводится через штуцер 18, далее оно проходит сетчатый фильтр 17 и через запорный механизм 16 поступает в поплавковую камеру. В поплавковой камере помещаются два поплавка 14, укрепленные на одном рычаге. На первых выпусках карбюраторов устанавливались пластмассовые поплавки (из поликапролактама ), в дальнейшем они были заменены латунными штампованными поплавками круглой формы. Поплавки сидят на оси, смонтированной на специальной колодке, которая вставляется в пазы, имеющиеся внутри корпуса поплавковой камеры.

Для наблюдения за уровнем топлива в поплавковой камере предусмотрено окно /5, представляющее собой круглое отверстие с вмонтированным в него прозрачным элементом.

Обогащение горючей смеси при пуске холодного двигателя осуществляется с помощью воздушной заслонки 2, снабженной автоматическим клапаном. После пуска и прогрева двигателя его переводят на холостой ход. При этом воздушная заслонка открыта, а дроссельная прикрыта. Разрежение за дроссельной заслонкой достигает 480— 500 мм рт . ст. Под действием разрежения топливо поступает из поплавковой камеры через главный жиклер 21 в эмульсионный колодец, а затем через топливный жиклер холостого хода 6 и наклонный канал идет в вертикальный канал холостого хода. Сюда же через воздушный жиклер 8 поступает воздух. Получающаяся при этом эмульсия может иметь выход в смесительную камеру через нерегулируемое отверстие 24 перед дроссельной заслонкой и регулируемое винтом 22 отверстие 23 за дроссельной заслонкой.Нерегулируемое отверстие холостого хода подбирается таким, которое обеспечивало бы плавный переход двигателя с малых оборотов холостого хода на большие .

При работе главной системы топливо из поплавковой камеры через главный жиклер 21 поступает в эмульсионный колодец. Из колодца по эмульсионной трубке 26 оно идет в распылитель и затем в полость малого диффузора 4.

Двойное распыливание топлива обеспечивает более благоприятные условия для испарения топлива и, следовательно, для получения более однородной горючей смеси. По мере расходования топлива уровень его в эмульсионном колодце будет понижаться, и отверстия эмульсионной трубки обнажатся. Тогда через воздушный жиклер 7 и отверстия в эмульсионной трубке будет поступать воздух и смешиваясь с топливом, образовывать эмульсию. Это, кроме того, будет несколько повышать давление над главным жиклером 21.Хотя в результате разрежение над главным жиклером будет возрастать с увеличением разрежения в горловине малого диффузора, это возрастание будет идти с некоторым отставанием. Подобрав соответствующие топливный и воздушный жиклеры, можно получить и желаемое изменение состава смеси на средних нагрузках по нагрузочной характеристике.

Следует, однако, иметь в виду, что при работе двигателя с частично открытой дроссельной заслонкой работают одновременно главная система и система холостого хода. По мере увеличения открытия дроссельной заслонки интенсивность работы системы холостого хода уменьшается. При большом открытии дроссельной заслонки разрежение в главной системе будет больше, чем в системе холостого хода, и топливный жиклер холостого хода будет работать как дополнительный воздушный жиклер главной дозирующей системы.

При работе двигателя с дроссельной заслонкой, положение которой близко к полному открытию или при полном ее открытии, в работу вступает экономайзер. Клапан экономайзера 19, корпус которого ввернут в гнездо, расположенное в поплавковой камере, открывается посредством механического привода. Топливо из поплавковой камеры через клапан экономайзера, калиброванное отверстие в корпусе клапана и далее по каналам проходит к распылителю 31. В вертикальном канале перед распылителем предусмотрен выпускной клапан 30 игольчатого типа (аналогичный топливному ).Место расположения распылителя и вес выпускного клапана подбираются с таким расчетом, чтобы из распылителя топливо начало фонтанировать только при больших оборотах двигателя. В этом случае состав горючей смеси удается получить более равномерным по всей скоростной характеристике двигателя.

При резком открытии дроссельной заслонки тем же приводом, через пружину 12, поршень ускорительного насоса быстро подается вниз. Шариковый впускной клапан 20 закрывается и разъединяет полость насоса с полостью поплавковой камеры. Топливо из насоса по вертикальному каналу, обтекая выпускной игольчатый клапан 10, через форсунку 9 впрыскивается в главный воздушный канал.

Основные данные карбюратора К-105 следующие:

Диаметр входного патрубка в мм .  52

Диаметр смесительной камеры в мм . 38

Диаметр узкого сечеиия большого диффузора в мм   28,5

Диаметр узкого сечения малого диффузора в мм   12

Расстояние от уровня топлива в поплавковой камере до плоскости разъема карбюратора в мм .    18—20

Вес поплавка в сборе в г :

пластмассового.    11—12

латунного    18,5—19,5

Пропускная способность главного топливного жиклера в см3/мин.     590

Диаметры калиброванных отверстий в мм :

воздушного жиклера главной дозирующей системы     2,3

топливного жиклера холостого хода     0,75

воздушного жиклера холостого хода   1,8

жиклера экономайзера (2 отверстия). 1,5

форсунки ускорительного насоса.. 0,6

Производительность ускорительного насоса за 10 полных ходов поршня в см3..Не менее 12

Вес карбюратора в сборе в кг     2,34