Кузов автомобиля является важнейшей конструктивной, наиболее ответственной, сложной, материалоемкой и дорогостоящей частью автомобиля. Он несет на себе все механизмы и обеспечивает обтекаемость, безопасность, комфортабельность и внешний вид автомобиля. Кузов составляет почти половину стоимости автомобиля и почти половину автомобиля по массе. От кузова автомобиля во многом зависят пробег и срок службы автомобиля в эксплуатации.
Кузова обладают высокой активной и пассивной безопасностью.
Активная безопасность кузова (свойство предотвращать ДТП) обеспечивается: характерной обзорностью и видимостью при любых погодных условиях; защитой глаз водителя от ослепления солнечными лучами и светом фар сзади идущих транспортных средств; хорошей видимостью контрольных приборов, удобной посадкой, хорошей термоизоляции кузова; созданием соответствующего микроклимата внутри салона. Все это существенно снижает утомляемость водителя и обеспечивает длительную безопасную работу водителя.
Пассивная безопасность кузова (свойство уменьшать тяжесть ДТП) обеспечивается: высокой прочностью пассажирского салона, практически исключающей его деформацию при авариях; ремнями безопасности; регулируемыми подголовниками передних сидений, предотвращающих травмирование шеи человека от удара при наезде на автомобиль сзади; травмобезопасным рулевым колесом; безопасными стеклами и зеркалами; энергоемкой панелью приборов с утопленными приборами; широкими дверями, создающими возможность выхода из потерпевшего аварию автомобиля; надежными замками дверей, выдерживающими большие нагрузки и исключающими их открытие при ударе о препятствие; обивочными огнестойкими материалами; безопасной внешней формой кузова без выступающих элементов, что уменьшает травмирование пешеходов.
Кузова автомобилей не равнопрочные: отдельные их части имеют различную жесткость и разную сопротивляемость удару при ДТП – меньшую у передней и задней части, большую у средней части. В результате при столкновении автомобилей за счет деформации передней и задней частей кузова происходит плавное гашение удара и пассажирский салон предохраняется от деформации. Это обеспечивает сохранение пространства при столкновениях автомобилей и наездах на препятствие.
Кузов является несущей системой автомобиля. Двигатель, механизмы трансмиссии и устройства подвески крепятся к основанию кузова.
Салон кузова имеет естественную и приточную вентиляцию. Естественная вентиляция обеспечивает поступление свежего воздуха через опускные стекла дверей, а приточная вентиляция – через коробку воздухопритока и систему отопления салона кузова.
На большинстве автомобилей разных марок и моделей дополнительно имеется вытяжная вентиляция, которая обеспечивает отсос воздуха из салона через вентиляционные отверстия на боковых панелях крыши.
В кузове автомобиля размещаются:
- система вентиляции и отопления;
- стеклоочистители и смыватели;
- прикуриватель;
- пепельница;
- вещевой ящик (перчаточный ящик, или бардачок);
- противосолнечные козырьки;
- ремни безопасности и их фиксаторы. Спереди и сзади на кузове установлены бамперы.