Техническое обслуживание карбюраторов

Неисправности карбюраторов и их влияние на работу двигателя

Мощность, экономичность двигателя, динамические показатели автомобиля во многом зависят от исправной работы карбюратора.

Неисправность карбюратора влечет за собой ухудшение работы двигателя. В этом случае может наблюдаться резкое увеличение расходов топлива, вспышки в карбюраторе, провал при открытии дроссельной заслонки, ухудшение тяговых качеств, хлопки в глушителе, дымление и перегрев двигателя и повышенное содержание окиси углерода в отработавших газах.

Следует отметить, что перечисленные явления могут быть вызваны не только плохой работой карбюратора.

Прежде чем приступить к проверке карбюратора, необходимо проверить исправность отдельных узлов и деталей двигателя и самого автомобиля.

Перерасход топлива часто происходит вследствие наружных подтеканий . Подтекание топлива может наблюдаться под пробками жиклеров, сливными пробками поплавковой камеры и в ниппельных соединениях. Герметичность карбюратора следует проверять как на работающем, так и на неработающем двигателе. После наружного осмотра соединений необходимо проверить работу поплавкового механизма карбюратора.

Уровень топлива в поплавковой камере должен точно соответствовать установленным нормам. Понижение уровня топлива приводит к переобеднению смеси, вспышкам в карбюраторе, потере приемистости двигателя и т. п. Понижение уровня топлива может являться следствием неправильной его регулировки, недостаточной подачи топлива насосом, засорения фильтров. Повышение уровня топлива может быть вызвано негерметичностью поплавка, износом игольчатого запорного клапана, заеданием оси поплавка, а также повышенным давлением бензонасоса. Повышение уровня вызывает, в свою очередь, переобогащение горючей смеси. После проверки герметичности карбюратора и работы поплавкового механизма можно приступить к осмотру дозирующих элементов карбюратора.

При этом могут иметь место следующие неисправности, приводящие к перерасходу топлива:

негерметичность клапана экономайзера;

преждевременное включение в работу клапана экономайзера (особенно с пневматическим приводом);

засмоление воздушных жиклеров у эмульсионных карбюраторов;

засмоление пластинчатых клапанов диффузора (у карбюраторов типа К-22);

несвоевременное включение в работу пусковых приспособлений;

нарушение балансировки в результате негерметичности поплавковой камеры;

неплотная посадка жиклеров в корпусе карбюратора.

При провалах или плохой приемистости двигателя необходимо проверить систему ускорительного насоса карбюратора.

Ускорительный насос карбюратора должен обеспечивать производительность в соответствии с требованиями технических условий.

Причинами неудовлетворительной работы системы ускорительного насоса могут быть: засорение форсунки; заедание плунжера; износ плунжера или колодца; негерметичность впускного клапана; неисправность привода; залипание впускного и выпускного клапанов ускорительного насоса; течь под форсункой ускорительного насоса.

Осмотр и проверка деталей карбюратора производятся после их тщательной очистки и промывки.

При разборке карбюратора следует очень осторожно обращаться с прокладками, так как при нарушении герметичности поплавковой камеры будет иметь место нарушение балансировки, что, в свою очередь, приведет к повышению расхода топлива.

При отсутствии герметичности в соединении средней части карбюратора с нижней нарушается работа системы холостого хода, так как разрежение над жиклером холостого хода в этом случае резко уменьшается. При этом на всех режимах обеднится смесь вследствие подсоса воздуха помимо диффузора.

После того как карбюратор разобран, все его детали должны быть тщательно очищены от грязи и промыты в керосине или неэтилированном бензине.

Жиклеры, дозирующие иглы, запорный игольчатый клапан, клапан и детали пневматического привода целесообразно промыть в ацетоне или растворителе с целью удаления с них смолистых осаждений.

Затем детали следует продуть сжатым воздухом для просушки.

Концы для протирки деталей употреблять не рекомендуется, так как они оставляют волокна.

66. Виды технического обслуживания карбюраторов

Нормальная работа карбюратора в значительной степени зависит от состояния системы питания в целом. В первую очередь это относится к чистоте бензобака и бензомагистралей , качеству фильтрации топлива до поступления его в карбюратор, состоянию бензонасоса, воздухофильтра и впускного трубопровода двигателя.

Для поддержания системы питания в чистоте необходимо тщательно следить за чистотой топлива, заправляемого в бензобаки. Заправка топлива должна обязательно производиться через сетчатый металлический или другого типа фильтр. При заправке топлива нужно следить за тем, чтобы в емкости оставался отстой. Периодически отстой должен сливаться и из бензобака. Для слива отстоя на бензобаках автомобилей имеется сливная пробка.

Рекомендуется не реже двух раз в год снимать п промывать бак горячей водой. Следует также периодически снимать и промывать топливный фильтр-отстойник (если таковой имеется) и фильтр-отстойник бензонасоса.

Не менее важной причиной неправильной работы карбюратора является состояние воздухоочистителя. Промывать и прочищать воздухоочиститель рекомендуется в сроки, указанные в инструкции. Однако при эксплуатации автомобиля в условиях сильно запыленного воздуха или при значительных износах ша-тунно-кривошипного механизма (при закрытой вентиляции картера) чистку фильтра нужно производить значительно чаще.

Засорение воздушного фильтра приводит к резкому снижению мощности двигателя, повышенному расходу топлива (несмотря на балансировку карбюратора) и интенсивному износу двигателя. Однако, несмотря на совершенствование конструкции карбюраторов, в процессе эксплуатации все же нарушается регулировка. Ввиду этого в целях профилактики карбюратор должен подвергаться планово-предупредительному осмотру во время технического обслуживания автомобилей.

