Полезные советы по эксплуатации и ремонту жигулей и не только!(2)

Если в пути отказал генератор, то необходимо для уменьшения расхода энергии аккумулятора отключить обмотку возбуждения ге­нератора (снять предохранитель № 10 в моделях ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2106, № 9 в моделях ВАЗ-2105 и -2107) и одновременно отсо­единить провод от вывода «30/51» реле РС702 лампы заряда аккуму­лятора.

Если на токопроводящих полосках обогревателя заднего стекла авто­мобилей ВАЗ-2105, -2107 образовались разрывы, то восстановить электри­ческий контакт можно графитовым порошком, смешанным с небольшим количеством эпоксидного клея. Этой смесью аккуратно промазывают по­врежденные места.

Если не включается стартер, то возможная причина — обгорание кон­тактов включения реле стартера в замке зажигания. Возобновить работу стартера можно, если снять красный провод с клеммы «50» замка зажига­ния и присоединить к одной.из клемм  «16» (они свободны).

Чтобы предотвратить возможность обгорания контактов замка зажи­гания, нужно избавиться от возникающей в момент включения стартера наведенной ЭДС самоиндукции. Включите в цепь параллельно катушке реле стартера какой-либо диод: Д305, Д214, Д215. Д242-Д248. Контакты не будут обгорать.

Чтобы облегчить снятие тормозного барабана на автомобилях ВАЗ, можно попробовать нагреть его, обливая кипятком (нагревать паяльной лампой или газовой горелкой ни в коем случае нельзя — от местного перегрева барабан покоробится, а то и даст трещину). А когда он нагреется, ввернуть  два  болта  в  предназначенные  для этого  отверстия  и довольно легко отделить барабан от фланца полуоси. При установке на место смажь­те посадочные места тонким слоем <-Литола-24» или другой консистентной смазкой.

В процессе эксплуатации на рабочей поверхности барабана образуются канавки, а у края — буртик. Нужно, как говорят, проточить барабаны. Сделать это можно и без токарного станка, прямо на машине. Поднимите одно из задних колес и подставьте надежную подставку. Снимите колесо и барабан. Переверните его и вновь закрепите, как бы вывернув наизнанку, рабочей поверхностью наружу. Заведите мотор, включите первую передачу. Вывешенный барабан начнет вращаться. Подведите наждачный камень (или острый шабер) к поверхности, нуждающейся в обработке. Правиль­ность окружности обрабатываемой поверхности практически не изменится, так как режущий инструмент закреплен нежестко (находится в вашей руке).

Закройте гнезда под домкрат пробками от шампанского и вы из­бавитесь от необходимости очищать их от набившейся (а зимой еще и замерзшей) грязи при замене колеса. Кроме того, грязь, смешавшая­ся со снегом и солью (посыпаемой на дорогах зимой), создает очаги кор­розии.

Смазать механизм привода дверного замка можно, не разбирая обивку двери. Выверните верхний из трех винтов крепления замка (винты рас­положены на торце двери) и через это отверстие подайте с помощью масленки к механизму привода немного моторного масла. Поворачивая пальцами, разработайте ротор замка и добавьте еще немного масла. Замок и кнопка-фиксатор будут работать легко и надежно.

Отверстия в синтетическом коврике автомобиля (ВАЗ-2103, -2106 и др.) лучше не вырезать, а прожигать паяльником (например, для закреп­ления нижних концов ремней безопасности).

Установив дополнительный датчик давления ММ-393А (применяемый на ВАЗ-2103, -2106), можно постоянно контролировать давление масла на автомобилях ВАЗ-2101, -21011. В качестве прибора, регистрирующего давление масла, можно использовать указатель уровня бензина, подклю­чив его через тумблер. Теперь указатель будет показывать либо уровень бензина, либо давление масла (в зависимости от положения тумблера). Применительно к давлению масла его крайнее (максимальное) положение будет соответствовать 8 кг/см2, среднее 4 кг/см2.

Увеличить долговечность шарниров рулевых тяг можно, устранив зазоры между резиновым чехлом и пальцем шарниров (зазоры появляются из-за старения и растягивания пылезащитных резиновых чехлов). Для этого используют кольцевую прокладку из пористой резины или поролона толщиной 10—15 мм, которой и закрывают зазор.

Если контрольная лампа заряда постоянно горит при работе двигателя, одной из причин может быть пробой одного или нескольких диодов выпрямителя в генераторе. Чтобы проверить исправность диодов без при боров, выключают зажигание и снимают провод с клеммы аккумулятора. Если диод пробит, то как при отсоединении, так и при подключении провода будет отчетливо слышен щелчок реле контрольной лампы заряда аккумулятора.

