Очень много лет назад в одном из автосервисов работал Волшебник, который за 10 минут мог "вылечить" автомобиль с дизельным двигателем, если тот "дымил черно-черным дымом".
И вся причина была в простом.
Для "лечения" надо было только снять воздушный фильтр и тщательно продуть его, то есть, дать возможность воздуху поступать в камеры сгорания в положенном объеме...
"Все гениальное - просто".
Это было сказано еще до нашего рождения.
Нам же только надо знать Основы и Теории.
На вопрос "Почему дизель дымит?", сейчас даже Ученик ответит: " Мало воздуха".
А "продвинутый" Ученик добавит: " И неправильный угол опережения".
Мастер добавит еще:
- время впрыска топлива
- качество распыления топлива
- степень сжатия
- обороты коленчатого вала
- цетановое число топлива
А давайте попробуем посмотреть на этот вопрос немного с другой стороны, то есть, "залезть в этот вопрос поглубжее" - ?
Топливо.
Мы привыкли называть "топливом" все то, что заливаем в наши топливные баки.
И подразумеваем, что "топливо" - это значит "горение".
Но это немного не так.
Все "простое" в нашем мире всегда состоит из множества "сложного" ( и даже когда мы разберем все эти "сложные" на простые составляющие, то они опять-таки будут всегда состоять из множества "сложного").
Так и топливо: оно состоит из горючей части (рис.1) и негорючей (рис.2) :
рис.1 рис.2
В камере сгорания тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд
Одна из особенностей камеры сгорания дизельного двигателя в том, что вследствии неоднородного состава смеси там происходит так называемое диффузионное сгорание смеси.
Смесь, в данном случае, состоит из нескольких частей (зон):
рис.3 рис.4
1 - зона стехиометрического состава топливо-воздушной смеси
2 - зона "богатого" состава смеси
3 - зона "бедного" состава смеси
В зависимости от "качества перемешивания" топливо-воздушной смеси и в зависимости от созданных условий возможны различные варианты диффузионного горения (рисунки 4 и 5).
В камере сгорания всегда возможны условия, когда состав зоны стехиометрического состава топливо-воздушной смеси будет меняться в зависимости от созданных условий, а именно:
- давление
- наличие требуемого состава воздуха (кислорода)
- температура
- качество "распыла" топлива
- условия для "перемешивания" топливо-воздушной смеси
Если стехиометрический состав топливо-воздушной смеси превышает 60-80% от общего объема(рис.3 и 4), то диффузионное горение происходит без образования сажи ( С ) и ее частиц (дыма на "выхлопе" нет).
В противном случае, когда в камере сгорания существует вот такой состав "смеси":
рис.5
,- то начинается эффект пиролиза ( разложение химических соединений при нагревании) топлива и образования максимального количества * С *, так как для этого "созданы" все нужные условия:
- высокая температура
- недостаток кислорода
И тогда на "выхлопе" наблюдается дым "черно-черного" цвета.
То есть, когда мы видим такой дым на дизеле, то это означает, что внутри камеры сгорания сейчас происходит эффект пиролиза, о причинах которого уже было сказано выше.
И что бы попытаться его устранить, в первую очередь можно проверить:
- состояние воздушного фильтра ( "забит" он или нет, при необходимости продуть его или заменить на новый)
- форсунки ( они могут просто начать "лить" и тогда топлива будет поступать нерасчетное количество)
- угол опережения ( вместо "самовоспламенения"- возникновения очага пламени за счет окисления топливо-воздушной смеси под воздействием давления, температуры и развития экзотермических реакций,- топливо будет подвержено эффекту пиролиза вледствии нарушения изначально заданных условий)
Примечание: Данная статья не является "моментом истины", это просто повод для размышления, который возник при разговоре с одним "дизелистом", правда, он употребил слово "крекинг", но уместнее говорить "пиролиз". Если у кого-то есть другие мнения, замечания и предложения - прошу на наш Форум в раздел "Думаем, спорим, размышляем". Как говорится: "Истина всегда одна, но она временами может рядиться в разные одежды".
Владимир Петрович Кучер