Почему дымит двигатель
Рассмотрим детально принцип работы двигателя.
Некоторое количество выхлопных газов, образующихся при работе двигателя, прорываются через кольца и неизбежно попадают в картер двигателя. Если двигатель относительно новый, попадание газов в картер минимально. Но если у двигателя большая выработка, то очень большая часть газов попадает в картер. Из-за этого в двигателе создается повышенное давление. Для решения подобной ситуации, на большинстве современных автомобилей установлена система, позволяющая вентилировать картер двигателя.
На бензиновых двигателях имеется две системы вентиляции картера - для работы на холостом ходу и для работы на высоких оборотах. Обе системы реализованы в виде трубок из резины. Через эти трубки газы, попавшие в картер, отсасываются во впускной коллектор. Система отсоса газов на холостых оборотах работает таким образом, что выхлопные газы отсасываются из картера двигателя сначала в воздухофильтр, а после этого благодаря системе холостого хода попадают во впускной коллектор. Если обороты высокие, то система работает иначе: выхлопные газы через клапан отсасываются из картера и сразу же попадают во впускной коллектор, не заходя в карбюратор. Этот клапан отвечает и за перекрытие вентиляции холостого хода. Без этого клапана смесь, получающаяся во впускном коллекторе, будет слишком бедной, что неизбежно приведет к тряске и перебоях двигателя в работе. Чтобы при вентиляции двигателя вместе с газами не попадала масляная пыль, на крышке клапана имеется маслоотделитель. Он со временем засоряется нагаром и перестает работать. А отсюда и результат - появление масла во впускном коллекторе и воздухофильтре. Поэтому двигатель и дымит.
Дым может быть синим, черным, белым, а также постоянным и периодическим, а также может быть показателем износа, а иногда вызван достаточно тривиальными и легко устранимыми причинами
На двигателях с системой впрыска, всего одна трубка отсоса газов. Но она разделяется на подходе к заслонке дросселя. Трубка с большим диаметром проходит через впускной коллектор до заслонки дросселя. А трубка с меньшим внутренним диаметром располагается после дроссельной заслонки. Он то обычно и засоряется, так как диаметр этой трубки всего 1 мм. Через канал с более тонкой трубкой производится вентиляция картера на холостых оборотах, а через больший канал двигатель вентилируется при открытой заслонке дросселя. Если эти каналы будут забиты гарью, то следственно, вентиляции не будет, а в двигателе из-за этого создается избыточное давление. Оно настолько велико, что в состоянии выдавить все сально подшипники и прокладки наружу. Результатом этого будет течь масла из картера. Поэтому, если в двигателе вашего автомобиля появилась течь масла, прежде всего, проверьте и в случае необходимости прочистите систему вентиляции. Проверить нормальную вентиляцию картера можно при помощи обычной картонки - положить лист картона на клапанную крышку и посмотреть. При нормальной системе вентиляции картон будет плотно прилегать к крышке уже на 1000 об. мин. Если поршневая группа достигла сильного износа, подобного результата будет невозможно добиться, увеличив обороты даже в 2 раза. Значит, в любом случае, масло будет вытекать, и бороться с этим бесполезно.
На дизельных двигателях вентиляция картера представлена более простой системой - она напоминает сапун, но выведен он не как в автомобилях советского автопрома под двигатель, а во впускной коллектор.