Система технического обслуживания автомобилей, принятая на автотранспорте, состоит из ежедневного обслуживания (ЕО), первого технического обслуживания (ТО-1) и второго технического обслуживания (ТО-2). Периодичность обслуживания производится в соответствии со сроками, утвержденными Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

Ежедневное техническое обслуживание производится один раз в сутки после работы автомобиля.

Периодичность технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2) устанавливается по пробегу автомобиля в зависимости от условий эксплуатации.

В табл. 7 приводятся данные по периодичности технического обслуживания автомобилей.

К I категории относится эксплуатация автомобилей на асфальтированных и бетонированных дорогах, а также на других дорогах с усовершенствованными и твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии, а также эксплуатация их в городских условиях. Ко II категории относится эксплуатация автомобилей на загородных дорогах со щебенчатым, гравийным, булыжным и другим каменным покрытием, находящихся в удовлетворительном состоянии, а также эксплуатация автомобилей в условиях напряженного городского движения.

К III категории относится эксплуатация автомобилей на грунтовых, горных или неисправных дорогах со щебенчатым , гравийным

или другим твердым покрытием, а также в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котловинах, на лесоразработках). В случае сочетания условий эксплуатации в различных дорожных условиях производится соответствующее корректирование сроков технического обслуживания.

При ежедневном обслуживании производится внешний осмотр карбюратора. Следует убедиться в отсутствии наружного подтекания топлива и проверить работу привода дроссельной и воздушной заслонок карбюратора.

При первом техническом обслуживании нужно произвести следующие операции.

1. Проверить крепление карбюратора.

2. Проверить правильность регулировки привода акселератора. Дроссельная заслонка при нажатии на акселератор должна

полностью открываться, а при отпускании педали закрываться.

3. Проверить привод воздушной заслонки.  При вытянутой манетке привода воздушная заслонка должна плотно закрываться, а при возвращении ее в исходное положение воздушная заслонка должна быть полностью открыта. Следует помнить, что прикрытие воздушной заслонки вызывает резкое переобогащение горючей смеси и падение мощности двигателя.

4. Убедиться в отсутствии подтекания топлива из штуцера бензопровода и из-под пробок.

5. Проверить прочность присоединения штуцера вакуумного автомата опережения зажигания .

6. Проверить легкость запуска двигателя и регулировку малых оборотов холостого хода. Убедиться в плавности нарастания оборотов двигателя при нажатии на акселератор (на отсутствие провалов).

7. Промыть топливный фильтр карбюратора.

При втором техническом обслуживании карбюратор снимается с двигателя, разбирается, промывается и чистится. Чистка и проверка производятся следующим образом.

Карбюратор в сборе помещается в керосиновую ванну на 25— 30 мин. После этого он тщательно очищается от грязи и смол щеткой и промывается чистым керосином. Затем карбюратор подвергается разборке. Следует помнить, что разборку должен производить специалист регулировщик или механик.

При разборке необходимо пользоваться только специальным стандартным инструментом ГАРО или исправным специальным инструментом собственного изготовления. Необходимо обратить внимание на соответствие размера отвертки шлицу жиклера, пробки или винта. Следует обратить особое внимание на то, чтобы при разъеме деталей не повредить прокладки или уплотнительные шайбы, а также клапаны, дозирующие иглы, жиклеры и др.

При разборке карбюратора производится повторная промывка его деталей.

Топливные клапаны, жиклеры, дозирующие иглы, эмульсионные трубки, игольчатые подшипники регуляторов, латунные втулки и др. промываются в растворителе, ацетоне, бензине, скипидаре или спирте с целью удаления смолистых отложений.

После промывки карбюратора все его детали продуть сжатым воздухом. Не рекомендуется протирать детали обтирочными концами, так как на них может остаться пыль и микроскопические волокна.

Перед сборкой карбюратора необходимо проверить правильность регулировки дозирующих элементов карбюратора. На собранном карбюраторе проверить уровень топлива в поплавковой камере, момент включения экономайзеров, работу ускорительного насоса и регулировку ограничителя числа оборотов (если таковой имеется). Затем карбюратор устанавливается на автомобиле и регулируется.

Если перед техническим обслуживанием имелись жалобы на повышенный расход топлива, то производятся заезды на автомобиле с мерным бачком для определения контрольного расхода топлива. Один раз в год на специальных приборах проверяются рабочие детали карбюратора, включая жиклеры.

Следует помнить, что лишняя разборка карбюратора нежелательна, так как разрабатываются шлицы на жиклерах, ослабляются резьбы, прожимаются прокладки.

67. Методы устранения неисправностей карбюраторов

За последнее время очень остро ставится вопрос о долговечности и надежности службы механизмов и машин. На старых моделях автомобилей одним из первых агрегатов, подвергавшихся износу, был карбюратор.

В настоящее время срок службы карбюратора приближается к сроку службы автомобиля до капитального ремонта.

Многочисленными исследованиями, проводимыми автомобильными и карбюраторными заводами, НИИАТ, ЦНИТА и другими организациями, установлено, что срок службы карбюратора составляет 30 000—40 000 км. Следует отметить, что в карбюраторе сроки службы отдельных узлов различны и зависят от их конструкции, применяемых материалов и правильности эксплуатации.

Наиболее слабыми местами карбюратора являются топливный клапан, клапаны экономайзеров, плунжеры ускорительного насоса и другие движущиеся детали. Рассмотрим отдельно основные неисправности и их влияние на работу карбюратора.