Электромагнитный клапан системы холостого хода может не работать из-за окисления кожуха в месте прилегания контактного коль­ца катушки. В этом случае острой отверткой развальцовывают кожух со стороны штекера, вынимают катушку и зачищают мелкой шкур­кой окисленные участки. Если причиной отказа является перегора­ние дефектной обмотки катушки, то обмотку снимают и наматывают новую из провода диаметром 0,14 мм в эмалевой изоляции. Число вит­ков 3000 ± 10, сопротивление обмотки 150—160 Ом. Один конец при­паивают к контактному кольцу, второй — к штекеру. После установ­ки катушки на место завальцовывают кожух, а шов промазывают клеем БФ-2.

Иногда запорная игла заедает и не открывает клапан, что при­водит к остановке двигателя на холостом ходу. Для устранения выво­рачивают клапан из карбюратора, извлекают из него жиклер и в отвер­стие корпуса закапывают немного масла. Обычно это помогает полностью восстановить подвижность запорной иглы и работоспособность всего кла­пана.

Отремонтировать разболтанные дверные петли можно, не снимая их с автомобиля (вывернуть большие винты крепления петель к кузову очень трудно). Выбивают старые оси и снимают двери. Затем петли рассверли­вают так, чтобы устранить элипсную выработку. Вытачивают новые оси так, чтобы они плотно входили в рассверленные отверстия петель, и наве­шивают двери.

Если все же есть необходимость в снятии петель (есть возможность установить новые), то можно попытаться открутить их при помощи от­вертки с приваренной гайкой. На <-мощную» отвертку одевают гайку подходящего размера, приваривают у рукоятки. Теперь, нажимая на от­вертку, вращают ее при помощи рожкового ключа. Если и этот способ не помогает, то вывернуть винты можно только нагревая их (например, газовой горелкой) и сразу же охлаждая водой. Такую операцию проводить 2—3 раза. В условиях станции техобслуживания эти винты отворачивают­ся специальными ударными отвертками.

Отремонтировать шаровую опору с увеличенным люфтом пальца из-за износа пластмассового подшипника можно, поместив очищенную от грязи опору в сосуд с кипящим моторным маслом. Пластмассовый под­шипник расширяется и после остывания выбирает зазор между пальцем и корпусом.

Для точной регулировки клапанов необходимо более точно устанавли­вать распределительный вал. При регулировке клапанов коленчатый вал поворачивается на 180″, а распределительный вал на 90°. Для более точной установки (а также для упрощения регулировочных работ) рекомендуется установить дополнительные метки  на звездочку распределительного вала

(каждая метка относительно другой будет располагаться под углом 90°). Первая метка (основная) расположена между 1 и 38 (последним) зубом звездочки, вторая — напротив 10 зуба звездочки, третья — между 19 и 20 зубьями и четвертая — напротив 29 зуба звездочки распределительного вала. Ставить метки нужно острым кернером.

Если после пробега 40—45 тыс. км генератор «Жигулей» начал работать со свистящим звуком, можно предположить отсутствие смаз­ки в подшипнике его вала. Так как крышка генератора выполнена неразборной, то для смазки подшипника следует просверлить в центре крышки отверстие диаметром 1,2 мм и ввести внутрь с помощью масленки 3—4 капли дизельного масла. Обычно такой смазки хватает на 50—60 тыс. км. А отверстие затем надо плотно закрыть деревянной про-бочкой.

Катушку зажигания 27.3705, применяемую на автомобилях ВАЗ-2108 и -2109, нельзя заменять на обычную Б117, так как может выйти из строя электронный коммутатор.

Наибольшая часть отказов электронной системы зажигания авто­мобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 приходится на коммутатор. Чаще все­го отказы происходят: из-за нарушения соединений в схеме; обра­зования паразитных токопроводящих путей в схеме; вследствие не­герметичности корпуса; из-за выхода из строя диода КД202 — на схе­ме Д7.

Если в ВАЗ-2108 (-2109) севшая аккумуляторная батарея не вращает коленчатый вал, а сходу пустить двигатель нет возможности, попробуйте сделать это так. Затяните стояночный тормоз, поднимите при помощи домкрата левое переднее колесо, закройте воздушную заслонку карбюрато­ра, включите четвертую или пятую передачу. Теперь руками в перчатках (чтобы не повредить руки) вращайте по ходу движения вывешенное колесо. Когда двигатель начнет работать, включите нейтральную передачу и уберите домкрат.